Аудио |
|
Скачать .mp3 |
О. Рожнева. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», - так начал свою проповедь Предтеча Христов, святой Иоанн. Голос пророка пронесся по градам и весям, и народ, блуждающий во тьме, не имущий пастыря, толпами устремился к Иоанну в пустыню». А в 19 веке, «в 30 верстах от славного Петрограда, в прежде безвестном и как бы пустынном Кронштадте», раздался «голос проповедника покаяния и пастыря Христова отца Иоанна. Этот звонкий, ободряющий, как свежий ветерок моря, голос не грозный, а любящий, страждущий за братию, голос пастыря», по словам его современника иеромонаха Михаила (Семёнова) звал и собирал народ, призывая к покаянию. Этот голос мы можем услышать и сегодня, стоит только обратиться к трудам святого праведного Иоанна Кронштадтского, прочитать его житие и воспоминания о нем. Все это в малом объеме представлено на страницах книги Ольги Рожнёвой – «Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря, в серии «Люди Божий». ***
Эта книга посвящена святому праведному Иоанну Кронштадтскому, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1990 году. Отец Иоанн имел пламенную веру, исцелил тысячи страждущих, совершал чудеса, изгонял нечистых духов, имел дары пророчества и боговдохновенного слова. В этой книге собраны наставления святого Иоанна Кронштадтского, советы, фрагменты его жития и воспоминания и нем самом и о его чудесной помощи людям. Как говорится в житии святого, родился он 19 октября 1829 года и был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского. Детство провел в крайней бедности и лишениях. Рос тихим, сосредоточенным ребенком, любил природу и богослужения. В своей единственной автобиографии отец Иоанн писал: «Я сын причетника села Сурского Пинежского уезда Архангельской губернии. С самого раннего детства, как только я помню себя, лет четырех или пяти, а может быть и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным настроением сделали из меня религиозно-настроенного мальчика».
Когда мальчику исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в Архангельское приходское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. В один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда всe спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал молитву: Божественная благодать осенила мальчика, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». В 1851 году Иоанн Сергиев окончил семинарию с отличием и поступил в Петербургскую духовную академию. Во время учебы в духовной академии Иоанн увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в Андреевском соборе города Кронштадта. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора и согласился.
Пятьдесят три года отец Иоанн служил в Андреевском соборе. Кронштадт в те времена был местом административной высылки многочисленных нищих и чернорабочих. Молодой священник стал посещать лачуги, землянки и бедные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оставалось денег, отдавал свою рясу, сапоги и сам босой возвращался домой в церковный дом. Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене. Когда отец Иоанн стал уже прославленным пастырем, ему жертвовали огромные суммы денег, все эти деньги он раздавал нуждающимся. О своей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу».
Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 года им было послано по почте различным просителям двадцать пять тысяч рублей, не считая личных жертв из рук в руки, сумму которых никто не знал, даже сам отец Иоанн. Кроме непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт Дом трудолюбия, в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище для сорока тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до восьмисот бесплатных обедов, и странноприимный дом. По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм.
Впрочем, как отмечает автор, нет возможности перечислить все места и области, куда простирались забота и помощь любящего пастыря. Его искали миллионы алчущих и жаждущих, всех возрастов и званий. Возле святого Иоанна можно было увидеть и образованного человека, и чернорабочего, профессора и студента, взрослых и детей, господ и прислугу, скромных тружениц и падших женщин, больных, испорченных и преступных людей, людей разных религий и национальностей. Всех их приводило к батюшке одно и тоже чувство: он спасал их тем, что звал к другому миру своим словом, делом, примером, а более всего своей личностью, воспитывал общество. Преподавал науку жизни во Христе, которою он и сам жил. Епископ Арсений (Жадановский) вспоминал о батюшке: «Самый внешний вид отца Иоанна был особенный, какой-то обаятельный, невольно располагавший к нему сердца всех: в глазах его отображалось небо, в лице — сострадание к людям, в обращении — желание помочь каждому. Неудивительно, что к нему тянулись все болящие, страждущие душой и телом».
В своей автобиографии святой Иоанн писал: «С первых же дней своего высокого служения церкви, я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за своей внутренней жизнью. С этой целью прежде всего принялся я за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, извлекая из него все назидательное для себя, как для человека вообще и священника в особенности. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы к Богу и свои благодарные чувства за избавление от искушений, скорбей и напастей. В каждый воскресный и в праздничный день я произносил в церкви слова и беседы, или собственного сочинения, или проповеди митр. Григория. Некоторые из моих бесед изданы и весьма много осталось в рукописи».
Размышления о христианском вероучении и задачах христианина - как священника, так и простого мирянина — присутствуют на многих страницах дневника отца Иоанна, его наставления, советы, всегда глубоко продуманные, высказаны лаконично и убедительно. Автор-составитель этой книги предлагает нам избранные наставления святого. Так, например, отец Иоанн много учил о важности молитвы: «Молитва дает крепость душе и телу, просвещает лицо. Молитва — золотая нить, соединяющая тварь с Творцом. Она дает бодрость и мужество при различных искушениях, содействует успеху в делах, укрепляет веру и другие добродетели, содействует исправлении) жизни, порождает слезы покаяния, склоняет к делам милосердия». Он говорил: «Без молитвы христианин, как рыба без воды, жить не может». «Если ты хорошо помолишься, — советовал отец Иоанн в своем дневнике, — то выгадаешь два-три часа хорошего сна». Он еще говорил: «Ничто так скоро не погашает в нас духа, как - невоздержание, пресыщение и рассеянный образ жизни».
Святой Иоанн говорил также: «Для того чтобы провести весь день совершенно свято, мирно и безгрешно, единственное средство — это самая искренняя и горячая молитва утром сразу после сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст душе силу противостоять злу». Как вовремя услышать эти слова сейчас, когда еще продолжается Рождественский пост, а в эти новогодние дни он более строгий. И очень кстати будет прочитать поучения святого пастыря, о том, что говорит он о духовной борьбе. Таким образом мы можем поучиться у человека Божия, который сам ревностно боролся со своими страстями, заботился о чистоте своего сердца. «Невозможно, говорите, победить грех – пишет святой отец. - Неправда: возможно, нет только у нас охоты. Решимости вступить в ... борьбу с ним...» «Жизнь настоящая, - отмечает батюшка, - есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом». «Жизнь моя - это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собою, борьба, которую я веду в настоящее время при постоянном подкреплении благодати Божией».
*** В дни наступившего нового года нельзя не вспомнить и одну из бесед, сказанную Кронштадтским пастырем на новогодний праздник. Поздравляя прихожан, святой Иоанн с грустью замечал: «Смотря на исключительные попечения людей о плоти, думаешь: есть ли в людях душа? А если есть, то почему они не заботятся, не думают о ее спасении, ибо она предана бесчисленным грехам, которые составляют смерть ее и смерть вечную? Есть ли вечная мука и вечное блаженство? А если есть, то отчего так мало стараются или вовсе нет старания избежать вечного мучения и наследовать вечное блаженство? Вот что меня удивляет». О своей душе и душах многих православных христиан заботился Всероссийский батюшка, продолжает он это великое дело и сейчас. Пребывая в Небесной обители со Христом, Которого в своей земной жизни любил больше всего, он молится и о нас грешных. А читая житие праведника и его духовные труды, мы можем размышлять, думать и духовно расти, направляемые мудрым словом святого Иоанна Кронштадтского.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
По святым местам. Храм Бориса и Глеба г. Яровое
У книжной полки. Архимандрит Иов (Гумеров). Суд над Иисусом Христом
Москва. День открытых дверей в ПСТГУ
Орел. Благотворительный фестиваль «Музыка добрых сердец»
Красноярск. День открытых дверей в КИЦ «Успенский» - «Пасхальный перезвон»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!