27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

27 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 27 сентября (14 сентября ст. стиль).

 

Сегодня мы совершаем торжество в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В связи с этим день сегодня постный.

А также мы вспоминаем преставление свт. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в 407 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Чернокрестная, Лоретская (Лорецкая), Леснинская.

Мы поздравляем всех с Праздником, а именинников – с днем ангела!

 

Братья и сестры, сегодня мы вспомним историю праздника Воздвижения Креста Господня вместе со знаменитым российским православным богословом, экзегетом и литургистом первой половины ХХ века Михаилом Николаевичем Скабаллановичем. Он пишет, что Воздвижение – это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, то есть в IV веке, предположительно в 320 году. А то обстоятельство, что с этим праздником вскоре (в 335 году) было соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году.

Западная паломница в Иерусалим конца IV века Сильвия так описывает эти два неразрывных праздника во Святом Граде: «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, то есть на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью... Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или […] из различных провинций, то есть из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения».

Также, по свидетельству церковного историка V века Созомена, со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже Таинство крещения, и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения святых мест, многие почти со всей подсолнечной».

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство в жизни святого Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского, Симеона юродивого. О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преподобной Марии Египетской, записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию.

Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквям Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Древа, как например, в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского Крестного Древа из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году.

И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь Святого Креста распространяется на Западе, настолько быстро на Востоке. Самое раннее упоминание о празднике западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 года, под именем «дня святого Креста» 3 мая; то же под именем «обретения святого Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Требник Геласианский (приписываемый папе Геласию V века, но восходящий к VII–VIII векам) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Какая противоположность с Востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV века, имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, например, константинопольский VIII века, дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сентября.

О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, например, тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII века, восходят к VI или даже V веку, веку первых творцов тропарей, таких как преподобного Авксентия и других. Но характерно, что от первого творца кондаков — преподобного Романа Сладкопевца VI века – не осталось кондака на Воздвижение (хотя на другие двунадесятые праздники, не считая Пасхи, им были написаны песнопения: на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, Пятидесятницу и Благовещение).

Вот такие любопытные исторические и литургические особенности и тонкости, братья и сестры, сообщает нам профессор Михаил Николаевич Скабалланович.

Господи Иисусе Христе Боже наш, благодатью Честного и Животворящего Твоего Креста укрепи и спаси нас!

 

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать