Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства.
18 июля мы праздновали день памяти великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского, а сегодня чтим Собор Радонежских святых, в ряду которых сродники святого старца, его ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. Велики заслуги Преподобного перед Русской Церковью и Русским государством, поэтому с веками не меркнет в народном сознании память о нем, святой Сергий является одним из наиболее почитаемых святых нашего Отечества. Священник Павел Флоренский точно определил главную заслугу Преподобного, назвав его «духовным родоначальником Московской Руси», источником «утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующим одному Ему ведомыми путями в судьбе каждого человека и целых народов». Поэтому Игумен земли Русской остается для всех ищущих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей. Исключительно большое значение имеет в русской истории и основанная святым Сергием Троицкая обитель. О ней, а также о ее устроителе, прп. Сергие и его последователях, рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством Никея. Она называется – «Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства». ***
Эта книга, по словам издателей, предназначена широкому кругу читателей, любящих историю России и интересующихся ее духовной жизнью. В ней в значительной полноте и в тесной связи с событиями русской истории представлены многочисленные факты из жизни великого русского святого Преподобного Сергия Радонежского, его окружения и последователей. Значительное место в книге отведено недавнему историческому прошлому, когда Русская Церковь подверглась суровым гонениям. Троице-Сергиева Лавра, существующие при ней Московская духовная академия и семинария достойно выдержали этот удар, сохранив и восстановив свои традиции.
В предисловии книги, ее автор протоиерей Анатолий Лазарев пишет: «Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа раздался Его Божественный призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11,28-29). На этот зов отозвалось множество людей, жители Палестины жадно внимали и с радостью принимали в свои сердца Благовестие. После искупительной Жертвы на Кресте, Воскресения Христова, а затем и Его Вознесения осталось учение, охватившее через проповедь апостолов весь мир. Из века в век увеличивалось число людей, находивших удовлетворение своей духовной жажды в Евангельском учении. Однако обычные люди в своей борьбе с грехом нуждались в действенной поддержке, в живом примере и мудром наставлении. И это они находили в лице подвижников, часто скрывавшихся в пустынях и оттуда светивших миру светом своих подвигов. И как раньше народ шел ко Христу Спасителю, так впоследствии он пошел к угодникам Божиим, стяжавшим благодать Христову.
Если обратиться к истории нашего Отечества, то, по словам автора, можно заметить, что почти сразу после Крещения Руси появились как пустынники, так и иноки, жившие в монастырях, стремившиеся к осуществлению Евангельского идеала. Древнерусский мир во всех сторонах своей жизни видел высокое влияние святых обителей, угодников Божиих, просиявших в Русской земле. Особенно это влияние заметно при рассмотрении истории Троице-Сергиевой Лавры и жизни ее основателя — Преподобного Сергия. Еще при жизни к нему, «изрядному сосуду благодати Божией», стекалось множество людей. И со дня его кончины до наших дней народный поток в созданную им обитель не уменьшается. Ради чего приходят сюда православные? Ответ на этот вопрос мы слышим в тех же приведенных выше словах Христова Евангелия (Мф. 11, 28-29), которые часто звучат у мощей Преподобного. Здесь все приходящие с верой обретают покой душам своим, получают благословение и исцеление телесных и душевных недугов.
О том, какое значение в жизни русского народа имеет обитель прп. Сергия, автор пишет следующее: «Еще при его жизни монастырь объединил все стороны русской жизни. Если перелистать страницу за страницей историю Троице-Сергиевой Лавры, то с очевидностью убедимся в том, что связь обители с историей русского народа очень тесная. Об этом точно сказал в начале XX века профессор Московской духовной академии Павел Николаевич Каптерев: «Имя Сергия и его монастыря раз и навсегда сплелось с судьбами России». Прежде всего, Троице-Сергиева Лавра на протяжении всей своей истории являлась и является духовным оплотом и центром русского православия. От нее началось развитие монашества в Северо-Восточной Руси — из братии Лавры вышел целый ряд основателей других монастырей, а также архипастырей, мудро управлявших Русской Церковью или ее отдельными епархиями.
Патриотическая деятельность Троице-Сергиевой обители проходит красной нитью через всю ее историю. В центре лаврской площади между Троицким собором и колокольней стоит обелиск, на одной из сторон которого имеется надпись: «Три были несчастливые времена, и в оных сия обитель к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала». И действительно, в трудные для нашего государства времена монастырь не был безучастным свидетелем бедствий, а помогал чем мог. Помогал материально, а особенно морально и духовно, когда своим нравственным влиянием воодушевлял русских людей на великие подвиги. Общеизвестны труды самого Преподобного Сергия по объединению русских земель, умиротворению враждовавших князей, а также его благословение и духовное руководство в знаменитой Куликовской битве. Даже по смерти подвижника у его гроба разрешались сложные удельные противоречия, прекращались споры и скреплялись крестным целованием княжеские взаимные обязательства и договоры.
Лавра никогда не принимала сторону самозванцев, а призывала к борьбе против них. В начале XVII в., во время Смуты, когда Россия стояла на грани национальной катастрофы, стены монастыря выдержали шестнадцатимесячную осаду, а братия показали всему народу пример мужества и самоотверженности в борьбе с врагами веры и отечества. Эти же стены дважды укрывали молодого царя Петра I от его врагов. Во время освободительной и справедливой борьбы с разными захватчиками обитель Преподобного Сергия всегда благословляла русское воинство и оказывала ему щедрую материальную помощь. Наконец, необходимо подчеркнуть большое культурное и просветительное значение Троице-Сергиевой Лавры. Как отмечал отец Павел Флоренский, - «русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры».
Не оставаясь безучастной к историческим судьбам нашего Отечества, обитель Преподобного Сергия с самого начала своего существования плодотворно содействовала культурному возрождению и просвещению русского народа. Троице-Сергиев монастырь стал таким же духовным и культурно-просветительным центром Московского государства, каким был в Киевской Руси КиевоПе-черский монастырь. Здесь велось летописание, составлялись жития русских святых, переводились и переписывались книги. Со времени основателя Троицкого монастыря ярко засветился свет просвещения и науки, который с течением времени разгорался все ярче и шире. «Уже прп. Сергий требовал от братии, наряду с телесными трудами, неустанного чтения, а для чтения необходимо было завести и мастерские переписчиков; так Сергиева Лавра от самого основания своего делается очагом обширной литературной деятельности». Здесь в убогих и темных келиях трудолюбивые иноки при свете лучины переписывали книги. Труды троицких мастеров на века сохранили многие памятники отечественной письменности.
Ну и как пишет автор, нельзя не отметить и большую хозяйственную и благотворительную деятельность Троице-Сергиева монастыря, об этом также говорится на страницах этого издания. В целом, исходя из свидетельств этой всесторонней деятельности Лавры, ее многовековую историю можно вместе с отцом Павлом Флоренским назвать микроисторией или своего рода конспектом истории нашей Родины. По его же выражению, «здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории... здесь Россия ощущается как целое». Цель книги, по словам автора, состоит в том, чтобы показать место и значение Троице-Сергиевой обители в истории Русской Церкви и государства. Поэтому отец Анатолий не дает полную историю монастыря, а приводит лишь ее отдельные моменты, значимые для понимания роли обители в тех или иных церковных и государственных событиях.
*** Автору этой книги, как и многим, близка Троице-Сергиева Лавра. В течение ряда лет отец Анатолий обучался в лаврской духовной школе. В основе же этого издания — его кандидатская работа, успешно защищенная в 1976 году. Тема предложена приснопамятным архимандритом Иннокентием (Просвирниным). Спустя 33 года диссертация была переработана и дополнена для представления на конкурс научных исследований Фонда святителя Макария (Булгакова). В 2009 г. по результатам конкурса автор получил благодарность фонда за высокие достижения в церковно-исторических трудах. В честь славной исторической даты — 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского — по благословению Митрополита Рязанского и Михайловского Павла было решено издать этот скромный труд отдельной книгой. И сегодня она перед вами.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 1 мая 2024 года
Церковный календарь 1 мая. Великая Среда. Мученик Иоанн Новый
Евангелие 1 мая 2024. Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову
Читаем Апостол. 1 мая 2024
Этот день в истории. 1 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!