У книжной полки. 16 июля

16 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святые угодники Божии. Святой Андрей.

 

Святых, носящих имя Андрей, в жизни Русской Пра­вославной Церкви очень много. Один из них — святой апостол Андрей Первозванный, который был со Спасите­лем всё время Его земного служения и проповеди. Очень любят и чтут в народе ещё одного святого, наречённого именем Андрей. Это святой благоверный князь Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого и внук Владимира Мономаха). Его недаром назвали Боголюбским — всем сердцем он возлюбил Господа ещё с юных лет. Андрей Боголюбский вместе с отцом строил Москву, возводил храмы во многих городах. Благоговейно чтут память и святого Андрея Рублёва, который удостоился канони­зации исходя из святости своего жития. Его иконы до сих пор возвещают верующим истину о Святой Троице. Об этих и других святых, носящих имя Андрей, рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Она так и называется – «Святой Андрей». ***

В этой книге, которая продолжает собой серию «Святые угодники Божии», приводятся жития святых с именем Андрей, церковные предания о них и тропари, кондаки, величания, молитвы и акафист, им посвященные. Открывает книгу житие святого Андрея Первозванного, который первым последовал за Христом и был со Спасите­лем почти всё время Его земного служения и проповеди. Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, «Святая Православная Русская Церковь особенно чтит апостола Андрея Первозван­ного как первого учителя славян, путеше­ствовавшего в пределах нынешнего града Киева, где он предсказал просвещение бу­дущих жителей его светом веры Христовой. Предсказание это, переданное нам препо­добным Нестором, русским летописцем, исполнилось при княгине равноапостольной Ольге, а потом при внуке её Владимире, Красном Солнце России. С тех пор много на Руси подвизалось для спасения преподоб­ных мужей и жён, князей и княгинь, святи­телей и всякого духовного чина и мирского, лиц всякого звания и состояния даже до сих дней».

Далее в своей проповеди святой Иоанн назвал первозванного ученика Христова «по преимуществу Российским апостолом», и как считает митрополит Владимир (Иким), имел на это право. «На нашей стране, - отмечает Владыка, сбылись слова Господни: «Есть последние, которые будут первыми» (Лк. 13:30), — русичи много позже других народов восприняли святую веру, но им суждено было стать главным ее оплотом». Испокон веков апостола Андрея Первозванного глубоко почитали на Руси. Первый храм во имя святого Андрея был основан в Новгороде ещё в 1086 году. Пётр Великий основал в честь ученика Христова орден, который присуждался государ­ственным чиновникам. Именно в честь апо­стола русский флот установил своим стягом Андреевский флаг. Как известно, он пред­ставляет собой голубой крест на белом фоне в виде буквы «х». Более подробно о святом Андрее Первозванном, читайте в первом разделе этой книги.

Завтра Святая Церковь чтит память сразу трех святых с именем Андрей. Первый из них известен всем православным христианам как составитель покаянного канона, читаемого в дни Великого поста. Это святитель Андрей Критский. Как говорится в житие святого, «родился он в городе Дамаске и был немым от рождения до семи лет. Когда же он вместе со своими родителями причастился в церкви Божественных Таин Тела и Крови Христовых, то во время Свя­того Причащения разрешилась его немота и он стал говорить. Христос, истинный Сын Божий, совершивший Себе хвалу устами сего немотствовавшего отрока, показал, сколь ве­ликая сила таится в Пречистых Таинах. Получив чрез Святое Причащение дар речи, блаженный Андрей стал обучаться по божественным книгам, а на четырнадцатом году своей жизни был приведён во святой град Иерусалим для служения Богу. Приняв­ши отрока, святейший Патриарх Иерусалим­ский сопричислил его к клиру и со временем назначил его как человека разумного нотарием. Святой Андрей проводил весьма добро­детельную жизнь, подвизаясь в целомудрии, воздержании и кротости, так что ему дивился даже и сам Патриарх, и он был угоден Богу и любим всеми.

По прошествии многих лет, в царствование императора Константина Брадатого, в Константинополе был созван Ше­стой Вселенский Собор святых отцов. Туда был отправлен и блаженный Андрей, состоявший тогда в архидиаконском сане. Против еретиков он выказал себя доблестным воином Христовым и, усердно ратуя за благочестие, много помогал собору святых отцов. После окончания Собо­ра святой Андрей возвратился в Иерусалим и пребывал там в своих обычных богоугодных занятиях, заботясь по поручению Патриарха о сиротах, питая странников, служа больным. Во всём этом он был столь усерден и ста­рателен, как будто бы служил Самому Хри­сту. После сего в правление императора Юстиниана Второго Андрей был назна­чен архиепископом на Крит. Здесь он был светильником миру, осиявающим Христову Церковь богодухновенным учением и своею добродетельною жизнью. Как непобедимый подвижник, которого боятся бесы (ибо он их изгонял), Андрей был грозою для еретиков. Не только невидимые, но и видимые враги от­гонялись его молитвами». Подробнее об этом святом читайте в разделе «Святители Андреи».

Ну а мы перейдем к следующему разделу, где читателям предлагается житие свято­го благоверного князя Андрея Боголюбского, который всем сердцем возлюбил Господа ещё с юных лет. Именно святой Андрей и его отец Юрий Долгорукий строили Москву, возводили храмы в других городах (их насчитывается более тридцати). Как говорится в житие святого, «от своего деда Владимира Мо­номаха он унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни. «От юнаго бо возраста, от младых ногтей от мирских суемудрии отврати себе, — го­ворит описатель его жития. — Гласы боже­ственными всегда огласоваше ушеса своя, святых книг поучений сладце послушающи, отнюдуже притяжа себе зачало премудро­сти — страх Божий и премудрость разума от Писаний святых». Любил князь церков­ное пение и церковные службы, хорошо знал устав церковный и прекрасно помнил, память какого святого и в какой день совершается. Любил он тайные ночные молитвы и часто ночью тайком от всех ходил в храм, зажигал свечи и молился.

Вместе с глубоким благоче­стием святой князь Андрей совмещал ратные подвиги. Храбрый и искусный воин, он отличался особой находчивостью и сноровкой, «мужество и ум в нём жили, правда и истина в нём ходили, вторым мудрым Соломоном был он», — писал летописец. Умелый воин, юный князь вместе с тем «не величав был на ратный чин». Летописцы особо отмечают миротворческий дар свято­го Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения — с неукротимой рев­ностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Он любил нищих и убогих и давал милостыню, говоря: «Се есть Христос, пришедый искусить меня». О святом Андрее Боголюбском, память которого также совершается завтра, 17 июля, читайте в четвертом разделе книги.

Ну и как, отмечают издатели, не вспомнить о почитаемом свя­том прп. Андрее Рублёве! Источники, сообщающие о святом Андрее Рублёве, очень немногочисленны. Сведения о его жиз­ни мы находим в «Сказании о святых ико­нописцах», в творении святого Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорным» и в житии преподобного Никона. Также сохранились летописные упоминания, запись о могиле святого Андрея начала XIX века, упоминания в месяцесловах. Сведения о свя­том Андрее в перечисленных источниках представляют собой в основном краткие вставки общего характера или отдельные упоминания. Самостоятельного жития святого нет, хотя признание его святости по этим источникам представляется вполне очевидным. Важным дополнением к немногочислен­ным сведениям о святом Андрее являются его произведения — иконы и росписи.

Со­гласно известному постановлению Седь­мого Вселенского Собора, Православная Церковь почитает образ «наряду с крестом и Евангелием». Поэтому создание иконы является подвигом благочестия, предполага­ющим благодатную помощь свыше. Подвиг благочестия может перерастать в святость. Отсюда особый чин в православной иерар­хии святости — чин святых иконописцев во главе со святым апостолом и евангелистом Лукою, написавшим, по преданию, образ Божией Матери. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий. Величайшим русским иконопис­цем был и святой Андрей Рублёв. Его иконы и поныне возвещают верующим истину о Святой Троице. А память его также приходится на 17 июля.

 

*** Кроме перечисленных выше святых, в Церкви Христовой были и другие Андреи, которые просияли в разных чинах святости: это и первохристианские мученики, например святой Андрей Стратилат, и святые воины, среди которых Андрей Ослябя, и блаженные, и новомученики. Как и первый из призванных Христом Спасителем учеников, они носили это имя — Андрей — что означает «мужественный». И как святой апостол, они стали доблестными и мужественными последователями Господа Иисуса Христа. Совершая разные по своей сути подвиги, они несли благую весть о Воскресшем Господе, в той или иной стране. И сегодня они являются для нас, и тем более для тех, кто при крещении наречен этим святым именем, примером служения Богу, любви и верности Ему. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать