У книжной полки. 19 апреля

19 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Письма преподобного Севастиана Карагандинского. Воспоминания духовных чад.

 

19 апреля 2016 года исполнилось 50 лет со дня кончины преподобного Севастиана Карагандинского. Остались лишь немногие свидетели его жизни и духоносных трудов, да еще несколько писем, в которых высвечивается живой неповторимый образ старца с его немалыми старческими немощами и болезнями, и необычайным смирением. Перед кончиной преподобный Севастиан говорил своим духовным чадам: «Вот я всех вас прошу, чтобы вы утешали друг друга, жили в любви и мире, го­лоса бы никогда друг на друга не повы­сили. Больше ничего от вас не требую. Это самое главное для спасения. Здесь все вре­менное, непостоянное, чего о нем беспо­коиться, чего-то для себя добиваться. Все быстро пройдет. Надо думать о вечном». Об этом же - о любви к Богу и друг к другу и о вечной жизни - напоминает старец в своих письмах, которые собраны на страницах книги «Письма преподобного Севастиана Карагандинского. Воспоминания духовных чад». ***

 Это издание, выпущенное Православным приходом Димитрие-Солунского храма в Яковлево, приурочено к 15-летней годовщине прославления преподобного Севастиана Карагандинского и 50-й со дня его кончины. В книге представлены письма старца и некоторых его духовных чад, написанные в 50-60-е годы прошлого века. В издание также включены воспо­минания о старце Марии Стакановой, Валентины Игнатовой и протоиерея Вячеслава Брегеды. Повествуется о ближайших по­мощниках Карагандинского праведника, старицах высокой духов­ной жизни, монахинях Агнии и Анастасии. О письмах преподобного Севастиана и его духовных чад в предисловии книги протоиерей Вячеслав Брегеда рассказывает следующее:

В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерей­ском Соборе Русской Православной Церкви к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания был причислен преподобный старец Севастиан Кара­гандинский. Издано уже несколько книг и бро­шюр, посвященных житию преподобного, с вос­поминаниями его духовных чад, известных пас­тырей Церкви и просто знавших старца людей. Одним из совоспитанников о. Севастиана являл­ся в его бытность будущий епископ Волоколам­ский Питирим (Нечаев), в дальнейшем извест­ный митрополит. Владыка отпевал старца после его кончины в апреле 1966 г. и накануне постри­гал в великую схиму.

Духовная связь владыки Питирима с о. Севастианом началась еще в г. Козлове Тамбовской области (ныне г. Мичу­ринск). После закрытия Оптиной пустыни о. Севастиан переехал сначала в Козельск, потом в Калугу, затем по приглашению настоятеля Иль­инской церкви г. Козлова протоиерея Владимира Андреевича Нечаева, отца будущего владыки Питирима, приехал в Козлов и от епископа Тамбовского Вассиана (Пятницкого) получил назна­чение в упомянутую церковь. Старец прослужил в Козлове с 1928 по 1933 г. После ареста протоиерея Владимира он опекал многодетную семью Нечаевых, в которой было 11 детей. Бу­дущий митрополит Питирим (в миру Константин Нечаев) был последним, 11-м, ребенком. В фев­рале 1933 г. о. Севастиан был также арестован и по сфабрикованному обвинению осужден. Отношения о. Севастиана с семьей Нечаевых возобновились после его освобождения из Карагандинского лагеря (Карлага) в 1939 г. и про­должались до конца его дней.

Из писем старца и рассказов его духовных чад известно, что к нему в Караганду регулярно приезжал не только Кон­стантин Нечаев, но и его родные сестры, в част­ности Надежда Владимировна. 4 ноября 2004 г., в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, владыка Питирим закончил свой жизненный путь. После его смерти родственники передали часть кара­гандинских архивов архипастыря другу его семьи уроженцу г. Караганды протоиерею Вячеславу Брегеде, автору предисловия и некоторых воспоминаний, представленных в этой книге. Отца Вячеслава в детстве крестил прп. Севастиан, священническое служение которого – это особая страница в жизни города Караганды и в жизни самого священника. Ведь старец также духовно окормлял и родственников о. Вячеслава. Среди переданных материалов из архива митрополита Питирима были альбом с фотографиями и не­большой сверток, перевязанный бечевкой. Воз­можно, у владыки из-за множества дел и обязан­ностей до этого свертка просто «не дошли руки».

А именно в нем и сохранились письма преподобного Севастиана и его духовных чад, написанные семье Сафо­новых в Мичуринск. Из переписки можно по­нять, что преподобный был знаком с этой семьей достаточно давно, видимо, с того времени, когда там служил. Клавдия Алексеевна Сафонова была крестницей старца. Даты указаны лишь на неко­торых письмах, однако по смыслу переписки, ос­вещаемым там событиям и подписям старца (в одних случаях он подписывался как иеромонах С., в других - как архимандрит С.) очевидно, что письма написаны в основном в 50-е годы про­шлого века. Старец был возведен в сан архиман­дрита в 1957 г. и после этого вместо «иер. С.» стал подписываться как «архим. С». Письма не содержат каких-либо глубоких духовных поуче­ний, как это мы видим, например, в переписке Оптинских старцев. Они достаточно просты и не очень объемны, и больше напоминают обычную семейную переписку.

Вот, например, одно из писем старца «Христос Воскресе!!! – пишет он. - Поздравляю вас с торжественным всерадостным праздником Светлого Христова Воскресе­ния и от души желаю провести в мире душевном и радости духовной. Простите, что ленив, писать не умею, да и некогда: то болезнь, то служба, то посетители частые, недуги заставляют лежать. От души желаю, чтобы сподобил Господь праздно­вать вечную Пасху, где нет болезни, печали и воздыхания. Недостойный архимандрит С.» А вот фрагмент еще одного послания: «Приношу великую благодарность за вашу память, дорогие мои. Вы помните, и поминайте мою любовь к вам. Простите меня, я ведь такой грешник, все о других беспокоюсь и других ис­правляю, а сам все грешу и мало думаю о своей душе. Где ни возьми и какую угодно раскрой книгу духовного содержания, и в ней вы найдете то, что душа дороже всего мира. А я, грешный, все о земном думаю». Или вот еще: «Дру­гие думают, что я молитвенник, а я плохой молитвенник. Меня почитают за молитвенника, а я молитвенник слабый и никуда не годный».

В этих и других письмах, обращает внимание то, что старец постоянно называет себя «лени­вым, грешным и недостойным», что и свидетельствует о его необычайном смирении, самоуничижении и самоосуждении. Часто говорит старец и об ухудшающемся здоровье, о скоротечности наше­го земного бытия. Кроме того, письма раскрывают быт и обстановку того времени, порой непростые че­ловеческие отношения, которые складывались в общине старца между его духовными чадами. Нередко отец Севастиан, обращаясь к духовным чадам, печалится о том, что «много-много теперь молодых людей, которые гибнут от своей неразумной молодости, теперь ничего не признают» и не умеют молиться. «Я знаю, Клавдия Алексеевна, - пишет старец, - Вы скорбите о своих сынках, пусть бы они не были так учены, но зато Бога имели. А то ведь Бога потеряли, а без Бога плохо жить на све­те, а главное, хорошо с Господом в Вечности. А здесь все пройдет».

Часть собранных в этой книге писем, по словам отца Вячеслава, написана непосредственно старцем, некоторые под его диктовку - келейницей Верой либо другими матушками или послушницами. Встречаются письма, где батюшка делал лишь небольшие приписки: поздравлял с праздником или что-то коротенько советовал. В некоторых батюшкиных письмах, наоборот, что-то приписывали или до­бавляли сестры. Примечательно, что сест­ры в письмах нередко называют батюшку папой или дедушкой. Возможно, такое семейное до­машнее обхождение изначально носило конспи­ративный характер, особенно в то время, когда община еще не была зарегистрирована, и служить приходилось тайно по домам верующих. Несо­мненный интерес представляет собой письмо не­известного автора (возможно, священнослужите­ля), адресованное преподобному, где подробно описывается обряд пострижения в монахи о. Кон­стантина, будущего владыки Питирима. Кроме того, сохранилось четыре письма неизвестного приходского священника, в которых он упоминает об о. Севастиане как о достойном духовном пастыре. В этих и других публикуемых письмах сохранена автор­ская орфография.

 

*** Как отмечает протоиерей Вячеслав Брегеда, «Казахстанская земля - Святая земля, освя­щенная кровью невинно убиенных в годы лихо­летий. Святейший Патриарх Алексий II, когда приезжал в Караганду, назвал Казахстан «Анти­минсом, распростертым под открытым небом». Не счесть, сколько здесь пострадало мучеников за веру Христову. Немало людей святой жизни, священнослужителей, монашествующих и мирян, было и среди прошедших лагеря и ссылки, пере­живших страшные лишения и страдания». В их число входит и преподобный Севастиан Карагандинский, память которого отмечается 22 октября и 19 апреля по новому стилю.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать