9 ноября. Преподобный Нестор Летописец, Печерский, в Ближних пещерах

9 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 9 ноября (27 октября ст. стиль).

 

И сегодня творится память: святых начала IV века: мч. Нестора Солунского, мцц. Капитолины и Еротииды; мч. Марка Фиваидского и иже с ним; прп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах почивающего, подвижника XI – начала XII веков; прп. Нестора, Некнижного, Печерского святого XIV столетия, в Дальних пещерах. Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском в 1539 году;

Прмч. Сергия (Чернухина), игумена, пострадавшего в 1942 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы молитвенно почтим преподобного подвижника, благодаря трудам которого мы имеем представление о первых веках христианства на Руси, – преподобного Нестора Летописца. Родился он в 50-х годах XI века в Киеве. Юношей пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона.

Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,– говорил он,– книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца и главным подвигом его жизни была составленная к 1112-1113 году «Повесть временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача́ пе́рвее кня́жити и откуда Русская земля стала есть» – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Подвижник использовал очень широкий круг источников:  предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Осмысленные с единой, строго церковной точки зрения, они позволили преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве, исповедническом подвиге святых варягов-мучеников, об «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром и Крещении Руси в 988 году. Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Он был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемники продлили летопись, и до нас она дошла уже в дополненном варианте. Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Братья и сестры, для зрелого человека совершенно необходимым является четкое осознание и ощущение себя в историческом контексте того народа и страны, в которых он живет. Беды и войны, периоды упадка, или же, наоборот, расцвета родного Отечества, ставят человека перед выбором своего места в той истории, которая пишется нами сегодня. Тем не менее история человечества всегда идет одними и теми же путями, которые мы можем проследить как в книгах Ветхого Завета, как в летописи преподобного Нестора, так и новейшей истории человечества. Это постоянное следование по пути туда и обратно: к Богу и от Него. Совсем недавно, Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди озвучил очень интересную мысль о судьбах исторического процесса. Мы привыкли мыслить историю через выдающихся политических деятелей. Александр Македонский, Елизавета I, Петр Первый, Людовик XIV, Наполеон Бонапарт — великие люди, если судить по тем изменениям, которые они вызвали при своей жизни. Но если посмотреть на сегодняшний мир, что осталось от их трудов? Хотя бы одно государство сохранило свои прежние границы или политическое устройство, правовые нормы? Всё ушло в историю. И ведь все эти люди сейчас живы в ином мире, их судьбу сейчас мы угадать не можем, но они есть. Как они теперь расценивают свою роль? Может быть, нужно было при жизни больше уделить внимания молитве и покаянию? Может быть, стоило больше собирать сокровища не небе?

Преподобне отче Несторе, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы