У книжной полки. 26 июля

26 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Схиигумен Савва. Полное собрание проповедей и поучений.

 

27 июля 1980 года в Псково-Печерском монастыре окончил свой жизненный путь и иноческий подвиг схиигумен Савва, известный многим православным людям. С его именем неразделим образ верного доброго пастыря Христова, в продолжение многих десятилетий верою, любовью, благодатными дарованиями служившего Церкви Божией. Он был образом чистоты, доброты, духовной мудрости. А по ревности служения Богу и Церкви его можно сравнить с теми, кто, подобно апостолу Павлу, полагал душу свою за пасомых, кто пребывал в муках рождения, чтобы в верных чадах изобразился Христос. Отец Савва насадил большой виноградник людских сердец и усердно в нем трудился, и его чистое и сострадательное сердце пылало жертвенной любовью к людям. Служить Богу в ближних, жить так, чтобы служить любви – таким был девиз всей его жизни. О ней вы узнаете из книги, которая называется «Схиигумен Савва. Полное собрание проповедей и поучений». ***

В эту книгу вошло жизнеописание схиигумена Саввы (Остапенко), и его духовные сочинения. Как отмечают издатели, «жизнь схиигумена Саввы до его поступления в монастырь осталась малоизвестной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам, так как старец не любил говорить о себе. Мы же расскажем лишь о том, что оказалось доступным составителям этой книги и что вошло в жизнеописание старца. Схиигумен Савва, в миру Николай Михайлович Остапенко, родился в 1898 году на Кубани в простой, но благочестивой и истинно христианской семье. Его мать, имея восьмерых детей, последнюю еду, имевшуюся в доме, часто отдавала приходящим странникам, и Господь никогда не оставлял этот дом без хлеба насущного. Для наблюдательного и чуткого мальчика, каким был Коля Остапенко, все это не могло пройти бесследно.

Его родители также нередко совершали паломничества по святым местам и брали с собой детишек. Так с малых лет малыши приучались к благочестивой христианской жизни. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храме, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие церковные службы. С 6 лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе, а еще - хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания мальчику делалось так сладко и хорошо на душе, что он забывал о земле и обо всем земном. Все это постепенно приводило Колю к желанию служить Богу. Неудивительно, что ребенок говорил: «Вырасту, буду монахом!»

В 13 лет Николай Остапенко окончил 2-х классное училище, а в 16 - досрочно был призван в армию, поскольку в то время началась 1 Мировая война. После войны закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. В 1932 году Николай Михайлович окончил Московский строительный институт и до конца Великой Отечественной войны работал инженером-строителем. Можно только догадываться, что стоит за этими датами. Почти половина жизни прожита в миру. И как смог он в эти годы сохранить, словно неугасимую лампаду, свою веру и любовь ко Господу?! Как бережно был сберегаем этот огонь, если его не потушили ни страшные 20-е, ни более мрачные 30-е годы? Сам батюшка вспоминал, что в это время он любил ходить на кладбища, особенно на Ваганьковское. Видимо, только там и оставался неизменным прежний уклад жизни, как неизменными остаются рождение и смерть человеческие.

После окончания Великой отечественной войны отношений властей к Церкви потеплело, тогда же открылась Троице-Сергиева Лавра, несколько других духовных учебных заведений. А Николаю Михайловичу Остапенко тогда было уже 48 лет, и, казалось бы, в таком возрасте поздно начинать жизнь сначала, тем более что лучшая часть ее (по мирским меркам) уже прожита. Но ничего не могло помешать будущему старцу. Успешно сдав экзамены в Духовную семинарию, он взялся за изучение Премудрости Божией. Курс семинарии немолодой воспитанник закончил за 3 года, а через некоторое время сбылась и давняя многолетняя мечта о монастыре. наконец Николая Остапенко приняли в число братии Троице-Сергиевой Лавры послушником. Послушание свое он нес усердно, с Божией помощью минуя все искушения и соблазны. И это неудивительно: вся его долгая, предшествующая этому жизнь была направлена к достижению совершенного служения Богу. А вскоре состоялось его пострижение, и при постриге иноку было дано имя Саввы Сторожевского, верного ученика преподобного Сергия.

Более подробнее о жизни схиигумена Саввы читайте на страницах первого тома этого издания. Здесь же читатели смогут познакомиться с сочинением старца «Основа спасения». Предваряет свой труд отец Савва таими словами – «Духовно-нравственная литература нашей Православной Церкви очень богата руководствами для ищущих спасения души. Но так как творения святых отцов не всем доступны, к тому же не все имеют достаточно времени для чтения пространных сочинений, то и предпринято составление настоящей книги – «Духовно-нравственные поучения», в которую, как в сокровищницу, собрано много хорошего, ценного из поучений святых отцов, и особенно подвижников благочестия последнего времени. При составлении этой книги имелись в виду: краткость и ясность изложения, желание помочь в деле спасения, особенно тем, кто вверил мне свои души как духовному отцу для духовного руководства». Дополняют этот том молитвы и другие душеполезные наставления, а также памятка иноку.

Второй том собрания составили следующие труды схиигумена Саввы: «Семена слова для нивы Божией», «О главных христианских добродетелях и гордости», «Памятка христианских наставлений», «Плоды истинного покаяния». Труд «Семена слова для нивы Божией» содержит в себе избранные поучения на исповеди, на молебнах и панихидах. В «Памятке христианских наставлений» разъясняются грехи и указываются пути исправлению порочной жизни. В произведении «Плоды истинного покаяния» говорится о Таинстве Покаяния и подготовке исповеди. Более подробнее скажем о сочинении старца - «О главных христианских добродетелях и гордости». Этот труд является глубоким, содержательным и подробным раскрытием великих христианских добродетелей – смирения, кротости, милосердия, миротворчества, самоукорения и любви.

Плодом этих добродетелей, по словам издателей, для христианина будут духовный рост, духовное совершенство и бесценный дар мира души, о чем так прекрасно сказал преподобный отец наш Серафим Саровский: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи». Автор в этом сочинении касается только одного, но основного порока души – гордости, как противоположности добродетелям и основного препятствия на духовном пути, с которой с самого начала надо бороться христианину, чтобы на его духовном пути не было препятствий. Он предостерегает читателя от этого порока и дает наставления, как с ним бороться и побеждать, ибо без победы над ним не может быть у него ни духовного роста, ни спасения. Книга эта весьма высокого и глубокого духовного содержания. Утверждения автора подтверждаются выдержками из авторитетных и современных духовных писателей и святых Отцов.

«Цель жизни христианина, - отмечает автор, – стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией. Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но, чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей, и прежде всего от гордыни – матери всех пороков и грехов. Недопустима даже малейшая тень красования своим «Я», самый тонкий вид самолюбия является преградой для вселения Духа Божия в сердце человека. Малейшее попрание чужой личности рассматривается как грех против любви, против образа Божия в человеке. Грех этот особенно противен Духу Святому и отгоняет его. От нас требуется постоянная мучительно-страдальческая борьба с грехом, который живет и в нас, и вне нас. Требуется постоянное воздержание и ограничение себя во всем, чтобы легче было искоренить из сердца страсти и пороки и насадить в нем семена христианских добродетелей».

 

*** Сегодня на нашей книжной полке «Полное собрание проповедей и поучений», которые оставил нам добрый батюшка - схиигумен Савва. Его наставления полны жизни и силы, и обильно изливают в душу читателя струи духовного разума и благодатных ощущений. Мудрость, соединенная со смирением, образовали в нем тот самый духовный разум, который святые отцы называют «плодом опыта духовного». Будучи очень энергичным, о. Савва не только никогда не удалялся от труда помочь ближнему на пути ко спасению, но, напротив, всегда искал такого подвига. Непрерывным потоком текли к нему страждущие и жаждущие спасения люди. И благодать Божия, обитающая в батюшке, приносила стократные плоды: в людях загорался дух Христов, неверующие обретали Бога, туман неверия рассеивался, и правда Божия становилась для них очевидной. И мы надеемся, что и те, кто прочтет этот сборник, обретут для себя помощь в трудах духовных – в покаянии, сокрушении сердца и в подвиге молитвы.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать