У книжной полки. 19 июля

19 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Протоиерей Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства.

 

18 июля мы праздновали день памяти великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского, а сегодня чтим Собор Радонежских святых, в ряду которых сродники святого старца, его ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. Велики заслуги Преподобного перед Русской Церковью и Русским госу­дарством, поэтому с веками не меркнет в народном сознании память о нем, святой Сергий является одним из наиболее почитаемых святых нашего Отече­ства. Священник Павел Флоренский точно определил главную заслу­гу Преподобного, назвав его «духовным родоначальником Мо­сковской Руси», источником «утешения и надежды на всеблагой Промысл Господень, действующим одному Ему ве­домыми путями в судьбе каждого человека и целых народов». Поэтому Игумен земли Русской остается для всех ищущих его помощи верным маяком в бушующем море житейских страстей. Исключительно большое значение имеет в русской исто­рии и основанная святым Сергием Троицкая обитель. О ней, а также о ее устроителе, прп. Сергие и его последователях, рассказывает книга, выпущенная в свет Издательством Никея. Она называется – «Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства». ***

Эта книга, по словам издателей, предназначена широкому кругу читателей, любящих историю России и интересующихся ее духовной жизнью. В ней в значительной полноте и в тесной связи с собы­тиями русской истории представлены многочисленные факты из жизни великого русского святого Преподобного Сергия Радонеж­ского, его окружения и последователей. Значительное место в кни­ге отведено недавнему историческому прошлому, когда Русская Церковь подверглась суровым гонениям. Троице-Сергиева Лавра, существующие при ней Московская духовная академия и семина­рия достойно выдержали этот удар, сохранив и восстановив свои традиции.

В предисловии книги, ее автор протоиерей Анатолий Лазарев пишет: «Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа раздал­ся Его Божественный призыв: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11,28-29). На этот зов ото­звалось множество людей, жители Палестины жадно внимали и с радостью принимали в свои сердца Благовестие. После ис­купительной Жертвы на Кресте, Воскресения Христова, а за­тем и Его Вознесения осталось учение, охватившее через проповедь апостолов весь мир. Из века в век увеличива­лось число людей, находивших удовлетворение своей духовной жажды в Евангельском учении. Однако обычные люди в своей борьбе с грехом нуждались в действенной поддержке, в живом примере и мудром наставлении. И это они находили в лице подвижников, часто скрывавшихся в пустынях и оттуда светивших миру све­том своих подвигов. И как раньше народ шел ко Христу Спаси­телю, так впоследствии он пошел к угодникам Божиим, стяжав­шим благодать Христову.

Если обратиться к истории нашего Отечества, то, по словам автора, можно заме­тить, что почти сразу после Крещения Руси появились как пустын­ники, так и иноки, жившие в монастырях, стремившиеся к осу­ществлению Евангельского идеала. Древнерусский мир во всех сторонах своей жизни видел высокое влияние святых обителей, угодников Божиих, просиявших в Русской земле. Особенно это влияние заметно при рассмотрении истории Троице-Сергиевой Лавры и жизни ее основателя — Преподобного Сергия. Еще при жизни к нему, «изрядному сосу­ду благодати Божией», стекалось множество людей. И со дня его кончины до наших дней народный поток в созданную им оби­тель не уменьшается. Ради чего приходят сюда православные? От­вет на этот вопрос мы слышим в тех же приведенных выше сло­вах Христова Евангелия (Мф. 11, 28-29), которые часто звучат у мощей Преподобного. Здесь все приходящие с верой обретают покой душам своим, получают благословение и исцеление теле­сных и душевных недугов.

О том, какое значение в жизни русского народа имеет обитель прп. Сергия, автор пишет следующее: «Еще при его жизни монастырь объединил все стороны русской жизни. Ес­ли перелистать страницу за страницей историю Троице-Сергиевой Лавры, то с очевидностью убедимся в том, что связь оби­тели с историей русского народа очень тесная. Об этом точно сказал в начале XX века профессор Московской духовной акаде­мии Павел Николаевич Каптерев: «Имя Сергия и его монастыря раз и навсег­да сплелось с судьбами России». Прежде всего, Троице-Сергиева Лавра на протяжении всей своей истории являлась и является духовным оплотом и цен­тром русского православия. От нее началось развитие мона­шества в Северо-Восточной Руси — из братии Лавры вышел целый ряд основателей других монастырей, а также архипа­стырей, мудро управлявших Русской Церковью или ее отдель­ными епархиями.

Патриотическая деятельность Троице-Сергиевой обители проходит красной нитью через всю ее историю. В центре лавр­ской площади между Троицким собором и колокольней стоит обелиск, на одной из сторон которого имеется надпись: «Три бы­ли несчастливые времена, и в оных сия обитель к сохранению Отечества содействовала и спомоществовала». И действитель­но, в трудные для нашего государства времена монастырь не был безучастным свидетелем бедствий, а помогал чем мог. Помо­гал материально, а особенно морально и духовно, когда своим нравственным влиянием воодушевлял русских людей на вели­кие подвиги. Общеизвестны труды самого Преподобного Сергия по объ­единению русских земель, умиротворению враждовавших кня­зей, а также его благословение и духовное руководство в зна­менитой Куликовской битве. Даже по смерти подвижника у его гроба разрешались сложные удельные противоречия, прекраща­лись споры и скреплялись крестным целованием княжеские вза­имные обязательства и договоры.

Лавра никогда не принимала сторону самозванцев, а призывала к борьбе против них. В нача­ле XVII в., во время Смуты, когда Россия стояла на грани наци­ональной катастрофы, стены монастыря выдержали шестнад­цатимесячную осаду, а братия показали всему народу пример мужества и самоотверженности в борьбе с врагами веры и оте­чества. Эти же стены дважды укрывали молодого царя Петра I от его врагов. Во время освободительной и справедливой борь­бы с разными захватчиками обитель Преподобного Сергия всег­да благословляла русское воинство и оказывала ему щедрую ма­териальную помощь. Наконец, необходимо подчеркнуть большое культурное и просветительное значение Троице-Сергиевой Лавры. Как отмечал отец Павел Флоренский, - «русская книга, русская литература, вообще русское просвещение основное свое питание получали всегда от просветительской деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры».

Не оставаясь безучастной к историческим судьбам нашего Оте­чества, обитель Преподобного Сергия с самого начала своего су­ществования плодотворно содействовала культурному возрожде­нию и просвещению русского народа. Троице-Сергиев монастырь стал таким же духовным и культурно-просветительным центром Московского государства, каким был в Киевской Руси КиевоПе-черский монастырь. Здесь велось летописание, составлялись жи­тия русских святых, переводились и переписывались книги. Со времени основателя Троицкого монастыря ярко засве­тился свет просвещения и науки, который с течением времени разгорался все ярче и шире. «Уже прп. Сергий требовал от бра­тии, наряду с телесными трудами, неустанного чтения, а для чте­ния необходимо было завести и мастерские переписчиков; так Сергиева Лавра от самого основания своего делается очагом об­ширной литературной деятельности». Здесь в убогих и темных келиях трудолюбивые иноки при свете лучины переписывали книги. Труды троицких мастеров на века сохранили многие памятники отечественной письменности.

Ну и как пишет автор, нельзя не отметить и большую хозяйственную и благотворительную деятельность Троице-Сергиева монастыря, об этом также говорится на страницах этого издания. В целом, исходя из свидетельств этой всесторонней деятельности Лав­ры, ее многовековую историю можно вместе с отцом Павлом Фло­ренским назвать микроисторией или своего рода конспектом истории нашей Родины. По его же выражению, «здесь ощутитель­нее, чем где-либо, бьется пульс русской истории... здесь Россия ощущается как целое». Цель книги, по словам автора, состоит в том, чтобы показать место и значение Троице-Сергиевой обители в истории Русской Церкви и государ­ства. Поэтому отец Анатолий не дает полную историю монастыря, а приводит лишь ее отдельные моменты, значимые для понимания роли обители в тех или иных церковных и государственных событиях.

 

*** Автору этой книги, как и многим, близка Троице-Сергиева Лавра. В течение ряда лет отец Анатолий обучался в лаврской духовной школе. В основе же этого издания — его кандидатская работа, успешно защищенная в 1976 году. Тема предложена приснопамятным архи­мандритом Иннокентием (Просвирниным). Спустя 33 го­да диссертация была переработана и дополнена для представле­ния на конкурс научных исследований Фонда святителя Макария (Булгакова). В 2009 г. по результатам конкурса автор получил благодарность фонда за высокие достижения в церковно-исторических трудах. В честь славной исторической даты — 700-летия со дня рож­дения Преподобного Сергия Радонежского — по благословению Митрополита Рязанского и Михайловского Павла было решено издать этот скромный труд отдельной книгой. И сегодня она перед вами. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать