30 сентября. Преподобномученики Павел (Моисеев), Феодосий (Соболев), Никодим (Щапков), Серафим (Кулаков)

30 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 30 сентября (17 сентября ст. стиль)

Сегодня Святая Церковь творит память: мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (II); мцц Феодотии и Агафоклии (III); мучеников 156-ти IV века и из них особо сщмчч. Пелия и Нила, епископов Египетских, Зиновия, пресвитера, мчч. Патермуфия, Илии и иных;  свт. Иоакима (Пани), патриарха Александрийского (XVI).

Подвижников XX века: прмчч. Павла (Моисеева), Феодосия (Соболева), архимандритов, Никодима (Щапкова), Серафима (Кулакова), иеромонахов; прмц. Ирины Фроловой, послушницы; мч. Иоанна Короткова; прмц. послушницы Александры Хворостянниковой.

Прославляются иконы Божией Матери Цареградская и Макарьевская.

Именинников поздравляем с днем ангела.

 

Дорогие братья и сестры, на сайте Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета можно найти информацию об очень многих новомучениках Российских. И вот несколько из них: убиенные насельники Николаево-Коряжемского монастыря архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков). История жизни у каждого из них совершенно особая, но общим является то, что Господь всех их свел в трудное для нашего Отечества время в одну обитель, недалеко от Сольвычегодска, что в Архангельской области, при впадении реки Коряжемки в реку Вычегду.

23 сентября 1918 года в Сольвычегодскую ЧК поступило заявление от некоего неграмотного гражданина о том, что в Яренском уезде на берегу реки Черны в лесных избушках охотников и лесопромышленников «проживают какие-то богатые люди, по-видимому скрываются буржуи». Кроме того, он сообщил, что в Коряжемском монастыре, где ему пришлось заночевать, также имелись «такие сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся». Это заявление и послужило поводом для поездки властей в монастырь. 30 сентября в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.

Как стали разворачиваться события, свидетельствует имеющаяся в деле выписка из журнала этой комиссии. В ней указано, что «по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря выдать все тайники, в том числе деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти...»

В чем конкретно выразилось сопротивление администрации монастыря, не указано. Далее из выписки следует, что «обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды, архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима и Никодима – расстрелять». И так сильна была злоба, что, не дождавшись утверждения принятого решения, в 2 часа пополудни 30 сентября 1918 года с арестованными расправились.

Николай Александрович Бердяев, прекрасный русский религиозный и политический философ, рассуждал об обскурантизме в нашем обществе. Вот что он пишет: «Прежде всего, нужно установить, что обскурантизм не есть просто фактическое невежество и непросвещенность. Обскурантизм не есть явление природы. У невежественного и непросвещенного человека может быть жажда знания и уважение к знанию… Обскурантизмом следует называть принципиальную, агрессивно-наступательную борьбу против свободного знания и творческой умственной культуры. Обскурантизм есть социальная светобоязнь, социальная любовь к тьме, как к добру, опасение света, как зла. Принципиальный обскурантизм есть уверенность, что свет, свободная мысль, философия, умственное творчество ведут к социальному злу и социальной гибели, к разрушению церкви, государства, семьи, собственности, к ереси, к революции». Написано было почти век назад, но сохранило актуальность и по сей день.

В житии пострадавших подвижников Коряжемского монастыря мы встречаем эпизод, где неграмотный житель деревни делает донос о том, что в одном месте «проживают какие-то богатые люди, по-видимому скрываются буржуи» и в монастыре также имеются «такие сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся». Формулировка этого доноса вызывает такое презрение и отвращение. Ясно, что каждое его слово пропитано завистью, или, как писал святитель Василий Великий, «скорбью о благополучии ближнего». На какие подлости и жестокости способно невоспитанное и необразованное общество. Часто от православных летят камни в сторону интеллигенции и просвещения. Говорится, что революция 1917 года была результатом разложения интеллигенции, таким образом, одобряется некое благочестивое невежество. Но забывают о том, что это невежественная толпа бывших «крещеных православных» громила Петроград, и из этих же диких людей сформировался костяк чекистов. Проблема была не столько в интеллигенции, сколько в ее количестве. Может быть, если основная часть населения страны была бы образованна и просвещена, то не было бы такой резкой и агрессивной волны богоборчества? Может быть, толерантное, хоть и развращенное общество, не стало бы разрушать храмы, жечь иконы и расстреливать духовенство?.. Ответов мы сейчас дать не можем, может быть, их даст нам XXI век.

Святые преподобномученики Павел, Феодосий, Никодим и Серафим, молите Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​