У книжной полки. Архиепископ Никон Рождественский. Козни врагов наших сокруши

1 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Ваши Дневники писаны кровью Вашего сердца и вызывают скорбь и боль, когда читаешь их, они точно анатомическим ножом вскрывают нагноения, которыми страдает наше бедное Отечество. Весьма желательно, чтобы они изданы были отдельной книгою и получили широкое распространение. Польза будет великая...» Этот отрывок из письма святителя Николая Японского к архиепископу Никону (Рождественскому) стоит в эпиграфе книги «Козни врагов наших сокруши». Имя архиепископа Никона постепенно в его творениях возвращается к русским людям: переиздаются книги, в православной периодике появляются перепечатки его статей. Великое имя снова прочно входит в читательский обиход. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию дневники владыки Никона, которые вышли в свет в издательстве Сибирская Благозвонница в книге «Козни врагов наших сокруши». ***

Архиепископ Никон Рождественский – один из ярчайший русских церковных и общественных деятелей начала 20 века, духовный писатель, богослов, издатель, член Святейшего Синода, ярый проповедник единства народа и противник революции. О человеке такого масштаба, как владыка Никон, можно рассказывать долго, и все равно всего не пересказать, потому как жизнь его была поистине подвижнической, насыщенной ярчайшими событиями. Николай Иванович Рождественский (так звали владыку в миру) родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Московской губернии. От природы был хилым мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту, он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых.

В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока: «Это наш будущий архиерей». Николай окончил Заиконоспасское Духовное Училище и Московскую Духовную Семинарию (в 1874 первым учеником). Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном. Потом перешел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру следом за настоятелем о. Леонидом (Кавелиным), назначенным наместником Лавры. Еще будучи послушником, с 1 февраля 1879 начал выпускать знаменитые «Троицкие листки».

В первом номере этого журнала Николай в частности писал: «Мы живем в тяжелое время. Со всех сторон мрак сгущается: всюду есть великая потребность возжигать свечи... Если наше издание внесет хоть самую малую искру Божьего света в народную русскую душу, которая так исстрадалась от окружающего ее ядовитого тумана, – и за то слава Богу. Чувствуешь, как все дальше и дальше мы уходим от источника света – от святого нашего православия. И что особенно прискорбно – даже в среде верующих, считающих себя православными, теряется основное начало православного мировоззрения, православной жизни. Люди высокообразованные, верующие, как бы потеряв под собою почву, нередко позволяют себе рассуждать о предметах веры по своему мышлению, и не подозревая, что в таких вопросах есть непререкаемый авторитет, коему сын православной Церкви должен подчинить свое личное мнение».

«Что делать нам, чадам Церкви?» - задавал тогда вопрос будущий архипастырь. И отвечал: «Когда усиливаются ветры, дерево углубляет свои корни. Будем же укреплять в своих сердцах нашу святую веру. Когда на двор спускается ночь, усиливают свет в доме. Будем же возжигать светильники веры, умножая елей любви, в лампадах сердца. Без елея гаснет светильник: без дел любви, без смиренного исполнения Христовых заповедей нет живой веры. Вера без дел мертва есть». В 1880 в Лавре Николай принял иноческий постриг с именем Никон. Через 2 года он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иеромонаха Никона - вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. Иван Сергеевич Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя».

В 1892 о. Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возведен в сан архимандрита, а через год - назначен на ответственную должность казначея Лавры. В 1901 архимандрит Никон стал председателем епархиального училища иконописи при Лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания. Избежать архиерейского служения ему все-таки не удалось. Предсказание старца сбылось - 14 марта 1904 состоялась хиротония архимандрита Никона во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. В этом же году он был назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии. В этот период владыка особенно сблизился с московскими монархистами.

Революция 1905 произвела на владыку горестное впечатление. Он вспоминал о тяжелых и позорных для Москвы днях октябрьских забастовок и декабрьского восстания: «Нас, Русских людей, носителей родных заветов Святой Руси, поносили, оплевывали, а в революционных подпольных листках приговаривали и к смерти. Оставалось одно утешение: Богу молиться, да взаимно ободрять, нравственно поддерживать друг друга», - писал Владыка. Еще он писал: «Русь, да неужели ты перестала быть православною? Ужели все, что так дорого было сердцу русских людей, за что они душу свою полагали, теперь дозволено попирать, осмеивать, топтать в грязь всякому безбожнику, считающему себя «интеллигентом»? Не диво, что озверелый рабочий издевается над святыней: он ведь следует примеру того, кого считает человеком «образованным»; не диво, что эти якобы «образованные» хотят «образовать» по образу и подобию своему массы народные: раз сами потеряли Бога в душе, они того же желают и для всех; то достойно удивления, то возбуждает страх за самое бытие государственное, что как будто никому до этого дела нет, как будто все это дозволено, как будто на наших глазах сбывается страшное пророчество апостола Павла об удерживающем (2Солун. 2, 7)...

Епископ Никон был одним из тех, кто не побоялся открыто и громко объявить себя врагом революции, поддерживал антиреволюционную деятельность монархистов. Он сослужил митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) при открытии 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве в апреле 1906 года. Тогда большой резонанс в обществе имела его статья «Что нам делать в эти тревожные дни?», которая была опубликована в самый разгар революции 16 октября 1905 в газете «Московские ведомости». В статье он открыто призывал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам Царя и Отечества». Эта статья стала поводом для нападок на еп. Никона со стороны влиятельных либерально-бюрократических кругов. 25 апреля 1906 он был назначен на Вологодскую кафедру, на которой пребывал до 1912 года. Многие монархисты восприняли это назначение как наказание за активное участие в монархическом движении.

Но архипастырь не изменил своим идеалам. В Вологде он стал почетным председателем отдела Союза Русского Народа, оставшись для монархистов одним из главных духовных авторитетов, к нему чаще всего обращались за благословением и поддержкой. Так в октябре 1906 года владыка прислал в адрес 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве трогательную телеграмму. В ней, в частности, говорилось: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность».

 

*** Когда-то голос владыки Никона Рождественского был слышен по всей России. И перед революцией не было, пожалуй, более ярких выступлений с церковной кафедры, чем выступления владыки Никона. Его статьи и вся его публицистическая полемика, которая выносилась на страницы "Троицкого слова" (выходящего с 1910 года), были блестящи. С его изданий даже была снята духовная цензура - так ему верили! В этих журналах, в частности в "Троицком слове", он печатался каждую неделю и за год накапливался целый том. Именно эти тома выходили под заглавием "Дневники". Их вышло много, все они дожидаются поры, когда мы их сможем прочесть. Сегодня у нас появилась такая возможность, ведь многие из этих Троицких листков собраны в этой книге. 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать