Аудио |
|
Скачать .mp3 |
День постный.
В этот день Святая Церковь чтит память: прор. Ионы, несшего свое служение в VIII веке до Р. Х. Сщмч. Фоки, епископа Синопского I-II веков. Мч. IV века Фоки Вертоградаря (Садовника). Прав. Петра Африканского, бывшего мытаря VI века. Прп. Ионы, пресвитера IX века, отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Прп. Ионы Яшезерского, подвижника XVI века. Святых XVII столетия: прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца и сщмч. Феодосия Бразского, митрополита.
Блж. Параскевы Дивеевской, почившей в 1915 году.
Сщмч. Вениамина (Воскресенского), епископа Романовского, викария Ярославской епархии, преставившегося в 1930 году.
Празднуется Собор Тульских святых.
Прославляется икона Божией Матери «Услышательница» (Зографская).
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, будущий священномученик Вениамин, епископ Романовский (в миру Василий Константинович Воскресенский) родился в 1871 году в Ярославской губернии в многодетной семье сельского священника. После окончания Московской духовной академии Василий Константинович несколько лет работал преподавателем русской литературы и истории в Кутаисской духовной семинарии. В начале ХХ века он стал преподавателем Тифлисской духовной семинарии, где преподавал в течение семи лет. С 1909 по 1911 год он преподавал в Вологде, а с 1911 по 1916 год – в Ярославле. Был активным популяризатором церковного пения в Ярославской епархии, организовал хор в Ярославской семинарии, а также в родном селе Переславцево. Выступал за максимальный учет местных традиций в церковном пении.
В Ярославле семинарский преподаватель Василий Константинович Воскресенский встретил революцию 1917 года и начало гонений на Церковь. В 1918 году Ярославскую семинарию закрыли. К началу 1920-х годов над Русской Церковью нависла угроза полного уничтожения, советская власть не только целенаправленно устраняла архиереев от церковного управления, но и создавала условия невозможности рукоположения новых священнослужителей.
Летом 1921 года на съезде духовенства и мирян Романовского (Тутаевского) уезда Василий Константинович Воскресенский был избран кандидатом на кафедру викарного епископа Ярославской епархии. Вскоре состоялось пострижение его в монашество и рукоположение во епископа Романовского, викария Ярославской епархии.
В 1922 году ГПУ арестовало митрополита Ярославского Агафангела в надежде, что церковная власть перейдет к обновленцам. Но православное духовенство Ярославской епархии поддержало епископа Вениамина (Воскресенского) и не встало на сторону обновленчества. Вскоре арестовали и владыку Вениамина. Освободился он только в 1926 году. Вернувшись в Ярославскую епархию, епископ Вениамин стал много ездить и везде проповедовать. И в 1927 году был вновь арестован.
Арестовали владыку в городе Пошехонье после архиерейского богослужения, ему предъявили обвинение в монархической агитации, доказательством чему служило то, что за богослужением диакон возглашал строки псалма: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело». В конце службы епископ произнес проповедь, в которой были следующие слова: «Не верьте этим безбожникам, что нет Церкви, Церковь внутри нас. Будьте стойки за веру православную, не верьте этим глупцам, ибо учение их есть еретическое и приведет к гибели нашу страну».
12 июня 1927 года епископ Вениамин (Воскресенский) вновь арестован в селе Пошехонье и этапирован во Владимирскую тюрьму через Тутаев. По свидетельству очевидцев, «летом 1927 года по городу Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали». На допросе владыка Вениамин заявил: «Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти… моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против советской власти как власти». Был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан, отбывал ее в Уральской области.
Владыка резко негативно отнесся к Декларации Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Находясь в ссылке, в одном из писем он писал: «Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого она принять не может, оставаясь Церковью. Наше государство открыто перед всем миром начертало на своем знамени — безбожие и борьба с религией, с Православием в особенности. Борьба до победного конца, до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому правительству: “Я с нашим правительством”, безбожному народу: “Я с нашим народом”. Церковь никогда не может сказать: “радости и успехи нашей гражданской родины — наши радости и успехи, неудачи ея — наши неудачи”. Христианская наша родина под руководством богоборческого правительства систематически и быстро перестраивается. Она уже новая, строение ея во всех отраслях жизни — безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина. Радости и успехи ея безбожного строения не могут быть радостями Церкви».
Тем не менее отделяться от митрополита Сергия владыка Вениамин не стал, считая, что Предстоятель может быть осужден только церковным собором или консенсусом православных иерархов. 16 ноября 1928 года в письме священнику Николаю Розову владыка призывал священство епархии сохранять верность митрополиту Сергию вплоть до законного церковного суда.
«В большинстве взглядов Декларация составляет грех не в области догмата, а в области морали. Декларация не ересь, а скорее духовно-нравственное преступление… Будь Собор – несомненно, митрополит Сергий, лишенный доверия, был бы заменен другим, но, можно с уверенностью думать, не лишен бы был церковного общения. Нет оснований исключать его из церковного общения и теперь, а значит, нет основания совершать отделение», – считал владыка.
Здоровье епископа Вениамина в заключении и ссылке окончательно было подорвано, он перенес инсульт. 1 апреля 1930 года владыка, находясь в ссылке, был снова арестован и получил новый приговор. Виновным он себя не признал и был тяжело болен: у него была парализована вся правая сторона тела. Через год его приговорили еще и к 10 годам заключения в лагере, но приговор не был исполнен, так как владыка Вениамин (Воскресенский) скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице Уральска в Казахстане.
Святый священномучениче Вениамине, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Татьяна Копяткевич. Как Сима встречала Пасху
Благая часть. 6 мая 2024
Прогноз погоды на 7 мая 2024
Простые истории. Востоковед Гордий Саблуков
Простые истории. Хирург Джон Аберкромби
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!