У книжной полки. 12 июля

12 июля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

Родное пепелище. Жития святых для детей.

 

Среди первых последователей Господа нашего Иисуса Христа был простой рыбак Симон, получивший от Спасителя имя Петр и ставший впоследствии одним из первоверховных апостолов. Спустя четыре века на востоке великой Римской империи в городе Эдессе появился никому неизвестный странник, который остался при церкви Пресвятой Богородицы, и прося милостыню в притворе храма, прожил здесь семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что сей нищий Алексий есть человек Божий. В 5 веке в пустыне Скит подвизался юноша, который стал известен всему миру как прп. Даниил Скитский. А в начале 14 века на Руси, недалеко от Ростова Великого, родился мальчик, спустя годы ставший Игуменом земли Русской. Об этих удивительных угодниках Божиих рассказывает книга, вышедшая в свет в Издательстве «Родное пепелище». Она называется – «Жития святых для детей». ***

«Жития святых для детей» - это первая книга за­думанной издательством серии книг иллюстриро­ванной житийной литературы для детей среднего и старшего возраста в изложении современных пи­сателей. Книгу отличает чистота русского языка, историческая достоверность, приверженность свя­тоотеческим традициям православия. Как известно, жития святых являются для православных людей своего рода маяком, к которому устремляются жаждущие спасения души, боящиеся сбиться с истинного пути. В святых, которые каждый в свое время потрудился ради Бога, во все века верующие люди ищут утешения, покровительства и, конечно, стремятся им подражать. К этому побуждают нас слова апостола Павла, который говорит: «подражайте мне, как я Христу» (Кор. 4:16). Хотя во всяком деле, и особенно духовном, необходимо рассуждение.

О том, что святые являются нашими предстателями пред Господом говорит святитель Иоанн Шанхайский: «Святость, - отмечает он, - есть не просто праведность, за которую праведники удо­стаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодатию Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается. Велико их блаженство, происходящее от лицезрения славы Божией. Будучи пре­исполнены любви к людям, происходящей от любви к Богу, они отзыв­чивы на людские нужды и на их моления и являются предстателями за них пред Богом». Наши предстатели – это святые апостолы и евангелисты, кото­рые были учениками Иисуса Христа во время Его зем­ной жизни; это - пророков, одаренные особым познани­ем воли Божией; мученики, пострадавшие и погибшие за веру Христову, препо­добные, праведные, святые священники и миряне, благоверные государи и пра­вители, блаженные - отказавшиеся ради Бога от разумной жизни.

Святые, о которых рассказыва­ется в этой книге, жили давно, но память о них передавалась из поколения в поколение и сохранялась в Церкви. Эта память говорит нам о самом главном: о смысле их жизни, о том, почему они святыe. Это не просто добрые, праведные, благочестивые люди, а те, кто стал причастен Богу, очистился и открыл свое сердце для Бога. По словам святителя Филарета Московского, «каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть, не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников(1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».

Так, как уже говорилось в начале программы, одним из первых последователей Христа является апостол Пётр. Он, по словам автора этой книги, «был личностью нетерпеливой, необузданно-порывистой, скорой на решения. И его упрекал Сам Иисус Христос. Упрекал, предрёк его отречение (что и случилось), и все же именно его поставил во главе всех апостолов! Почему? Что Он увидел в этом ку­дрявом загорелом и необразованном рыбаке? Ведь среди призванных Им были рассудительные, степенные и ученые. Ответы на эти вопросы вы найдете, прочитав житие святого апостола. Как пишет автор, «до призвания к апостольству Пётр носил имя Симон. Он происходил из простой еврейской семьи, был сыном рыбака Ионы. В отличии от своего брата Андрея Симон был женат, имел сына и дочь. Жена его являлась дочерью Аристовула, брата Варнавы, тоже апостола. Но тогда никто из них ещё не был апостолом, даже Сам Иисус Хри­стос для многих был просто плотником из незначительного городка Назарет.

Как же случилось так, что христиан­ство пустило свои первые побеги имен­но на рыбачьем берегу Галилейского моря? Какие были к этому земные и небесные причины? По словам автора, за четыре с лишним века до Рожде­ства Христова с последним пророком Малахиеи прекратились пророчества в истории еврейского народа. Начался период самостоятельного усвоения -период книжничества. Ко времени пришествия Иисуса Христа языческие народы были объе­динены под крыльями римского орла не только политически, но и духовно в виде эллинизма. Римское царство простиралось от Ефрата до Атланти­ческого океана и от Африканской пу­стыни до Рейна. Оно насчитывало на­селения более 120 миллионов человек. Эллинизм - сложное явление на закате древнего мира. Он сказывался всюду: в политике, религии, науке, языке, ли­тературе. Вся жизнь была проникнута идеей спасения мира и спасения пло­ти. Созрело почти полное убеждение в том, что всякое спасение есть сохра­нение себя для вечной жизни. Спасение представлялось очищением и возвра­щением к Богу. И было предчувствие у живущих, что спасение и Спаситель уже существуют в мире.

Ко времени Спасителя Галилея кро­ме иудеев была заселена ещё греками, арабами, сирийцами и финикиянами. Поэтому кровь иудеев не могла сохра­ниться в полной чистоте. Галилеяне были открытыми, до­блестными и трудолюбивыми людь­ми. Нравы их отличались мягкостью и добротой, известна их широкая благотворительность по отношению к бедным, убогим и вдовам. Они легко поддавались убеждениям. По образо­ванию стояли ниже иудеев, школы в Галилее были редки. У них было своё, отличное от иудеев произноше­ние. Они считались язычниками; ещё пророк Исайя писал - "Галилея язы­ческая". По природным условиям Галилея являлась страной очень плодородной и богатой: всюду леса, луга, обработан­ные поля с пшеницей и рожью; источ­ники, озёра, реки... Особенно оживлённой была жизнь по берегам Галилейского моря. Если Библия перечисляет поимённо более 60 городов в Галилее, то часть из них, конечно, была расположена в морском прибрежье. Среди этих городов извест­ные: Магдала, Капернаум, Хоразин, Тивериада, Вифсаида... В последнем, Вифсаиде, и родился Симон, будущий апостол Пётр. О нем автор рассказывает в первой части этой книги.

Далее следует житие аввы Даниила Скитского. «Пустыня Скит, как пишет автор, - находилась верстах в тридцати к югу от Александрии. Это было обширное безлюдное простран­ство на севере Африки, куда нельзя было проникнуть без опасности за­блудиться, так как туда вовсе не было дороги, и в пути руководствовались течением звёзд, что было доступно немногим людям. Ничто не утеша­ло в пути; редко встречалась вода, с дурным запахом, отрадой после рас­калённых пространств казались боло­та, в которых во множестве водились мошкара и комары. В эту ужасную пустыню любовь к уединению привела многих подвижников. Среди них был и авва Даниил. О себе он говорил так: "Я жил в об­щежитии и в отшельничестве, испы­тав ту и другую жизнь, нахожу, что в общежитиях преуспевают скорее и больше, если проводят жительство правильное». В общежитии он про­бил сорок лет, а потом подвизался в отшельничестве. Подробнее об этом святом читайте во втором разделе книги. В третьем разделе - читатели найдут житие святого Алексия, человека Божия, а в четвертом – прп. Сергия Радонежского, которые является особенно почитаемыми святыми на русской земле и их жития с удовольствием читают православные верующие во все времена.

 

*** Эту книгу, по мнению издателей, с удо­вольствием прочтут и дети, и люди старшего поколения. И так как в первую очередь эта книга предназначена для читателей юного возраста, вспомним слова прп. Варсонофия Оптинского, который говорил о том, что читают современные дети, и о том, какое полезнее чтение для их возрастающих душ. «Какие пустейшие книжонки даются детям для прочтения и губят юные души. Чтение же Житий святых наполняет их чистые души светом. Ведь и слово «святой» произошло от слова «свет», так как святые разливают Свет Христов вокруг себя. Читая Жития святых, не получишь знаний по физике, химии, но зато научишься углубляться в себя, как познать самого себя». Несмотря на то, что эти слова были сказаны в 19 веке, они актуальны и в наши дни.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать