Аудио |
|
Скачать .mp3 |
«Умудряйтесь...»: Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни.
10 марта 1949 года отошел ко Господу насельник Смоленской Зосимовой пустыни иеросхимонах Иннокентий (Орешкин). Прошло уже 68 лет, и почти не осталось в живых лиц, знавших его лично, общавшихся с ним. Почти нет о нем печатных изданий, если не считать маленькой книжечки «Воспоминаний...», быстро разошедшейся и мало кому известной. Но не иссякла народная память, из уст в уста передается почитание старца, который помогает «с того света» всем, кто к нему обращается в молитвах. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию одно из наиболее полных изданий, посвященных жизни и подвигам замечательного старца, молитвенника, претерпевшего гонения за веру, окормлявшего многих духовных чад. Эта книга вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и называется – ««Умудряйтесь...»: Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни». ***
Повествование о жизни зосимовского старца Иннокентия, представленное на страницах этой книги, по словам издателей, невольно возвращает читателей к десятилетиям минувшего века, напоминая нам не только о страданиях народа, изменившего своей вере, но и о духовных светочах в лице истинных подвижников благочестия, этой веры не предавших. С потерей носителей духовного опыта русские люди потеряли очень многое. Слава Богу, что пока есть возможность хотя бы из книг узнать о том, чего и не услышишь в наставлениях наших современников. Об этом духовные старцы предупреждали: будет время духовного голода, но Господь даст возможность обрести наставников через книги и будет Сам направлять, попуская скорби и болезни. И конечно же, важно не забывать молиться нашим святым угодникам Божиим.
Сам отец Иннокентий часто повторял: «Съездите к Преподобному». Нельзя было не заметить его сыновнего отношения к авве Сергию. Возвращение Троице-Сергиевой Лавры верующим воспринято было в первый послевоенный год как знамение милости Божией и живого участия Преподобного в жизни всех, кто стремился сберечь свою веру. В молитве к преподобному Сергию зосимовский старец видел источник сил, бодрости и вдохновения. Он радовался, что хотя бы в преклонных годах увидел мысленно, будучи уже слепым, проблески освобождения от безбожия. Жизнь подтверждала истину народного чаяния: когда все уже покажется гибнущим, тогда воздвигнется Сергий. И люди, те, кто унаследовал любовь к Преподобному, спешили в Лавру, присоединяя свой голос к общему пению: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!»
Иеросхимонах Иннокентий (в миру Иван Игнатович Орешкин) родился в 1870 году 5 июня, в деревне Ерюхино Калужской губернии в крестьянской семье. Родители его, Игнат Петрович и Наталья Ларионовна, были искренне верующими людьми. О своем детстве отец Иннокентий рассказывал мало. Известно, что у него был брат, сестра Татьяна, умершая молодой от туберкулеза. Вспоминал, что, хотя они и жили бедно, отец его любил подавать нищим милостыню, говоря: «Лучше подавать, чем принимать». Видя, как часто мать, пытаясь свести концы с концами, молила Пресвятую Богородицу и Николая Угодника о помощи и защите или со слезами благодарила их, мальчик и сам с полной доверчивостью относился к Богу, Пречистой Богородице и святителю Николаю, к которым обращался особенно часто со своими детскими просьбами. И они помогали. Эти чудеса и поражали ребенка, и укрепляли в нем веру во всемогущество Господа и святых.
Уже с юных лет Ваня хотел стать монахом. Но родители уговорили его жениться на давно приглянувшейся им местной крестьянской девушке Анне. Ваня послушался старших, однако семейная жизнь длилась недолго: не прошло и года, как Анна заболела скоротечной чахоткой и умерла, оставив Ивана вдовцом. В те годы в России многие верующие, особенно среди простого народа, считали своим долгом хотя бы раз в году совершить паломничество к христианским святыням. Шли пешком многие сотни километров, чтобы преодолением трудностей заслужить у Господа прощение грехов, приложиться к чудотворным иконам, мощам святых, спросить совета у прозорливого отшельника-монаха. Вместе с богомольцами ходил по монастырям и Иван Орешкин. После смерти жены он желал лишь молитвенного уединения и искал место, где мог бы посвятить себя Богу.
Однажды, после очередного богомолья, Иван не вернулся в родное Ерюхино, — остался в Троице-Сергиевой Лавре. Великий пост 1895 года он провел в устроенном Лаврой Гефсиманском скиту, известном особой уединенностью и строгостью жизни. Здесь Иван увидел, как серьезно монахи проводят пост, как готовятся к Пасхе: молитвой и покаянием очищают душу, чтоб ничто не омрачало встречи Воскресения Христова. Все, что происходило в скиту, находило отклик в его сердце. А сама пасхальная ночь в монастыре так его потрясла, таким не испытанным ранее счастьем наполнила, что он решил не искать другой обители и остаться здесь. 7 апреля 1895 года, в пятницу Пасхальной седмицы, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Иван Орешкин был принят в Гефсиманский скит временным послушником. Поистине живоносным стал этот день для его души».
Выполняя порученные ему послушания, Иван «очень хотел принять постриг и обрести духовного наставника. Столько вопросов требовало ответа! Однажды Иван обратился за советом к известному всей России старцу Гефсиманского скита иеромонаху Варнаве, теперь уже прославленному в лике преподобных, а тогда носившему звание народного духовника: «Кому излить свои помыслы и как с ними разобраться, если нет духовника?» Отец Варнава ответил: «А ты свои помыслы поверяй Божией Матери». — «Да нет, батюшка, — настаивал на своем послушник, — я хочу живому сосуду их открывать». Непонимание и неопытность Ивана не смутили старца. Провидя его будущее, он сказал: «В Зосимову пустынь пойдешь, в гостиницу попадешь, все и устроится». Предреченное иеромонахом Варнавой вскоре исполнилось. 23 февраля 1898 года Ивана Орешкина перевели в Зосимову пустынь и определили на послушание в гостиницу». Эту обитель называли «Северной Оптиной», имея в виду ее расположение по отношению к столице. Сюда стекалось многих верующих, особенно из Сергиева Посада и Москвы. Здесь, среди старцев, и начался монашеский путь отца Иннокентия, так мечтавшего обрести духовного наставника.
В эту книгу кроме жизнеописания старца Иннокентия вошли его наставления, письма и воспоминания о нем его духовных чад. До сих пор их дети, теперь уже и внуки, а также те, кто знают о зосимовском монахе по рассказам, передающимся из уст в уста, притекают на могилу старца, что на Алексеевской кладбище в Москве, обращаются к нему, как к живому, и получают помощь в нуждах и утешение в скорбях. Авторы этой книги рассказывают о том, как жил отец Иннокентий, как молился, какие лишения претерпевал, рассказывают о его умении духовно окормлять своих чад, поддерживать, вселять веру в тех, кто приходил к нему за советом. При всей простоте и, может быть, даже известности приводимых им в качестве поучений слов, советы отца Иннокентия, имели ту самую действенную силу, о которой говорится: сила слова от силы жития.
Особенно часто, по словам издателей, из уст старца можно было услышать совет — «умудряйтесь», этот совет часто встречается и в письмах отца Иннокентия. Он побуждал спрашивающего к обдумыванию решения. Батюшка направлял, учил правильно рассуждать в сложных обстоятельствах, помогая во всем видеть направляющую руку Божия промысла. Батюшка никогда не требовал бездумного, механического исполнения «послушания», чтобы не укоренилась леность мыслить. «Умудряться» во всех случаях — это заботиться и о том, чтобы свой мир не потерять и чужой не нарушить. Как отмечают издатели, перебирая полуистлевшие записи, сделанные со слов старца его духовными чадами, удивляешься не столько терпению, смирению, прозорливости батюшки, сколько тому миру, какой он привносил в души страждущих одним своим присутствием. Принести этот мир на землю мог только Господь, и Он его принес, о чем возвестили ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир». Ощутить же его нам помогают те, кто подвигом всей своей жизни стяжали глубинную связь со своим Творцом. В их числе был и старец Иннокентий (Орешкин).
*** Книга, посвященная иеросхимонаху Иннокентию, помогает нам, нынешним, применить опыт старцев к своей духовной пользе. Жизнь отца Иннокентия, лишенная, может быть, внешне ярких проявлений, учит тому, что искать надо прежде всего доверия к Богу, воспитывать в себе преданность Его воле, искоренять в себе эгоизм, осуждение всех и вся. Отец Иннокентий не давал советы на все случаи жизни, но если вчитаться в них, отложив всякое предубеждение и сомнение, то можно уловить главное: Господь вчера, сегодня и вовеки Тот же, и путь к Нему — покаяние и следование Его воле. Этому учили старцы примером своей жизни, наставляя словом и молясь за всех, кто обращался к ним. Таким был и зосимовский старец Иннокентий, благодарная память о котором живет в сердцах его духовных детей, а теперь уже — и внуков.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Этот день в истории. 19 мая
День ангела. 19 мая
Церковный календарь 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Благоверная Тамара, царица Грузинская
Евангелие 19 мая. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!