17 декабря. Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

17 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 17 декабря (4 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня память: вмц. Варвары и мц. Иулиани́и, пострадавших в начале IV века; прп. Иоанна Дамаскина и свт. Иоанна, епископа Поливо́тского (VIII); свт. Геннадия, архиепископа Новгородского (XV–нач.XVI).

Сщмчч. XX века: Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова, пресвитеров, Василия Кашина, диакона, и с ним 10-ти мучеников; сщмч. Димитрия Неведомского, пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской.

Прославляется икона Божией Матери «Дамаскинская».

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы поговорим о замечательном святителе земли русской  – Геннадии, архиепископе Новгородском. Родился он в первой половине XV века в благочестивой семье Го́нзовых. Иноческую жизнь начал в Валаамской обители под руководством святого преподобного Савватия Соловецкого. В феврале 1477 года святой был назначен архимандритом Чудова монастыря, а 12 декабря 1484 года был рукоположен в сан архиепископа Новгородского.

Святитель ревностно боролся за чистоту православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. В XV веке на Руси возникло такое явление как «ересь жидовствующих». Как следует из названия, в мировоззрении еретиков присутствовали значительные элементы иудаизма. По меньшей мере этими элементами были непризнание Божественной природы Господа Иисуса Христа и отрицание связанных с этим догматов, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. Архиепископ Геннадий, столкнувшись с книжностью жидовствующих, не смог найти в новгородском Софийском доме необходимых святоотеческих книг. С просьбой помочь ему в разрешении книжного вопроса он пишет ростовскому владыке Иоасафу, в епархии которого находился тогда Кирилло-Белозерский монастырь, известный своей библиотекой. Список запрашиваемых книг был очень пестрый, в том числе Менандр, «Логика», Дионисий Ареопагит, часть книг Ветхого Завета, книги противоеретической полемики.

Другим способом изменить ситуацию в обществе была активная переводческая деятельность, которая развилась при святителе Геннадии в Новгороде. В первую очередь был сделан полный и систематический перевод Священного Писания на славянский язык. «Геннадиева Библия» стала первым полным изданием книг Ветхого и Нового Заветов на славянском языке. Делались переводы и других книг, необходимых для полемики с еретиками. Важно отметить, что история с объявившейся апостасией со всей очевидностью поставила вопрос о недопустимо низком уровне образованности не только мирян, но и клира. Митрополит Макарий писал о недопустимо низком уровне образования среди духовенства той поры: «Сами пастыри Церкви в большинстве едва умели читать и писать, и в кругу архипастырей встречались лица, которые не в состоянии были отвечать, сколько было евангелистов и подобное».

Конечно же, в такой среде как на дрожжах росли разного вида суеверные страхи. В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет «от сотворения мира» по принятому на тот момент летоисчислению. По окончании миротворного круга в 1408 году на Руси не осмелились даже продолжить пасхалию далее 1491 года. В сентябре 1491 года Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве при участии святителя Геннадия определил: «Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет». В богословском толковании пасхалии, основанном на Слове Божием и свидетельстве святых отцов, святитель писал: «Не скончания мира страшиться подобает, но ждать пришествия Христова на всякое время. Сколько благоволит Бог стоять миру, столько продлится и обхождение времен». С 1504 года святитель Геннадий находился на покое в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 года мирно отошел ко Господу.

Весьма показательной является ситуация с уровнем духовного образования на Руси в XV веке. Показательной и, к сожалению, актуальной до сих пор. Братья и сестры, почему же так происходит, что миряне перекладывают ответственность на священников и в решении личных вопросов, и в знании Священного Писания, и в богословских вопросах? Кто-то говорит о том, что если всем мирянам дать знание Священного Писания и богословия, то у нас начнутся еретический разброд и шатания. Но история говорит нам об обратном. Именно невежество становится почвой для ересей и разного рода губительных духовных явлений. Потому что волки всегда найдутся, а овцы, по Евангелию, должны знать голос Пастыря. Господь говорит о Себе: И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10, 4,5). Что значит знать голос Пастыря? Это жить настоящей духовной жизнью в Церкви и обязательно знать Слово Божие. Чтение Священного Писания должно быть в нашей жизни регулярной практикой. Никакой специалист не сохранит своей квалификации, если не будет регулярно читать литературу по основе своей профессии. Но если потерять специальность, это еще не так критично, а вот перестать быть христианином –ужасная и печальная участь, которой не хотелось бы желать никому. Поэтому, братья и сестры, будем с усердием читать Слово Божие, труды святых отцов и лекции замечательных современных богословов. Слава Богу, в наше время все это является настолько доступным, что можно ознакомиться с ними, не выходя из дома, через интернет на компьютере или в телефоне. Святитель Геннадий даже мечтать не мог о таких возможностях для просвещения христиан.

Святителю отче Геннадие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​