Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Сегодня празднуется зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
А также память: прпп. II века Ксанфиппы и Поликсении. Мц. начала IV века Раисы или Ираиды девы. Мчч. Андрея, Иоанна и чад Иоанновых Петра и Антонина, пострадавших в IX веке.
Сщмч. 1937 года Иоанна Панкратовича, пресвитера.
Прославление свт. Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, в 1977.
Прославляются иконы Божией Матери: Словенская и Иверская Гавайская.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Дорогие братья и сестры, как и в прошлом году, сегодня мы говорим о святителе Иннокентии (Вениаминове). Его житие очень пространно и, перечитывая его, мы открываем для себя все новые и новые грани святости владыки. Напомню, что 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Илии Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. Повзрослевший Иван Попов поступил в духовной семинарию. В 1814 году в ней сменился ректор, который решил переменить фамилии ученикам. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского).
В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (на остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Отец Иоанн стал добровольцем, и вот как он сам писал об этом в своей автобиографии: «когда, по распоряжению покойнаго преосвященнаго Михаила, были спрошены все священнослужители по всей епархии: не пожелает ли кто ехать в Уналашку и если не пожелает, то почему именно? — в числе прочих подписался и я, что не желаю занять это место, по причине отдаленности. И это написал я со всею искренностию, имея в виду, что ежели наши вдовы, живя и за десять верст от начальства, остаются без всего, то что же будет за десять тысяч верст? Так я думал, так и говорил другим своим собратиям».
Но когда один выходец из Уналашки по имени Иван Крюков, живший с алеутами сорок лет, «в тот же самый день, при прощании своем с преосвященным… стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слышанию слова Божия (чтó, без сомнения, я слышал от него и прежде и, может быть, не однажды): то — да будет благословенно имя Господне! — я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание преосвященному; и он, точно, удивился этому, но сказал только: “посмотрим”».
Впоследствии владыка считал это событие особым действием благодати Святого Духа и прямым Божьим призывом.7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и брата. Более чем через год они благополучно прибыли на место. Христианство охотно принималось алеутами благодаря их мягкому и кроткому характеру. Ко времени прибытия отца Иоанна в русских владениях в Северной Америке на разных островах служили еще три священника-миссионера.
Помимо Уналашки отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, наставляя свою паству и проповедуя Слово Божие среди некрещеных. Невозможно себе представить те трудности и опасности, которые ему приходилось переносить в подобных путешествиях, совершавшихся на утлой туземной лодке в холод и непогоду. Но зато утешали беседы с алеутами, когда, по словам отца Иоанна, «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова».
Многолетний опыт в деле распространения Слова Божия убедил отца Иоанна в том, что при широкой разбросанности туземных поселений и все возраставшем числе крещеных трудно поддерживать дух христианства у паствы. Для этого была нужна постоянная проповедь, что было невозможно при малочисленности священников и недостатке средств. Кроме того, ему нужно было получить разрешение на издание священных книг на алеутском языке. С этой целью отец Иоанн решился отправиться в Петербург. Приняв такое решение, батюшка взял отпуск и, отправив супругу и детей на родину в Иркутск, 8 ноября 1838 года отплыл с острова Ситхи. Плавание его продолжалось около восьми месяцев. Летом 1839 года он прибыл в Петербург. Святейшим Синодом было принято решение об увеличении штата священно- и церковнослужителей в американских владениях России. Будущему святителю также было разрешено печатать свои переводы.
Но не только радостные вести ждали отца Иоанна в Петербурге: из Иркутска сообщили о кончине его супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убеждал принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. Посвящение отца Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе Петербурга. Наконец, в конце сентября 1841 года после утомительного и долгого пути владыка Иннокентий благополучно прибыл на остров Ситху. Затем его ждал ряд перемещений и безостановочный труд перевода Писания и богослужения на языки севера.
В 1867 году скончался святитель Филарет, митрополит Московский, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный Иннокентий был поражен этой вестью более всех. Со смирением вступал владыка в свое новое служение. Ему было уже более семидесяти лет, он был удручен болезнью, почти слеп, но все-таки преисполнен сил и рвения к деятельности. С целью проповеди Евангелия на окраинах России им было учреждено специальное миссионерское общество. С середины 1878 года митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал; на Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. Последний раз владыка приобщился Святых Тайн в Великий Четверг. 30 марта 1879 года он потребовал чтения канона на исход души, а 31 марта в 2 часа ночи он переселился в горние обители.
Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска
Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»
Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием
Читаем Добротолюбие. «Против человекоугодия». Священник Константин Корепанов
Литературный квартал. Преображение через Пасху. Людмила Васильевна Кадема
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!