У книжной полки. 17 июля

17 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Алексей Солоницын. Взыскание погибших.

 

«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех мо­лится, и чтобы не мстили за себя, и что­бы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» Эти строки из письма великой княжны Ольги Николаевны Романовой каждый из нас слышал не раз, ведь именно они как нельзя точно характеризуют святого Царя Страстотерпца Николая. Он жил по Евангельским заповедям, любил Бога и свой народ, вверенный ему Господом. И народ также любил его, но были те, кто ненавидел, и всеми силами пытался погубить русского Царя и его семью. Сто лет назад эти люди восстали против помазанника Божия, подняли руку на него и его семью, на православную веру. О событиях столетней давности говорится в книге, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве «Апостол веры» в серии «Светочи России» и называется – «Взыскание погибших». ***

Эта книга Алексея Солоницына выходит к 100-летию страшной революционной катастрофы, разрушившей Российскую империю. Она повествует о восшествии на голгофу святых царя-страстотерпца Николая и его Августейшей семьи, об их ритуальном убийстве, о святых князьях Борисе и Глебе, об убиении монахинь Самарского Иверского монастыря. Все они прославили Господа, и их подвиг навеки запечатлен в истории Русской Православной Церкви. Как отмечают издатели книги, «год 2017-й особенный для нашего государства. Ровно сто лет назад произошло событие, которое изменило ход жизни России, её историю. Октябрь 1917 года одни теоретики и политики назвали «великой социалистической революцией», а другие — «тяжёлой болезнью Родины, которая принесла ей горе и неисчислимые страдания». Эти противоположные взгляды на историю нашего Отечества существуют и поныне.

Но с возрождением веры православной пришло и понимание истории не как «борьбы классов», а как творческого акта духовного са­моопределения народа, который остаётся верным Богу не только в повседневной жизни, но и в моменты самых тяжких испытаний. Путь следования заповедям Господним выбрали те люди, которых и сегодня мы называем светочами Рос­сии. Они предпочли Крестный путь Христа, путь страданий и даже смерти, но не предали веру православную, которая от века была завещана им предками - теми, кто строил наше Отечество, Великую Россию. Идеология «светлого коммунистического завтра» вычеркнула и предала забвению имена многих и многих героев России. Но народное сердце не забыло их, и как только пали оковы коммунистических догм, сразу по­явилась возможность назвать имена праведников и ис­поведников российских, которые и дали возможность России встать на путь возрождения её славы и величия.

Серия «Светочи России» и служит этой цели — рас­сказать читателю об этих подвижниках, которые не из­менили правде Христовой и в годы репрессий, и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенное время, вплоть до наших сегодняшних дней. В эту серию вошли рассказы и повести и о первых святых, прославленных Русской Церковью, и о священниках нашей эпохи, вышедших на подвиг жертвенного служения людям, спасения детей, брошенных на произвол судьбы. За те годы, когда Россия стала набирать духовную силу, в их подлинном виде, очищенные от клеветы и грязи, засияли имена подвижников и исповедников Рос­сийских — от царственных страстотерпцев государя им­ператора Николая Второго и его семьи до тружеников на ниве Христовой - епископов и архиереев, приходских священников, монахов и монахинь, простых прихожан церквей — крестьян, рабочих, интеллигенции. Именно о них и будут рассказывать книги из серии «Светочи России».

И вот на нашей книжной полке одна из книг серии, в которой представлены три повести Алексея Солоницына - «Взыскание погибших», «Врата Небесные» и «Борис и Глеб». Первое произведение, открывающее книгу - повесть «Взыскание погибших» - рассказывает о святых страстотерпцах государе императоре Николае Втором, госуда­рыне императрице Александре Феодоровне, цесаревиче Алексие, великих княжнах Ольге, Татиане, Марии, Анастасии и их приближён­ных, вместе с ними убиенных. В предисловии автор пишет: «Семнадцатилетним юношей я поступил на факуль­тет журналистики Уральского госуниверситета го­рода Свердловска (как назывался в советское время Екатеринбург). Огромный конкурс выдержал не по­тому, что все экзамены сдал на отлично, но глав­ное, что к тому времени мои первые рассказы уже были опубликованы в молодёжной газете.

Корен­ной уралец, с которым мы подружились в первые же дни учёбы, привёл меня к дому инженера Ипатьева: «Вот здесь убили царскую семью». Строение, где на­ходились какие-то советские учреждения, было са­мым обыкновенным и никакого впечатления на меня не произвело. Но потом, когда мне удалось подпольно прочесть книгу следователя Николая Со­колова, которого не только я, но и многие считают Божьим избранником, на «обычное здание» я по­смотрел другими глазами. Напротив «Дома особого назначения», как име­новался он в чекистских документах, высилась ве­личавая колокольня Вознесенского собора. Перед собором стояла скульптура пионера со знаменем в руках и пионерки, отдававшей салют. Они бодро шагали нам навстречу. За спинами пионеров нахо­дился закрытый обезображенный собор, а дальше дворец знаменитого на Урале горнозаводчика Ха­ритонова, где в ту пору рукодельничали и занима­лись в кружках пионеры. Гуляя по пионерскому парку, мы с другом говорили о судьбе царя и его семьи.

Мы считали, - пишет автор, - что царя расстреляли, потому что иного выхода не было, но убийство жены царя, его детей и слуг уже тогда, в пятидесятые годы, вы­зывало возмущение и сомнение в действиях тех, кто устанавливал «самый справедливый строй на земле». После университета автор много ездил по стране, но связи с городом юности не терял. И всякий раз, приезжая в Свердловск, а потом Екатеринбург, мысленно возвращался к трагедии царской семьи. В восьмидесятые годы снесли дом инженера Ипатьева, якобы по «приказу свыше». К тому времени Алексей Солоницын уже многое узнал о царской се­мье. Побывал в Ипатьевском монастыре в Костроме, где Романовы венчались на царство, и о самом святом епископе Ипатии узнал, который был звер­ски убит за проповедь Христа в первые века христи­анства. И многие другие подробности жизни предателей и убийц царя Николая II и его семьи узнал, тем более что «разоблачительные» материалы стали тогда очень часто появляться в прессе. И многое-многое другое.

Но главное, что писатель открыл для себя, это то, что «невозможно понять жизнь и деяния последнего им­ператора, не принимая во внимание его глубокую религиозность, которая руководит каждым хри­стианином в любом его решении или поступке. До сих пор, - отмечает автор, - не устают говорить о том, что он бездар­ный правитель, отдавший и власть, и страну на раз­грабление и поругание. Но каким образом при таком «бездарном царе» население России выросло на 62 миллиона человек? Кто «стоял у руля», ко­гда была проложена Транссибирская магистраль, давшая бурный толчок развитию промышленности и сельского хозяйства? Кто кормил хлебом, поил молоком и снабжал лесом «цивилизованную» Европу? Когда, как не в эпоху правления Николая Второго, расцвели наши литература и искусство? Чтобы остановить, пустить под откос «русский ло­комотив», наши враги, явные и тайные, понимали, что прежде всего надо убить царя, уничтожить ис­конную веру русского народа, которая и была скрепой нашего великого государства Российского, на­садив чуждую народу веру, одурманив его «земным раем», а потом удерживая власть любыми методами.

Предлагаемая вашему вниманию повесть Солоницына «Взыскание погибших» - это не научно-историческая книга и не жития святых, прославленных нашей Церковью в лике страстотерпцев. Перед вами, как говорит сам автор, - литературное произведение, которому свойственны черты именно этого жанра. Я назвал эту работу повествованием, потому что писал её, строго следуя фактам, изложенным в ис­торических документах и свидетельствах. Я не об­ходил острые углы, писал о том, что ещё не было прямо сказано, но не в целях «разжигания нацио­нальной розни», а ради утверждения той Истины, которую не поняли ни римский прокуратор Понтий Пилат, ни первосвященник иудейский Каиафа. Я стремился к тому, чтобы перед вами ожили об­разы царственных мучеников, их духовный подвиг и победа. Ибо, как сказал митрополит Макарий, пре­подаватель Петербургской духовной академии: «Да, вы победите. Но после всех вас победит Христос».

Не отступая от пути Спасителя, взошли на свою Голгофу святые страстотерпцы государь император Николай, государыня императрица Александра, це­саревич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, их приближённые и слуги. Теперь прославлен в лике святых и доктор цар­ской семьи Евгений Боткин. Конечно, - отмечает автор, - в моей повести есть и личные предполо­жения, домыслы, без которых не обходится ни одно литературное произведение. Но, повторяет Солоницын, реконструированы исторические со­бытия на основе фактов, которых с каждым годом накапливается всё больше. И если найдутся некоторые подробности к изло­женным событиям, я надеюсь, что они только под­твердят и дополнят ту христианскую правду, ко­торая была фундаментом всей жизни и смерти царственных мучеников и вместе с ними убиенных».

 

*** И в завершение программы несколько слов об авторе книги. Алексей Алексеевич Солоницын — писатель, кинодра­матург. Окончил факультет журна­листики Уральского университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1960 году, рабо­тал в газетах Киргизии, Латвии, на телевидении, в кино. С1973 года живёт в Самаре. С 1972 - является членом Союза писателей России, в 1984 – включен в Союз кинематографистов России. За 55 лет творческой деятельности издано, включая переиздания, более 30 книг писателя. По его сценариям снято около 40 до­кументальных фильмов. Тема разбуженной совести, нравственного подвига — главная в творчестве писателя, кинематографиста. И в годы советской власти, и в новейшее время он неизменно поднимает в своих романах, повестях, рассказах, филь­мах тему деятельного добра, рассказывает о жертвенном подвиге его героев. Пишет он в традициях русской реа­листической прозы, которая в лучших своих произведе­ниях всегда отличалась высокой духовностью.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать