У книжной полки. 17 октября

17 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сибирская Благозвонница. «Добротолюбие» для мирян.

 

Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, предназначена не для развлечения скучающего ума. Собранные на ее страницах поучения - это не ряд «психологических этюдов» и не собрание интересных афоризмов. В этой книге собраны Истины, начертанные письменами святых отцов, имевших ум Богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них еще при жизни, на земле, зрели Бога. И их дивные умы и огненные сердца начертали одну из лучших святоотеческих книг, которую затем назвали - «Добротолюбие». Однако стоит отметить, что при всех своих достоинствах, при всей своей огромной пользе, какую этот сборник несет душе человека, в полном своем объеме он доступен не всем. И не только в материальном смысле. Ведь многие из духовных произведений предназначены для тех, кто полностью посвятил свою жизнь служению Богу, то есть для иноков. Поэтому в начале 20 века на основе данного святоотеческого труда был составлен сборник, который в этом году вышел в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Он называется - «Добротолюбие» для мирян». Об этой книге – далее в нашей программе. ***

«Добротолюбие» - это духовные советы, поучения и назидания святых отцов - монахов-аскетов, способные научить каждого христианина тому, как следует бороться со своим падшим человеческим естеством и возродить его. Трудно найти другую книгу, которая оказала бы столь значительное влияние на христианский мир и была столь известна, как "Добротолюбие". По словам издателей, «Перстный, суетный человек только тогда приобретет эту жемчужину духа, войдет в чертог царственного пира, когда смиренно, сознав немощь ума своего, пятна и раны на сердце своем, с молитвою к Духу Святому раскроет страницы «Добротолюбия». Тогда только, при содействии огненного и очищающего Духа Божия, найдет перстный человек здесь, на земле, мир ума, благоговение чувств, вступит на путь радост­ного и бесконечного прогресса добра — одним словом, приобщится к жизни великих челове­колюбцев и врачей душ, радость и светлость жизни коих бессильно выразить немощное слово человеческое.

Как говорится в предисловии книги, «Есть два приятия жизни. Одно (и это у большинства) — брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, поблажка персти, извращенная философия Эпикура: «Будем есть и пить, так как завтра умрем» — это приятие жизни со дня грехопадения Ада­ма. С падения Адама утратило человечество Богопросвещенный ум, «умный» ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило восприятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безоб­разие за красоту; и воля устремлена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра. Но не утрачена во всем человечестве и окончательно тоска по мирам иным, воспоминание об Эдеме, о Богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру.

В минуту просветления ясно пред­ставляется перстная жизнь как смена обман­чивых снов. И тогда такая жизнь становится в тяжесть; растет тоска по утраченному «образу неизреченной сла­вы». Искру этой святой тоски и поможет «Добротолюбие» раздуть в пламя; введет в миры иные — радостно светлые и прекрас­ные; даст дышать чистым бодрящим возду­хом; научит ничего не бояться, кроме греха; ничему на земле не служить рабски, а пре­бывать радостным чадом Божиим, осияваемым от Господа настолько, что светит­ся даже физическое лицо живущего в Боге, как лицо Моисея: огнезрачен лик такового для окружающих его. Авторы «Добротолю­бия» — святые отцы Церкви, отшельники Синая и пустынь Египта — введут затоско­вавшую по источнику жизни, Богу, душу на такую высоту духа, откроют такие красоты духовной жизни, что непрерывно и радост­но будет нестись из глубины этой воскрес­шей от тиранства страстей и персти души гимн Господу: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»

Как отмечают издатели, «Входя в мир «Добротолюбия», теряется осуетившийся человек. Как у вырвав­шегося из душной, зловонной комнаты на чистый воздух, кружится у него голова, замирает сердце. Но опытные врачи душ, великие человеколюбцы, авторы «Добротолюбия», ободрят его своим примером, пове­дут его на вершины истинной человечности по пережитому ими верному, богоначертанному пути. Великий врач духовный — прп. Иоанн Лествичник — в творении своем, названном «Лествицей», шаг за шагом будет руководить душу, ищущую Бога и спасения в Боге. А око­ло этой спасительной лестницы сколько будет дивных охранителей, наставников, истинных друзей: прпп. Антоний и Пахомий Вели­кие, Нил Синайский, Симеон Новый Бого­слов, Ефрем и Исаак Сирийцы — сонм свето­носных, прекраснейших сынов человеческих, отражение рая на земле.

Великие и непости­жимые для ограниченного, плоского челове­ческого ума догматы веры: о Святой Троице, искуплении мира Иисусом Христом, воскре­сении — богопросвещенными умами отцов «Добротолюбия» приоткроются слабому уму ищущего истины, и поразится он, как про­сто выразили отцы Церкви и отшельники Синая глубины веры христианской. И почув­ствует читатель «Добротолюбия» сразу, как при этой простоте выражения слова погруже­ны были умы и сердца его учителей в зрение тайн Божиих. Поразят его глубина простоты и простота глубины тайнозрителей. Догмат будет принят, как жизнь, а не отвлеченность. Достигнута вершина творчества — тайна, мистерия выражены в словах, доступных всем: небо приближено к земле.

И к мир­ской суете снизойдут человеколюбцы, имевшие по словам прп. Исаака Сирина, «возгорение сердца о всем творении». Они укажут, что «злословие есть смерть души» (авва Ор); что «пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит» (Исидор Пелусиот). Что «говорить много, хотя бы и хорошего, — это уподобляться двери в бане, часто отворяе­мой и выпускающей пар», что «питающий в себе привычку — то же, что человек, дающий пищу огню» (Исаак Сирин). Чтобы войти в этот благоуханный сад «Добротолюбия», надо спросить себя: охватило ли тебя святое желание зреть Бога и настолько ли чист ты сердцем, чтобы зреть Бога? Ведь, по слову Христову, нечистое сердце не может зреть Чистейшего (см. Мф. 5, 8). Чрез все «Добротолюбие» звучит у свя­тых отцов призыв: возлюбите Бога и ничего не ставьте выше этой любви; и, очистив серд­це в горении этой любви, узри Его.

Отцы «Добротолюбия» ищут истины и спасения. И не для себя только, а для всех людей, так как имеют сердце милующее, в коем пребывает любовь Хри­стова, проникновение крестною жертвою Сына Божия за весь падший род Адама. Милующее сердце слуг Христовых имеет, при личном смирении, дерзание за братьев своих, великое дерзание любви учеников Господа Иисуса. Отцы «Добротолюбия» подобно святому мученику Кодрату Никомидийскому не раз взывали к Богу: «Ей, Владыко, Господи Иисусе Христе, да будет душа моя за души их (кающихся) — только их помилуй!» Прелесть, очарование, глубину мыс­лей, образов, примеров «Добротолюбия» не передать нашими будничными словами — такими плоскими, жалкими, бедными. Надо обратиться к самим глаголам жизни, начер­танным в «Добротолюбии», войти в этот сад, полный белизны лилий. И поможет нам в этом данная книга.

Настоящий труд, выборки из всех пяти томов «Добротолюбия», возник по милости Божией трудами настоятеля Казанско-Богородицкого мужского монастыря в г. Харбине отца архимандрита Ювеналия (Килина). Отец Ювеналий совершил прекрасное и душеспасительное дело, собрав на страницах для всех доступного издания перлы «Добротолюбия». Надлежит, однако, - говорят издатели, памятовать, что вход в вышний, горний мир «Добротолюбия» без смиренной молитвы к Господу о просвеще­нии ума и сердца читающего «Добротолюбие» невозможен. Божественная мудрость непостижима для плотского ума. Божественная красота не снизойдет в сердце нечистое. «Бог видит всех, Бога же видит лишь тот, кто во время молитвы ничего иного, кроме Бога, не видит», — говорят святые отцы — авторы «Добротолюбия». С такою молитвою стоит приступать к чтению этой книги, которая является маяком среди бурного моря житейского.

 

*** «Добротолюбие» для мирян» Сибирской Благозвонницы представляет собой переиздание труда архиепископа Ювеналия (Килина) «Христианская жизнь по Добротолюбию. Избранные места из творений святых отцов и учителей Церкви», опубликованного в г. Харбине (Китай) в 1930 году. Сделав выборки для мирян из «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана Затворника, Владыка Ювеналий дополнил получившуюся книгу изречениями преподобного Серафима Саровского и других русских святых. Издательство надеется, что этот томик продлит труд отца Ювеналия и станет «посто­янным спутником жизни всякой души христианской».

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать