У книжной полки. 2 января

2 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3

О. Рожнева. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», - так начал свою проповедь Предтеча Христов, святой Иоанн. Голос пророка пронесся по градам и весям, и народ, блуждающий во тьме, не имущий пастыря, толпами устремился к Иоанну в пустыню». А в 19 веке, «в 30 верстах от славного Петрограда, в прежде безвестном и как бы пустынном Кронштадте», раздался «голос проповедника покаяния и пастыря Христова отца Иоанна. Этот звонкий, ободряющий, как свежий ветерок моря, голос не грозный, а любящий, страждущий за братию, голос пастыря», по словам его современника иеромонаха Михаила (Семёнова) звал и собирал народ, призывая к покаянию. Этот голос мы можем услышать и сегодня, стоит только обратиться к трудам святого праведного Иоанна Кронштадтского, прочитать его житие и воспоминания о нем. Все это в малом объеме представлено на страницах книги Ольги Рожнёвой – «Святой праведный Иоанн Кронштадтский». Книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря, в серии «Люди Божий». ***

Эта книга посвящена святому праведному Иоанну Кронштадтскому, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1990 году. Отец Иоанн имел пламенную веру, исцелил тысячи страждущих, совершал чудеса, изгонял нечистых духов, имел дары про­рочества и боговдохновенного слова. В этой книге собраны наставления святого Иоанна Крон­штадтского, советы, фрагменты его жития и воспо­минания и нем самом и о его чудесной помощи людям. Как говорится в житии святого, родился он 19 октября 1829 года и был наречен Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского. Детство провел в крайней бедности и лишениях. Рос тихим, сосредоточенным ребенком, любил природу и богослужения. В своей единственной автобиогра­фии отец Иоанн писал: «Я сын при­четника села Сурского Пинежского уезда Архангельской губернии. С самого раннего детства, как только я помню себя, лет четырех или пя­ти, а может быть и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным настроением сделали из меня религиозно-настроенного мальчика».

Когда мальчику исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в Архангельское приходское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. В один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда всe спали, он встал и начал молиться особен­но горячо. Господь услышал молит­ву: Божественная благодать осенила мальчика, и, по его собственному вы­ражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». В 1851 году Иоанн Сергиев окончил семинарию с отли­чием и поступил в Петербургскую ду­ховную академию. Во время учебы в духовной академии Иоанн увидел себя во сне в священнических одеждах, служащим в Ан­дреевском соборе города Кронштад­та. Через несколько дней он получил предложение взять в жены дочь настоятеля того самого собора и согла­сился.

Пятьдесят три года отец Иоанн служил в Андреевском соборе. Кронштадт в те времена был местом административ­ной высылки многочисленных нищих и чернорабочих. Молодой священник стал посещать лачуги, землянки и бед­ные квартиры. Он утешал брошенных матерей, нянчил их детей, пока мать стирала; помогал деньгами; вразумлял и увещевал пьяниц; раздавал все свое жалованье бедным, а когда не оста­валось денег, отдавал свою рясу, са­поги и сам босой возвращался домой в церковный дом. Это привело даже к тому, что одно время его жалование выдавалось не ему, а его жене. Когда отец Иоанн стал уже прослав­ленным пастырем, ему жертвовали огромные суммы денег, все эти день­ги он раздавал нуждающимся. О сво­ей благотворительности отец Иоанн говорил так: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут прине­сти пользу».

Секретарь отца Иоанна говорил, что за июнь 1895 года им было посла­но по почте различным просителям двадцать пять тысяч рублей, не счи­тая личных жертв из рук в руки, сум­му которых никто не знал, даже сам отец Иоанн. Кроме непосредственной благотво­рительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помо­щи. В 1882 году в Кронштадте был открыт Дом трудолюбия, в котором была собственная церковь, началь­ное народное училище для мальчи­ков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, на­родный дом, дававший пристанище для сорока тысяч человек в год, раз­ные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до восьмисот бесплатных обедов, и странноприимный дом. По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм.

Впрочем, как отмечает автор, нет возможности перечислить все места и области, куда простирались забота и помощь любящего пастыря. Его искали миллионы алчущих и жаждущих, всех возрастов и званий. Возле святого Иоанна можно было увидеть и образованного человека, и чернорабочего, профессора и студента, взрослых и детей, господ и прислугу, скромных тружениц и падших женщин, больных, испорченных и преступных людей, людей разных религий и национальностей. Всех их приводило к батюшке одно и тоже чувство: он спасал их тем, что звал к другому миру своим словом, делом, примером, а более всего своей личностью, воспитывал общество. Преподавал науку жизни во Христе, которою он и сам жил. Епископ Арсений (Жадановский) вспоминал о батюшке: «Самый внешний вид от­ца Иоанна был особенный, какой-то обаятельный, невольно располагав­ший к нему сердца всех: в глазах его отображалось небо, в лице — состра­дание к людям, в обращении — жела­ние помочь каждому. Неудивительно, что к нему тянулись все болящие, страждущие душой и телом».

В своей автобиографии святой Иоанн писал: «С первых же дней своего высокого служения церкви, я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, пастырству и священнослужению, строго следить за своей внутренней жизнью. С этой целью прежде всего принялся я за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, извлекая из него все назидательное для себя, как для человека вообще и священника в особенности. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы к Богу и свои благодарные чувства за избавление от искушений, скорбей и напастей. В каждый воскресный и в праздничный день я произносил в церкви слова и беседы, или собственного сочинения, или проповеди митр. Григория. Некоторые из моих бесед изданы и весьма много осталось в рукописи».

Размышления о христианском вероучении и задачах христианина - как священника, так и простого мирянина — присутствуют на многих страницах дневника отца Иоанна, его наставления, советы, всегда глубоко продуманные, высказаны лаконично и убедительно. Автор-составитель этой книги предлагает нам избранные наставления святого. Так, например, отец Иоанн много учил о важности молитвы: «Молитва дает крепость душе и телу, просвещает лицо. Молитва — зо­лотая нить, соединяющая тварь с Твор­цом. Она дает бодрость и мужество при различных искушениях, содействует успеху в делах, укрепляет веру и другие добродетели, содействует исправлении) жизни, порождает слезы покаяния, склоняет к делам милосердия». Он говорил: «Без молитвы христианин, как рыба без воды, жить не может». «Если ты хорошо помолишься, — со­ветовал отец Иоанн в своем дневни­ке, — то выгадаешь два-три часа хо­рошего сна». Он еще говорил: «Ничто так скоро не погашает в нас духа, как - невоздержа­ние, пресыщение и рассеянный образ жизни».

Святой Иоанн говорил также: «Для того чтобы про­вести весь день совершенно свято, мирно и безгрешно, единственное средство — это самая искренняя и го­рячая молитва утром сразу после сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст душе силу противостоять злу». Как вовремя услышать эти слова сейчас, когда еще продолжается Рождественский пост, а в эти новогодние дни он более строгий. И очень кстати будет прочитать поучения святого пастыря, о том, что говорит он о духовной борьбе. Таким образом мы можем поучиться у человека Божия, который сам ревностно боролся со своими страстями, заботился о чистоте своего сердца. «Невозможно, говорите, победить грех – пишет святой отец. - Неправда: возможно, нет только у нас охоты. Решимости вступить в ... борьбу с ним...» «Жизнь настоящая, - отмечает батюшка, - есть школа духовная, борьба, подвиг, сра­жение с грехом». «Жизнь моя - это долгая, упорная и непре­станная борьба с самим собою, борь­ба, которую я веду в настоящее время при постоянном подкреплении благо­дати Божией».

 

*** В дни наступившего нового года нельзя не вспомнить и одну из бесед, сказанную Кронштадтским пастырем на новогодний праздник. Поздравляя прихожан, святой Иоанн с грустью замечал: «Смотря на исключительные попечения людей о плоти, думаешь: есть ли в людях душа? А если есть, то почему они не заботятся, не думают о ее спасении, ибо она предана бесчисленным грехам, которые составляют смерть ее и смерть вечную? Есть ли вечная мука и вечное блаженство? А если есть, то отчего так мало стараются или вовсе нет старания избежать вечного муче­ния и наследовать вечное блаженство? Вот что меня удивляет». О своей душе и душах многих православных христиан заботился Всероссийский батюшка, продолжает он это великое дело и сейчас. Пребывая в Небесной обители со Христом, Которого в своей земной жизни любил больше всего, он молится и о нас грешных. А читая житие праведника и его духовные труды, мы можем размышлять, думать и духовно расти, направляемые мудрым словом святого Иоанна Кронштадтского. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать