У книжной полки. 10 марта

10 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Умудряйтесь...»: Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни.

 

10 марта 1949 года отошел ко Господу насельник Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонах Иннокентий (Орешкин). Прошло уже 68 лет, и почти не осталось в живых лиц, знавших его лично, об­щавшихся с ним. Почти нет о нем печатных изданий, если не считать маленькой книжечки «Воспоминаний...», быстро ра­зошедшейся и мало кому известной. Но не иссякла народная память, из уст в уста передается почитание старца, который помогает «с того света» всем, кто к нему обращается в молит­вах. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одно из наиболее полных изданий, посвященных жизни и по­двигам замечательного старца, молитвенника, претерпевшего гонения за веру, окормлявшего многих духовных чад. Эта книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – ««Умудряйтесь...»: Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни». ***

Повествование о жизни зосимовского старца Иннокентия, представленное на страницах этой книги, по словам издателей, невольно возвращает читателей к десятилетиям минувше­го века, напоминая нам не только о страданиях народа, изменившего своей вере, но и о духовных светочах в лице ис­тинных подвижников благочестия, этой веры не предавших. С потерей носителей духовного опыта русские люди потеря­ли очень многое. Слава Богу, что пока есть возможность хотя бы из книг узнать о том, чего и не услышишь в наставлениях наших современников. Об этом духовные старцы предупреж­дали: будет время духовного голода, но Господь даст возмож­ность обрести наставников через книги и будет Сам направ­лять, попуская скорби и болезни. И конечно же, важно не за­бывать молиться нашим святым угодникам Божиим.

Сам отец Иннокентий часто повторял: «Съездите к Преподобному». Нельзя было не заметить его сыновнего отношения к авве Сергию. Возвращение Троице-Сергиевой Лавры верующим воспринято было в первый послевоенный год как знамение милости Божией и живого участия Преподобного в жизни всех, кто стремился сберечь свою веру. В молитве к преподобному Сергию зосимовский старец видел источник сил, бодрости и вдохновения. Он радовался, что хотя бы в преклонных годах увидел мысленно, будучи уже слепым, про­блески освобождения от безбожия. Жизнь подтверждала ис­тину народного чаяния: когда все уже покажется гибнущим, тогда воздвигнется Сергий. И люди, те, кто унаследовал любовь к Преподобному, спешили в Лавру, присоединяя свой голос к общему пению: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!»

Иеросхимонах Иннокентий (в миру Иван Игнатович Орешкин) родился в 1870 году 5 июня, в деревне Ерюхино Калужской губернии в крестьянской семье. Родители его, Игнат Петрович и Наталья Ларионовна, были искренне верующими людьми. О своем детстве отец Иннокентий рассказывал мало. Известно, что у него был брат, сестра Татьяна, умершая моло­дой от туберкулеза. Вспоминал, что, хотя они и жили бедно, отец его любил подавать нищим милостыню, говоря: «Лучше подавать, чем принимать». Видя, как часто мать, пытаясь свести концы с концами, молила Пресвятую Богородицу и Николая Угодника о помощи и защите или со слезами благодарила их, мальчик и сам с пол­ной доверчивостью относился к Богу, Пречистой Богородице и святителю Николаю, к которым обращался особенно часто со своими детскими просьбами. И они помогали. Эти чуде­са и поражали ребенка, и укрепляли в нем веру во всемогу­щество Господа и святых.

Уже с юных лет Ваня хотел стать монахом. Но родители уговорили его жениться на давно приглянувшейся им мест­ной крестьянской девушке Анне. Ваня послушался старших, однако семейная жизнь длилась недолго: не прошло и года, как Анна заболела скоротечной чахоткой и умерла, оставив Ивана вдовцом. В те годы в России многие верующие, особенно среди простого народа, считали своим долгом хотя бы раз в году совершить паломничество к христианским святыням. Шли пешком многие сотни километров, чтобы преодолением труд­ностей заслужить у Господа прощение грехов, приложиться к чудотворным иконам, мощам святых, спросить совета у про­зорливого отшельника-монаха. Вместе с богомольцами ходил по монастырям и Иван Орешкин. После смерти жены он же­лал лишь молитвенного уединения и искал место, где мог бы посвятить себя Богу.

Однажды, после очередного богомолья, Иван не вернул­ся в родное Ерюхино, — остался в Троице-Сергиевой Лавре. Великий пост 1895 года он провел в устроенном Лаврой Гефсиманском скиту, известном особой уединенностью и строгостью жизни. Здесь Иван увидел, как серьезно монахи проводят пост, как готовятся к Пасхе: молитвой и покаянием очищают душу, чтоб ничто не омрачало встречи Воскресения Христова. Все, что происходило в скиту, находило отклик в его сердце. А сама пасхальная ночь в монастыре так его по­трясла, таким не испытанным ранее счастьем наполнила, что он решил не искать другой обители и остаться здесь. 7 апреля 1895 года, в пятницу Пасхальной седмицы, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Иван Орешкин был принят в Гефсиманский скит временным послушником. Поистине живоносным стал этот день для его души».

Выполняя порученные ему послушания, Иван «очень хотел принять постриг и обрести духовного наставника. Столько вопросов требовало ответа! Однажды Иван обратился за советом к из­вестному всей России старцу Гефсиманского скита иеромона­ху Варнаве, теперь уже прославленному в лике преподобных, а тогда носившему звание народного духовника: «Кому излить свои помыслы и как с ними разобраться, если нет духовника?» Отец Варнава ответил: «А ты свои помыслы поверяй Божией Матери». — «Да нет, батюшка, — настаивал на своем послуш­ник, — я хочу живому сосуду их открывать». Непонимание и неопытность Ивана не смутили старца. Провидя его будущее, он сказал: «В Зосимову пустынь пойдешь, в гостиницу попа­дешь, все и устроится». Предреченное иеромонахом Варнавой вскоре исполнилось. 23 февраля 1898 года Ивана Орешкина перевели в Зосимову пустынь и определили на послушание в гостиницу». Эту обитель называли «Северной Оптиной», имея в виду ее расположение по отно­шению к столице. Сюда стекалось многих верующих, особенно из Сергиева Посада и Москвы. Здесь, среди старцев, и начался монаше­ский путь отца Иннокентия, так мечтавшего обрести духовно­го наставника.

В эту книгу кроме жизнеописания старца Иннокентия вошли его наставления, письма и воспоминания о нем его духовных чад. До сих пор их дети, теперь уже и внуки, а также те, кто знают о зосимовском монахе по расска­зам, передающимся из уст в уста, притекают на могилу старца, что на Алексеевской кладбище в Москве, обращаются к нему, как к живому, и получают помощь в нуждах и утешение в скорбях. Авторы этой книги рассказывают о том, как жил отец Иннокентий, как молился, какие лишения претерпевал, рассказывают о его умении духовно окормлять своих чад, поддерживать, вселять веру в тех, кто приходил к нему за советом. При всей простоте и, может быть, даже из­вестности приводимых им в качестве поучений слов, со­веты отца Иннокентия, имели ту самую действенную силу, о которой говорится: сила слова от силы жития.

Особенно часто, по словам издателей, из уст старца можно было услышать совет — «умудряйтесь», этот совет часто встречается и в письмах отца Иннокентия. Он побуждал спрашивающего к обдумыванию решения. Батюшка направлял, учил правильно рассуждать в сложных обстоятельствах, помогая во всем видеть направляющую руку Божия промысла. Батюшка никогда не требовал бездумного, механического исполнения «послушания», чтобы не укоренилась леность мыслить. «Умудряться» во всех случаях — это заботиться и о том, чтобы свой мир не потерять и чужой не нарушить. Как отмечают издатели, перебирая полуистлевшие записи, сделанные со слов старца его духовными чадами, удивляешься не столько терпению, смирению, прозорливости батюшки, сколько тому миру, какой он привносил в души страждущих одним своим присутствием. Принести этот мир на землю мог только Господь, и Он его принес, о чем возвестили ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир». Ощутить же его нам помогают те, кто подвигом всей своей жизни стяжали глубинную связь со своим Творцом. В их числе был и старец Иннокентий (Орешкин).

 

*** Книга, посвященная иеросхимонаху Иннокентию, помога­ет нам, нынешним, применить опыт старцев к своей духовной пользе. Жизнь отца Иннокентия, лишенная, может быть, внеш­не ярких проявлений, учит тому, что искать надо прежде всего доверия к Богу, воспитывать в себе преданность Его воле, ис­коренять в себе эгоизм, осуждение всех и вся. Отец Иннокентий не давал советы на все случаи жизни, но если вчитаться в них, отложив всякое предубеждение и сомнение, то можно уловить главное: Господь вчера, сегодня и вовеки Тот же, и путь к Нему — по­каяние и следование Его воле. Этому учили старцы примером своей жизни, наставляя словом и молясь за всех, кто обращал­ся к ним. Таким был и зосимовский старец Иннокентий, благо­дарная память о котором живет в сердцах его духовных детей, а теперь уже — и внуков.

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать