У книжной полки. 13 октября

13 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Иерей Вадим Коржевский. Пути спасения христианина.

 

«Избирая из среды народа пастырей по сердцу Своему» (Иер.3:15) и поставляя их на стражу для охраны стада Своего (Иер.31:10), Господь дает каждому из них следующее наставление: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою» (Иез.3:17-19). Одно это уже является сильным побуждением для служителя Божиего наставлять всех встречаемых ему странников земных на «путь добрый и прямой» (1 Цар.12:23). Это же побуждает и иерея Вадима Коржевского вести беседы о «Пути спасения христианина». Сборник таких бесед с одноименным названием мы и предлагаем вашему вниманию сегодня. ***

Книга «Пути спасения христианина» вышла в свет в тюменском Издательстве «Русская неделя». Ее автор – иерей Вадим Коржевский, педагог, выпускник Тобольской духовной семинарии и Московской духовной академии. Родился он 17 сентября 1975 года на севере Казахстана в маленьком селении под названием Курское, Кустанайской обл. Среднюю школу окончил с серебряной медалью в 1992 году. В том же году поступил в только что открывшуюся Тобольскую духовную семинарию, где после ее окончания трудился в должности помощника инспектора и преподавателя Священного Писания Нового Завета, православной педагогики, Основ христианской нравственности и православной психологии, и других дисциплин.

В мае 2003 года был приглашен в Ярославскую епархию и рукоположен сначала в сан диакона, а затем – священника архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (ныне митрополит Екатеринбургский и Верхотурский). В Ярославской епархии отец Вадим также трудился на педагогическом поприще в разных образовательных учреждениях. За эти усердные труды в 2010 году ему была присвоена высшая педагогическая квалификационная категория. 15 июля 2012 году окончил Московскую Духовную Академию, а через два с половиной месяца был принят в клир Московской епархии и назначен в штат Успенского собора г. Дмитрова. В настоящее время является членом епархиального отдела религиозного образования и катехизации (ответственным по вопросам религиозного образования в Дмитровском округе). Автор более 60 публикаций по христианской и образовательной тематике.

Книга «Пути спасения христианина», изначально называлась - «Беседы о христианских добродетелях», так как родилась она из действительных бесед автора по воскресным дням со студентами в стенах Тобольской Духовной семинарии в 1998-1999 годах. Первоначально эти беседы имели спонтанный характер, но уже вскоре обозначилась и основная их тема: поиск общего и индивидуального пути спасения. Большая часть состоявшихся бесед была записана на аудиокассеты. Идея и способ расшифровки этих бесед с целью напечатания их в «Сибирской Православной газете» принадлежала издателю этой газеты – Мирославу Юрьевичу Бакулину. И отцу Вадиму поневоле пришлось включиться в эту работу, заменяя разговорную речь более книжной и выбирая основные темы.

Публикация бесед в «Сибирской Православной газете» началась в октябре 2002 года и продолжалась до января 2005 года. Уже тогда «Беседы» получили живой отклик со стороны читателей, которым понравилась такая форма поиска индивидуального пути духовной жизни с нахождением во время этих поисков ответов на многие вопросы духовного порядка. В конце концов, появилась идея издания отдельной книги, тем более что в газету автор мог помещать лишь сокращенные варианты составленных им бесед. Кроме того, не раз слышались пожелания от читателей сделать сноски на приводимые в «Беседах» цитаты, что и было сделано. Отдельно отец Вадим благодарит всех тех благодарных слушателей-студентов, которые собирались в то немногое свое свободное время на проводимые им беседы, проявляя неподдельный интерес к ним, и тем побуждая автора к поиску соответствующего материала. Можно сказать совершенно точно, что если бы не было у них этого интереса, не родились бы и сами «Беседы».

Так как в этой книге говорится о путях спасения христианина, в предисловии книги автор предлагает читателям задуматься над вопросом: как же узнать путь спасения? Опираясь на Священное Писание отец Вадим отвечает на этот вопрос так: «первое что Он (Господь) требует – это обратиться каждому от злого пути своего и исправить поступки свои (Иер.18:11), а потом послушать гласа Его и пойти по тому пути, который Он заповедает (Иер.7:23). Другими словами: «покайтесь и веруйте во Евангелие» (Мк.1:15), ибо с этого начинается путь жизни. Психологически этот процесс объясняется так. Всякое сознательное движение берет свое начало от той установки, которую имеет наш ум. Первый человек, послушав лукавый совет, данный завидовавшим ему змием, изменил первоначальную установку своего сознания и отвратил свой мысленный взор от Бога – Источника духовной жизни, обратив его к твари, живущей плотской жизнью. Сосредоточившись сознанием своим на низшем, человек стал жить этим низшим, забыв совершенно о высшем своем назначении.

Воплотившись, Господь напомнил человеку о его назначении и посоветовал изменить установившееся греховное направление его сознания, возвратив его на прежнее – к Богу. «Покайся», т.е. перемени направление ума своего, отврати его от греха и веруй во Евангелие», свидетельствующее о Боге. Только с этого момента и может начаться движение по направлению к Богу, т.е. может начаться путь жизни». «Но, - как отмечает автор, - начало пути еще не сам путь, и к одной и той же цели можно прийти разными дорогами. По мысли некоторых святых, путь покаяния хотя и один по направлению, но дороги, ведущие по этому направлению и способы передвижения, могут быть весьма и весьма разнообразными». «Жизнь христианская, как и любой вид жизни, имеет разные формы, а ее протекание разнообразно настолько, насколько многообразны особенности жизни и характера того или иного человека».

Как же человеку узнать путь именно свой, когда ум его так ограничен, да к тому же омрачен грехом? Так как «от Господа направляются шаги человека» (Притч.20:24), то и вопрошать надо Его, выбирая путь следования к Нему. Что же говорит Господь? Во-первых, «не учитесь путям язычников» (Иер.10:2), во-вторых, «остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер.6:16). А в третьих, «входите тесными вратами, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14). Последуем, - говорит автор, - данным наставлениям и, избрав в учителя себе последователей Того, Кто «истинно пути Божию учит» (Мф.22:16), послушаем, что они предлагают ищущим пути спасения». Из всего множества путей спасения св. Иоанн Златоуст выделял три основных, допуская наряду с ними и другие возможные пути, тогда как преп. Марк Подвижник насчитывал семь или даже десять спасительных путей.

Но если под путями спасения разуметь те или иные дела покаяния, выражающиеся различными добродетелями, и рассмотреть все добродетели, то окажется, что путей спасения куда больше. Для бесед, которые нашли свое отражение в данной книге, автор выбрал 12 путей спасения или добродетелей покаянного подвига, приемлемых для всех желающих идти по пути богоугождения. В первой беседе он рассказывает об исповеди как естественном пути спасения. Во второй - о плаче как пути универсальном и для всех возможном. Затем следует беседа о смирении как кратком и легком пути, а за ней - о любви к ближним как лучшем и совершеннейшем пути. Далее автор говорит о целомудрии как пути трудном для плоти, о милосердии как пути необходимом на все века, о молитве как пути удобном в любом месте и в любое время. Говорит о памяти смертной как пути «страшном» и «пугающем», о трезвении как пути монашеского характера, о чадородии как пути характера брачного, о чтении как пути особом в наше время и о терпении скорбей как пути вынужденном из-за нашей лени.

 

*** Святитель Григорий Богослов, перечисляя добродетели любви, страннолюбия, долготерпения, кротости, воздержания, чистоты, молитвы, смирения, нестяжательности и т.п., заключает, что «каждая из этих добродетелей есть особенный путь к спасению и несомненно приводит к одной какой-либо из вечных и блаженных обителей. Ибо как различны роды жизни, так и обителей у Бога много (Ин.14:2), и они разделяются и назначаются каждому по его достоинству». Следуя совету святителя, и автор данной книги предлагает читателям выбрать свой путь духовного следования в вечные обители, которые милосердный Господь обещал приготовить идущим к Нему (Ин.14:2). 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать