Творческая мастерская. Православный хор инженерных войск России "За веру и Отечество"

2 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Участники православного хора инженерных войск России "За веру и Отечество", ныне священники Екатеринбургской епархии, поющие в хоре Екатеринбургской епархии, рассказывают о хоре "За веру и Отечество" и его руководителе игумене Варнаве (Столбикове).

– Сегодня мы хотим продолжить рассказ о православном хоре инженерных войск России «За веру и Отечество». Хор создал и возглавляет игумен Варнава (Столбиков). Большой концерт в зале Храма Христа Спасителя, посвященный 25-летию создания хора, – свидетельство признания деятельности коллектива, в котором поют, музицируют и служат саперы, механики, инженеры, представители самых разных воинских профессий. И все они отзываются об отце Варнаве как о мудром пастыре, духовном наставнике и любимом батюшке. Его воспитанники, его духовные сыновья разбросаны по всей стране, и, так или иначе, пением ли, самой верой продолжают путь, начатый в солдатском православном хоре. Более двухсот солдат, сержантов из его воспитанников стали священнослужителями.

В Екатеринбургской студии канала «Союз» мы встречаемся с ветеранами хора, уральцами, ныне священниками Екатеринбургской епархии и участниками хора духовенства Екатеринбургской епархии, регентом хора Алексеем Русиным, в армии – специалистом по ремонту и обслуживанию зенитной самоходной техники, и певчим Павлом Кононенко, военная специальность которого – инженер-сапер.

Иерей Алексий Русин:

– Я был тогда студентом Московской духовной академии, а отец Павел работал на заводе. И я его, получается, провожал в армию, я же его встречал из армии. И когда отец Павел служил в Арсаках, то примерно раз в две недели, по субботам, меня отпускали, я приезжал в часть и помогал отцу Павлу петь на клиросе. Вот вроде армия, но тем не менее там был хор.

(Звучит песня «Храни Бог Россию» в исполнении православного хора инженерных войск России «За веру и Отечество».)

Иерей А.Р.:

– Двадцать пять лет существует коллектив «За веру и Отечество». Конечно же, люди в нем все время меняются, но идейным вдохновителем и организатором является игумен Варнава, наш горячо любимый наставник, очень мудрый человек. И нужно понимать: хоть и говорят, что православная часть, однако на самом деле обыкновенная военная часть, но с очень хорошим духовным окормлением. Поэтому ее и называют православной. Потому что перед приемом пищи мы читали молитву, после приема пищи читали молитву; вечером молитва была по желанию, утренняя молитва была обычно келейно, то есть каждый молился сам столько, сколько считал нужным. Помимо этого мы участвовали в богослужениях в самой части, в городке, рядом с которым служили.

Иерей Павел Кононенко:

– Выезжали на концерты много, очень часто.

Иерей А.Р.:

– Они были раз или два в месяц. И успевали всё. Мы хором ходили в караул (у нас был певческий состав), возвращались с караула примерно в восемь вечера, и где-то в половине девятого начиналась спевка до одиннадцати – до половины двенадцатого, пока не выучим произведение. Так было несколько раз в неделю.

(Звучит песнопение «Благослови, душе моя, Господа» в исполнении православного хора инженерных войск России «За веру и Отечество».)

– На территории воинской части, где проходили службу будущие батюшки, находится православный мужской монастырь – Свято-Смоленская Зосимова пустынь. Закрытый в 1925 году, с 1992 года монастырь вновь действует.

Иерей А.Р.:

– Представьте, Арсаки – это огромный арсенал, периметр – около восьми километров, сколько там находится боеприпасов. То есть мы эти боеприпасы с места на место передвигали, загружали, выгружали, охраняли.

Иерей П.К.:

– Утилизировали.

Иерей А.Р.:

– И параллельно со всем этим ездили на концертные выезды. Например, я за время службы успел съездить и в Санкт-Петербург, и в Каменск-Шахтинский под Ростовом-на-Дону, в Липецк, Алатырь (мужской монастырь), в Москву (Храм Христа Спасителя), Александров, Сергиев Посад. То есть мы во многих местах побывали. И параллельно, приезжая из какой-то поездки, можно сказать, сразу шли в караул. И, наоборот, с караула выходим – спевка; караул – спевка. То есть жизнь была очень насыщенной...

Иерей П.К.:

– К тому же еще диски записывали.

Иерей А.Р.:

– На самом деле порой голоса уже не хватало вечером. Спевка в восемь вечера или в девять, понимаешь, что надо петь, а петь-то нечем. Но отец Варнава скучать не давал, приносил нам вспомоществования для наших желудков.

Иерей П.К.:

– Утешение...

Иерей А.Р.:

– ... в виде какой-то вкусной еды. В общем, на самом деле одни положительные впечатления. То есть это действительно была настоящая армейская служба со всеми тяготами и лишениями: мало сна, много труда (и физического, и умственного). Но при этом отдушина в виде хора – это было настоящее утешение. И самое главное, мы имели возможность попасть на исповедь к отцу Варнаве. Мы разговаривали с нашими однокурсниками по семинарии, которые, например, служили в лесах, и в течение года не могли попасть в храм. У нас храм был, во-первых, прямо в казарме. И неподалеку, примерно в десяти минутах ходьбы, была Свято-Зосимовская пустынь...

Иерей П.К.:

– В военном городке.

Иерей А.Р.:

– В пустынь мы ходили каждую субботу вечером и в воскресенье утром (по возможности, если не было караула) и пели за богослужением.

(Звучит песнопение «Дивны дела Твои, Господи» в исполнении православного хора инженерных войск России «За веру и Отечество».)

Иерей П.К.:

– Это уникальный случай, уникальный хор, в котором простые ребята, порой не имеющие музыкального образования. Вот я, например: голосом каким-то Господь одарил, там его развил, слава Богу, благодаря трудам и молитвам отца Варнавы. Конечно, туда поступают ребята и с музыкальным образованием, но в основном те, кто не имеет практически никакого музыкального образования (и историки, и математики, и физики, и даже медики). И все они, благодаря своей любви к Богу, благодаря тому, что в них еще горит эта традиция русского православного пения, желание сохранения этих традиций,  собираются под крылом отца Варнавы.

(Звучит солдатская песня «Песнь о вещем Олеге» в исполнении православного хора инженерных войск России «За веру и Отечество».)

Иерей А.Р.:

– У нас еще были такие ребята, которые умели играть на фортепиано, причем профессионально; на скрипке, баяне, балалайке, гитаре, флейте, саксофоне.

Иерей П.К.:

– И все это сейчас привлекается.

Иерей А.Р.:

– Да. И некоторые из служивших с нами параллельно учились в Академии Гнесиных; соответственно, делали свои аранжировки. Можно сказать, что больше половины произведений, которые поет хор «За веру и Отечество», это произведения в собственных аранжировках. Все, кто в хоре участвовал, вкладывали в него душу. Кто что мог. То есть кто умел дирижировать – дирижировал, кто умел писать аранжировки – делал их, кто умел играть на инструменте – играл. И, конечно, самым главным был отец Варнава, который всех нас собирал. То есть он умел так сказать, что все собирались.

Иерей П.К.:

– С желанием.

Иерей А.Р.:

– Да, конечно. 

(Звучит песнопение, музыка и слова патриарха Илии II.)

Иерей П.К.:

– Друг другу помогали, друг друга поддерживали, потому что коллектив, как сказал отец Алексей, был очень слаженный, несмотря на то, что служили ребята со всей России, то есть от Хабаровска до Калининграда. Практически вся Россия собиралась. И мы не только знакомились, но и поддерживаем до сих пор общение. И служба скрепила нас не только в духовном отношении, в отношении хора, но и, конечно, просто по-человечески мы действительно стали хорошими друзьями, сослуживцами.

И связано это именно с тем, что отец Варнава не то чтобы привил, но просто взрастил то, что есть в каждом человеке, который приходит в армию, в воинскую часть, он в нем это раскрывает. Все его положительные, все религиозные черты в нем раскрываются. Потому что благодаря тем верующим ребятам, которые были в части (а я скажу, что их был меньший процент, чем обычных военнослужащих: тридцать к семидесяти процентам), многие крестились, видя любовь, отношение отца Варнавы к хору, к простым военнослужащим, к тем, кто не участвовал в хоре, в богослужениях. Они приходили к Богу, принимали таинство Крещения и с благодарностью уезжали уже из части. И до сих пор вспоминают отца Варнаву, до сих пор мы общаемся.

Также некоторые из наших ребят там венчались. В части был православный храм, и мы там порой совершали богослужения, которые возглавлял отец Варнава, пели песнопения; и ребята, у которых уже были невесты, венчались в этом храме. То есть батюшка их венчал благодаря тому, что все видели это дружеское отношение, видели отношение отца Варнавы к солдатам, видели отношение к нему солдат. И, конечно же, это не без участия начальства, наших командиров, которые если и не поддерживали, то как минимум не мешали нашей воинской духовной службе в армии.

Иерей А.Р.:

– На наших глазах появлялись те ребята, которые не думали вообще становиться священниками, но, отслужив в этой части и пообщавшись с батюшкой, с отцом Варнавой, поступили в семинарии и уже даже приняли священный сан.

Иерей П.К.:

– Многие принимали монашество.

Иерей А.Р.:

– Есть один наш общий знакомый, который сейчас на Горе Афон.

Иерей П.К.:

– Да, молится. Только благодаря отцу Варнаве это все до сих пор еще существует. И мы надеемся, и верим, и молимся об этом. Чтобы Господь не только укреплял отца Варнаву, но и давал ему сил для продолжения его служения.

(Звучит русская народная песня «Из-под дуба, из-под вяза» в исполнении православного хора инженерных войск России «За веру и Отечество».)

Иерей А.Р.:

– Если бы не отец Варнава, никакого хора там не было бы вообще. Но нужно сказать, что отец Варнава там появился не сам по себе, его благословил старец Моисей.

Иерей П.К.:

– Иеросхимонах Моисей (Боголюбов).

Иерей А.Р.:

– Да, он и нам об этом рассказывал; мы были на могиле старца Моисея. Вот что значит благословение! То есть священник благословил отца Варнаву, и он до сих пор несет это послушание. Не без проблем, естественно. Находятся люди, которые мешают ему нести это послушание, но он не унывает, а мы ему помогаем не унывать и движемся вперед. И нужно сказать, что с нашего Урала (из города Екатеринбурга и, естественно, из области) уже около семи человек там отслужили.

Из хора «За веру и Отечество» мы с отцом Павлом плавно переместились в хор духовенства Екатеринбургской епархии по благословению нашего митрополита. Опять же разговор возвращается к благословению. У нас было много желаний, мы хотели, думали каким-то образом создать какой-то квартетик, но так как не было точки опоры, то наши желания оставались желаниями. А когда владыка сказал: «Отцы, нужно создавать хор», – сами видите, появился хор. Он появился, существует и действует. Тоже, конечно, не без проблем, не без искушений.

Первого огонька, с которым хор появился на свет, уже, конечно, нет, потому что мы примерно поняли, на что мы способны, что от нас требуется. Но владыка не дает нам скучать и, скажем так, нам этого огня добавляет, когда его не хватает. То есть зовет на службы, потому что церковный хор без богослужения таковым очень сложно назвать. Он потому и церковный, что люди, которые в нем поют, во-первых, сами живут жизнью духовной, церковной, во-вторых, участвуют в богослужениях. Поэтому пение – это наш крест, наверное, до конца дней. «Пою Богу моему дондеже есмь». Пока есть силы, пока есть голос, будем петь.

(Звучит песнопение «О преславного чудесе» в исполнении хора духовенства Екатеринбургской епархии.)

Ведущая Елена Рыжкова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать