У книжной полки. 19 октября

19 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Протоиерей Валентин Свенцицкий. Религия свободного человека.

 

20 октября 85 лет назад в больнице города Канска после продолжительной болезни отошел ко Господу протоиерей Валентин Свенцицкий. Богатая личность отца Валентина, как богослова и христианского публициста, разностороннее раскрывается на страницах его трудов, созданных в предреволюционную эпоху. Изучение этого времени с критической точки зрения, очень важно для понимания исторических процессов, происходивших и происходящих в России. Поэтому в 2012 году Новоспасский монастырь по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приступил к изданию полного собрания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Отец Валентин не был членом Собора, но его публицистику знали многие из участников соборных дискуссий. Современному же читателю этот писатель известен лишь по книге «Диалоги». И вот настало время нам познакомиться с другими трудами этого автора. *** Как отмечают издатели, в данную книгу вошли ранее не переиздававшиеся работы протоиерея Валентина Свенцицкого. Это уцелевшие части трактата «Религия свободного человека» о божественном достоинстве личности; обоснование голгофского христианства; путевые очерки с бытовыми зарисовками и философскими размышлениями; насущные и ныне острые отзывы о нестроениях, пороках и язвах церковной и общественной жизни; изъяснения смысла исторических событий; сатирический эпос «Да здравствует Царицын!» об олицетворяющем Российскую империю уездном городе; статьи о Ф. М. Достоевском, B. С. Соловьёве, В. О. Ключевском, Л. Н. Толстом, В. В. Розанове, C.Я. Надсоне. В. М. Гаршине, Н. А. Клюеве, Л. Н. Андрееве и др.

Обратимся к биографии автора. Протоиерей Валентин Свенцицкий родился в 1882 году в Казани, в дворянской семье. Хотя отец его был католиком, бабушка по материнской линии воспитывала детей в православной вере. С 15 лет Валентин жил с семьей в Москве, где получил классическое образование, позволившее ему поступить на филологический факультет Московского университета. Там же он обучался на юридическом и историко-философском факультетах. Под влиянием революционных событий 1905 года молодой Валентин Свенцицкий увлекся модными тогда идеями христианского социализма и был одним из основателей Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева, куда вошли многие видные представители московской интеллигенции. Уже тогда начал проявляться ораторский дар будущего пастыря - его выступления пользовались огромной популярностью и собирали множество слушателей.

В этот период Свенцицкий сотрудничал с редакциями сборников «Свободная совесть» и «Вопросы религии», регулярно публиковался в журнале «Новая земля», писал литературоведческие статьи и художественные произведения, в которых заметно проявлялось влияние творчества Достоевского. Многогранный талант молодого мыслителя не остался незамеченным образованными кругами московского и петербургского общества. Однако, увлекшись духовными исканиями, Свенцицкий пишет два философских романа, один из которых приводит его к 2 годам тюремного заключения. В результате, Свенцицкий под чужим именем бежит во Францию, где переосмысливает всю предыдущую жизнь. И оставив все «мудрствование», всецело предает свою жизнь Христу и Его Церкви. По возвращении в Россию Валентин Павлович едет на Кавказ, после чего пишет книгу, пронизанную глубоким пониманием сути христианской жизни и христианского подвига.

Однако подлинным откровением для Валентина Павловича становится общение с великим оптинским старцем Анатолием (Потаповым), ставшим в дальнейшем его духовником. По его благословению будущий пастырь творит непрестанную молитву и задумывается о монашеском пути. Последние иллюзии, питаемые относительно христианского социализма, развеивает революция 1917 года. В эти годы Валентин Павлович Свенцицкий принимает священный сан и тем самым добровольно встает на путь исповедничества. В годы гражданской войны он примыкает к Белому движению. По окончании Гражданской войны в отличие от многих единомышленников отец Валентин сознательно остается в разоренной России. И являясь горячим сторонником Патриарха Тихона, бросает все силы на борьбу с обновленческим расколом.

В 1927 году священник, на протяжении многих лет боровшийся с безбожной властью, не смог признать декларации заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия (Старогородского) и ушел в раскол. Через год по обвинению в нелояльности к советской власти протоиерей Валентин был сослан в Сибирь на поселение. Именно там он и написал книгу «Диалоги», явившуюся венцом его пастырской и литературной деятельности. В 1931 году, смертельно больной, он направил покаянное письмо митрополиту Сергию, в котором просил принять его обратно в лоно Русской Православной Церкви. Получив прощение, отец Валентин скончался 20 октября 1931 года.

В своей книге «Религия свободного человека» отец Валентин в частности пишет: «Религия заповедей - младенческая религия «ветхого» завета. Не сотвори себе кумира. Не говори зря о Боге. Не лги. Почитай родителей. Не воруй. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не завидуй. Всё это правила для детей, чтобы они научились быть людьми - христианами. Каждый человек проходит все этапы не только физического развития от клеточки до полного организма, но и духовного - от греха Адама до воскресения из мёртвых. Проходит и детский ветхозаветный возраст. Потому Христос и не отверг детских религиозных правил, выраженных в заповедях Моисея. Но он дал детям и новое откровение: О свободном человеке. Он сказал не только о том, каков путь, чтобы стать человеком (заповеди). но и каков человек, до которого приводит этот путь (Сын Божий).

Христианство не есть религия заповедей, это - религия окончательного и абсолютного перерождения, это - религия человека, ставшего свободным. «Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Вот основной и краеугольный камень, на который впервые встаёт взрослый человек, вышедший из детского возраста. Уже нет: Не сотвори себе кумира. Не говори зря о Боге. Не лги. Почитай родителей. Не воруй. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не завидуй. Уже нет этих правил - не потому, что можно воровать, убивать и прелюбодействовать, - а потому, что не в этом дело. Потому что это «пелёнки», а у взрослого мужа другие задачи, другие пути, другая жизнь. «Пелёнки» сами по себе ни плохи, ни хороши, они нужны. И заповеди: не воруй, не убивай, не прелюбодействуй - нужны в известный возраст человека и человечества. Для взрослого же они ни плохи и ни хороши - а не нужны, как не нужно взрослому пеленать рук и ног.

Взрослый в духовном отношении человек становится свободным. Свободному человеку всё позволительно, но ничто не должно обладать им. И если ребёнок, испуганный таким произволом, спросит: — «Значит, и воровать, и убивать можно?» Взрослый человек должен успокоить испуганного ребёнка: «Нет-нет, убивать не надо. Но когда будешь большой — всё узнаешь». Ребёнку не понять всей наивности своего вопроса. Не понять потому, что только взрослый человек может понять человеческую свободу». Человечество избрало два взаимно противоположных пути для достижения свободы: аскетический и языческий, думая, что так будет скорее. Так думал каждый отдельный человек, думало и всё человечество. Но, как отмечает автор, ни аскетическое, ни языческое решение вопроса не даёт выхода. Где же надо искать его?» Об этом он пишет на страницах своей книги.

 

*** Интеллектуальный фон, формировавшийся в начале XX века в том числе и протоиереем Свенцицким, влиял на соборные дискуссии, а когда-то и предопределял их результаты. Тексты публициста не всегда однозначны, а порой его выводы и наблюдения спорны. Однако их следует воспринимать в русле апостольского завета: «Надлежит быть и разномыслиям между вами. Дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11,19). То, что в корпусе своих произведений отец Валентин раскрывается как искусный христианский мыслитель, сомнения нет. Выпуском настоящей книги Новоспасский монастырь принимает от православного издательства «Даръ» эстафету по научному воспроизведению трудов протоиерея Валентина Свенцицкого, стартовавшую в 2008 г. и продолжившуюся в 2011 г. Мы надеемся, - говорят издатели, что этот и последующие тома собрания сочинений вызовут столь же живой интерес у самых разных категорий читателей, как и ранее изданные. Очень важно, чтобы современный мыслящий христиански человек знал эти работы.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать