Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Церковный календарь. 21 апреля (8 апреля ст. стиль).
Сегодня четверг 6-й недели Великого поста. Литургии нет.
Сегодня Святая Церковь совершает память: апп. от 70-ти Родиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. Мч. начала II века Павсилипа. Свт. Келестина I, папы Римского V века. Свт. Нифонта Печерского, епископа Новгородского XII века. Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах подвизавшегося в XIV веке.
Сщмч. Сергия Родаковского, пресвитера, убиенного в 1933 году.
Прославляются иконы Божией Матери «Испанская» и «Георгиевская».
Именинников мы поздравляем с Днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы будем вспоминать одного из святителей эпохи Церкви первых веков христианства. Святитель Келестин, папа Римский (или в латинском произношении Целестин) родился в IV веке, а архипастырское его служение выпало на 20-е годы V века. Он был ревностным поборником православия. Получив хорошее образование, прекрасно знал философию, но усерднее всего изучал Священное Писание и размышлял над богословскими вопросами. Добродетельная жизнь святого и его авторитет как богослова завоевали ему всеобщее уважение и любовь среди духовенства и мирян. После смерти папы Бонифация I святой Келестин был избран на епископскую кафедру Рима.
В то время на востоке бушевала ересь Нестория. На Поместном Соборе в Риме в 430 году святитель Келестин изобличил эту ересь и еретик Несторий был осужден. После Собора святитель Келестин написал святителю Кириллу, архиепископу Александрийскому, послание, в котором указал, что если Несторий через десять дней не откажется от своего лжеучения, то будет низложен и отлучен. Святитель Келестин направил ряд посланий и другим Церквям – Константинопольской и Антиохийской, в которых разоблачал несторианскую ересь. Последующие два года после Собора святитель Келестин неустанно проповедовал истинное учение о Христе как о Богочеловеке и мирно скончался 6 апреля 432 года.
Братья и сестры, мы привыкли к тому, что в житиях диалог с еретиками часто изображается в достаточно жесткой, изобличительной манере. Это можно понять, потому что многие жития писались века спустя, и в них нужно было подчеркнуть превосходство православного вероучения над учением еретическим. Но благодаря сохранившемуся письму святителя Келестина к еретику Несторию мы можем увидеть, насколько иначе проходили споры, по крайней мере со стороны святых угодников Божиих.
Во-первых, святитель адресует свое послание еретику таким образом «Возлюбленному брату Несторию, Целестин». В самом начале святитель с любовью хвалит Нестория, вспоминая то время, когда он стал епископом: «…тогда обрадовала нашу душу весть прибывших к нам послов об избрании тебя, которая вскоре была подтверждена донесениями наших сослужителей, находившихся при избрании. Они в одобрении тебя столько говорили, сколько можно говорить о человеке, избранном из другой Церкви. Ведь прежде слава о твоей жизни была такова, что твоим достоинствам завидовали другие города». Но постепенно святой учитель Церкви начинает переходить к обличению своего собрата: «На твои письма, которые мы недавно получили, мы не могли ответить в скором времени, ведь их нужно было перевести на латинский язык. Когда это производилось, мы получили с сыном моим, диаконом Посидонием, послания от святого брата и соепископа Кирилла, всеми одобряемого иерея Божия, в которых он пишет о тебе такое, что, к нашему сожалению, уничтожает одобрительный отзыв о тебе. Хорошее начало твое сменилось плохим, как видим, концом: хорошим началом я называю те отзывы о тебе, которые были так одобрительны, что мы в ответе на сообщение братьев засвидетельствовали, насколько разделяем общую радость. А ныне, обдумывая и жалобу на тебя вышеименованного брата и переведенные на язык наш твои послания, содержащие явное богохульство, видим, что нам следует сказать вместе с апостолом: Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
Святитель дал понять еретику, что он не презирает его как человека, что уважает его прежние заслуги и качества, любит его как брата во Христе. Но постепенно слова святого Келестина становятся все жестче и радикальнее. «Оказалось неверным мнение тех, которые хорошо о тебе думали. Но кто мог предположить, что под шкурой овцы скрывается хищный волк? Есть у апостола слова: “Ибо надлежит быть и ересям, чтобы открылись испытанные”. Преклони ухо твое и выслушай слова, сказанные им Тимофею и Титу. Разве он не наставляет их отвращаться от новизны мирского суесловия?»
Однако и здесь святитель надеется на обращение Нестория: «Если же, зная [слова Писания], пренебрегаешь ими, то осознай, что тебе нечем будет оправдаться тогда, когда спросит у тебя отчета давший тебе талант и ожидающий всегда прибыли от Своей святой ссуды. Всмотрись же внимательно, какая кара постигла того, кто в целости вернул полученное, и пойми, как велика опасность вообще не вернуть принятое. Сможешь ли ты тогда сказать Господу нашему: “тех, которых Ты дал мне, я сохранил”, когда, как мы слышим, ты разрываешь на части Его Церковь? С какой совестью живешь ты, почти всеми оставленный в этом городе?».
Даже обличение еретика строится святителем Келестином с такой любовью, с такой надеждой на покаяние заблудшего человека, в первую очередь – христианина. Он пишет: «Как бы ни было горько, но прямо к тебе подходят слова апостола Павла из «Деяний Апостольских»: Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 29–30). Как бы нам хотелось, чтобы эти слова ты говорил о других, а не другие говорили о тебе. Ими бы следовало тебе поучать кого-нибудь еще, а не нам тебя. Разве следует учить епископа, каким должно быть христианину? Взгляни же наконец, в какое положение ты поставил себя. Тебя порицают, осуждают, обвиняют. Разве подобает это человеку, облеченному священным саном?» В завершение послания святитель, как мы уже говорили ранее, ставит Несторию срок для покаяния – десять дней после получения им послания. Однако прощается святитель с еретиком все с той же любовью: «Да сохранит тебя Бог десницею Своею невредимым, возлюбленный брат».
Братья и сестры, в этом послании святого Келестина мы видим, как выглядит настоящая любовь к врагам Церкви. Это и не потакательство, но и не лютая ненависть. Это вразумляющая любовь.
Святителю отче Келестине, моли Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!