7 октября. Преподобный Коприй Палестинский

7 октября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 7 октября (24 сентября ст. стиль)

 

День постный.

Сегодня Церковь творит память: первомученицы равноап. Феклы Иконийской. Прп. Коприя Палестинского, VI века. Блгв. кн. Владислава Сербского, XIII века. Прп. Никандра пустынножителя, Псковского чудотворца XVI века. Прмч. Галактиона Вологодского, подвижника XVII века.

Сщмчч. XX века: диакона Василия Воскресенского; пресвитеров Андрея Быстрова, Павла Березина и Никандра Гривского; прмч. монаха Виталия (Кокорева) и мчч. Василия Виноградова, Сергия Михайлова и Спиридона Савельева.

Прославляется Мирожская икона Божией Матери.

Именинников поздравляем с днем ангела!

 

Сегодня мы поговорим о святом подвижнике, в честь которого вряд ли кто-нибудь захотел назвать своего ребенка. Итак, преподобный Коприй новорожденным младенцем был найден иноками обители преподобного Феодосия в Палестине. Он лежал на куче того, что по-гречески называется ко́приа, в житии переводчики смягчили значение этого слова и перевели как «перегной», но если бы мы переводили сегодня, то мягким значением было бы «помёт». В общем, нам понятно в куче чего оставила мать своего младенца, спасаясь от преследования во время набега тюрков. Она просто выбросила свое дитя. Иноки подобрали младенца, назвали  его Ко́прием, выкормили козьим молоком и воспитали в своем монастыре. Впоследствии святой Коприй принял иноческий постриг и провел в родной обители всю свою жизнь. Достигнув высоты добродетелей и дара чудотворений, преподобный Коприй мирно скончался в возрасте 90 лет.

Если говорить сегодня о поступке матери преподобного, то слов, правду сказать, находится мало. Оправдания ей нет: понять мать, выбрасывающую своего живого младенца, невозможно. Это совсем не тот случай, о котором мы читаем в истории Моисея, когда женщина «родила сына и скрывала его три месяца от преследователей, но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет». А далее, мы знаем, что и кормилицей Моисея стала сама его мать. О матери же святого Коприя говорить более не хочется и не будем.

Интересен в этой истории подход подвижников, нашедших младенца. Они не стали давать ему имя вроде «спасенный Богом» или «найденный», а назвали его так, как мы бы точно не назвали в наши дни, мягко говоря, «навозник». И вот именно на этот момент хотелось бы обратить внимание тех людей, кто предает какое-то особенное, почти магическое значение именам. Думаю, не нужно быть чрезвычайно одаренным, чтобы предсказать судьбу человека с подобным именем, если бы значение имени оказывало реальное влияние на жизнь человека. Но мы можем с уверенностью сказать, что это имя ничего дурного святому подвижнику не принесло, скорее наоборот, помогло ему сыскать особое смирение перед своими братьями.

Проблема суеверного отношения к имени очень стара. Стремление придать имени какой-то особенный, сакральный смысл встречается и на страницах Ветхого Завета. Вот мы читаем во 2-й главе книги Бытия: Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. Сейчас для нас этот стих не звучит так величественно, как это было изначально. Для людей дохристианской древности имя выражало суть предмета. Для язычников было принципиальным правильно знать и произносить имена своих богов, чтобы управлять ими. То есть Адаму дана высшая власть, самому обозначать суть новоявленных животных, а значит иметь власть над ними. Но и далее в Библии мы читаем, как Господь Сам разрушает эти суеверные представления. Снова вернемся к истории с Моисеем. Когда Моисей у купины спрашивает Бога о Его имени: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам». Моисей намекает Богу, что братья его спросят: «Какое нам дело до твоего Бога, раз ты не знаешь его имени и не можешь управлять им?» А Господь ему говорит: «Я — Сущий». В греческом и еврейском тексте стоит слово, которое не перевести на русский одним словом. Можно перевести так: «Я Таков, Каким Я и буду». То есть Господь указывает Моисею на то, что знание какого-то сакрального имени не даст власти над Ним. Не Моисей будет управлять Богом, а Бог будет управлять народом Израильским и выведет его из рабства фараона.

На основании этого места Ветхого Завета написано огромное число книг по библеистике, и кто захочет, сможет об этом прочитать. Мы не успели поговорить о нелепой истории образования искусственного имени Иегова́, что закралось в русский текст Библии и еще много о чем. Но об этом в другой раз.

Преподобне отче Коприе, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать