3 сентября. Светописанный образ Пресвятой Богородицы

3 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 3 сентября (21 августа ст. стиль).

 

Сегодня мы совершаем память: ап. от 70-ти Фаддея. Мц. Вассы и чад ее, мчч. Феогния, Агапия и Писта (305–311). Прп. Авраамия трудолюбивого, Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XII–XIII веках. Прп. Авраамия Смоленского, архимандрита XIII века. Прп. Марфы Дивеевской (Милюковой), подвижницы XVIII–XIX столетия.

Святых, пострадавших в первой половине XX века: прмч. Рафаила (Момчиловича), игумена Шишатовацкого. Сщмчч. Александра Елоховского и Павла Ягодинского, пресвитеров; прмч. Игнатия (Даланова), иеромонаха.

Прославляется Светописанный образ Божией Матери.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы знакомимся с удивительным чудотворным образом Пресвятой Девы Марии. Празднование в честь Светописанного образа было установлено Cобором старцев в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 100-летнюю годовщину этого чудесного события.

21 августа по старому стилю 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии увидел, к своему величайшему удивлению, образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба.

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах и келлиях Святой Горы.

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных бродячих монахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600–800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки. Со временем в урочные дни за милостыней к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо от священноначалия, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по их мнению, милостыни. Высшее Священное управление Святой Горы потребовало от священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании в частности говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме – людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

21 августа 1903 года, ровно через неделю после получения письма, монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи хлебов иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Богородица неизменно промышляла о подвизающихся на Святой Горе. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила неким доказательством существования духовного мира, о чем многократно свидетельствовали паломники.

Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слова «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм в честь Светописанной иконы, а изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в селе Чоповики Житомирской области. Подобная же мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году в приходе Феодоровского собора Царского Села.

27 июля 2013 года на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903 году.

Пресвятая Богородице, помогай нам и спаси нас от бед!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать