Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Продолжаются святки.
В этот день Святая Церковь творит память: собора 70-ти апостолов. Прмч. Зосимы пустынника и мч. Афанасия, пострадавших на рубеже III-IV веков. Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского VIII века. Свт. Евстафия I, архиепископа Сербского XIII века. Прп. Ахилы Печерского, диакона, в Дальних пещерах почивающего, XIV века.
Сщмчч. ХХ века: Александра Скальского, Стефана Пономарева, Филиппа Григорьева, Николая Маслова, Павла Фелицына, пресвитеров.
Именинников мы поздравляем с днем ангела!
Братья и сестры, сегодня мы почтим память сразу трех священномучеников: Александра, Стефана и Филиппа.
Святой Александр родился в 1867 году в Волынской губернии в семье священника Филимона Скальского. В 1886 году он был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске Волынской губернии. В 1891 году епископом Туркестанским Неофитом Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию и назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская (ныне город Чилик) и законоучителем церковно-приходской школы. 8 августа 1893 года он был рукоположен во диакона и впоследствии служил в Александро-Невском храме в городе Маргелане.
21 февраля 1899 года диакон Александр был рукоположен во священника и в 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. В 1907 году отец Александр был назначен настоятелем Николаевской церкви, что на Кучугурах в городе Верном, где прослужил до ареста. Священник был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами.
Когда-то отец Александр был женат, но супруга оставила его, а детей у них не было, и священник жил один в одной из комнат в доме при Николаевской церкви, все свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. Вместе с отцом Александром в храме служил и протоиерей Стефан, тоже впоследствии пострадавший вместе со своим настоятелем.
Священномученик Стефан Пономарев родился 14 декабря 1880 года в городе Верном. В 1895 году он окончил церковно-приходскую школу, в 1904 – назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском (ныне село Тургень) Верненского уезда и учителем пения в церковно-приходской школе. Женился на девице Прасковье. Вскоре супруги решили жить как брат с сестрой. В 1909 году Стефан Константинович был рукоположен во диакона, а затем во священника. С 1914 по 1917 годы он был священником в полевом военном госпитале на фронте. Во время боевых действий ему пришлось много времени провести в окопах; здесь он тяжело заболел и едва выжил. С этого времени батюшка стал сильно страдать от головной боли, особенно трудно было зимой.
Впоследствии отец Стефан был направлен служить в Николаевский храм в городе Верном и возведен в сан протоиерея. Он служил ежедневно и жил как строгий монах, душа его всегда была погружена в молитву. Службы его были тихими, неторопливыми, проникновенными и благоговейными.
Видя, что отцу Александру тяжело жить одному, отец Стефан стал уговаривать его перейти к ним. Они стали жить в одном доме. Батюшка Стефан жил в небольшой комнате, рядом в такой же комнате – отец Александр. У отца Стефана был стол, табурет и кровать, заправленная солдатским сукном, и у отца Александра в комнате – то же. Прасковья Кузьминична жила в нижней части дома и как могла своими заботами облегчала пастырям тяжелый в советское время повседневный быт.
В 1923 году на архиерейскую кафедру в Семиречье был назначен епископ Николай (Федотов), который в том же году перешел в обновленческий раскол. 3 августа 1923 года в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты обновленцы избрали епископом Семиреченским вдового протоиерея ташкентского собора Алексея Маркова. Активная деятельность Алексея Маркова привела к тому, что Семиречье почти целиком стало обновленческим. На сторону обновленцев перешел весь клир кафедрального Вознесенского собора. Влияние обновленцев в городе было столь велико, что в 1927 году протоиерей Александр Скальский стал склоняться к решению перейти к обновленцам и вслух говорил, что испытывает сильное томление духа, не зная, куда пристать. Отец Стефан, в противоположность ему, держался твердо.
Скорбели об отце Александре православные алмаатинцы, молились и плакали. Так он томился, пока ему не пришло вразумление через одну старушку, а вернее сказать, от Самого Господа. Отец Стефан сказал ему: «Хоть ты на деле не принял обновленчество, но в мыслях принял, а раз ты это понял, то от службы я тебя отстраняю, пока не принесешь покаяние». В ближайший праздничный день отец Александр перед литургией принес покаяние перед духовенством и паствой и стал служить вместе с отцом Стефаном.
К 1929 году здание Вознесенского кафедрального собора было отдано под исторический музей, а бывшие в соборе обновленцы перешли в Троицкую церковь. В это время почти все церкви в Алма-Ате были захвачены обновленцами. Николаевская церковь оставалась единственной православной церковью, и служивший ранее в Троицкой церкви протоиерей Филипп Григорьев, не пожелавший остаться с обновленцами, перешел служить в Николаевский храм.
Расскажем теперь о нем. Будущий священномученик Филипп Григорьев родился 6 ноября 1870 года. Окончив Омскую учительскую семинарию, он служил псаломщиком в храмах Омской епархии. 22 июня 1898 года он был рукоположен во диакона, а 24 октября 1902 года – во священника. В 1906 году отец Филипп стал служить в храме села Копьевского Тарского уезда Омской губернии, с 1911 года – в храме села Ново-Рождественского Омского уезда, с 1913 – в храме поселка Божедаровского того же уезда. После 1917 года отец Филипп служил в храме села Александровки Семиреченской области, после его закрытия – в Троицком храме в Алма-Ате и затем – в Николаевской церкви.
10 декабря 1932 года ОГПУ арестовало протоиереев Александра, Стефана и Филиппа. В тюрьме они заболели сыпным тифом. Когда положение священников стало безнадежным, их перевезли в специально устроенный тифозный барак, но пробыли они здесь недолго. 17 января 1933 года скончался протоиерей Филипп Григорьев, 18 января – протоиерей Стефан Пономарев, 20 января – протоиерей Александр Скальский. Все три священника были погребены на кладбище, на котором хоронили в то время сосланных в Алма-Ату крестьян.
Святые священномученики Александр, Стефан и Филипп, молите Бога о нас!
Диакон Михаил Кудрявцев
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!