Церковная наука

12 октября 2013 г.

Аудио
Скачать .mp3
Передача из Санкт-Петербурга. Эфир 11 октября 2013

 

- Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной академии клирик Феодоровского собора протоиерей Владимир Хулап. Здравствуйте, батюшка!
- Добрый вечер, Михаил! Добрый вечер, дорогие телезрители! Помощи Божьей всем вам!

- Наша тема сегодня - «Церковная наука». Отец Владимир, скажите, что это такое, церковная наука и откуда она пошла?
- Самый важный и основной синоним церковной науки – это богословие. Богословие или теология говорит о Боге. Поэтому церковная наука это Слово Божье, слово Священного Писания, Откровения – первый и главный уровень. На втором уровне стоит слово человеческого размышления, человеческой рефлексии и опыта, живые взаимоотношения на личном уровне и на уровне церковного организма. И наконец, на третьем уровне находится слово к Богу. То есть, все то, что происходит на первом и втором уровне, должно привести к более углубленным, к более личностным отношениям человека с Богом. Выражается этот «уровень» в молитве, поэтому одна из древне-церковных максим говорит: «кто не молится – тот не богослов». Богословие обязательно предполагает внутреннюю вовлеченность человека. Это не какое-то внешне отстраненное исследование христианства, которым занимается светское религиоведение, которое будучи равноустраненным от всех религиозных воззрений, извне исследует их.
Богословие – это позиция человека и церковной общины в Церковном организме. Используя методологию изучения Священного Писания, церковного вероучения, церковной истории и церковного Богослужения (которая, кстати, может меняться с течением столетий), церковная наука с разных сторон пытается нам помочь более глубоко понять каждому из нас Евангелие и церковь, и придти в более личные и тесные отношения с Богом.

- Отец Владимир, церковная наука живет не в книгах, она живет в людях. Вы являетесь проректором по учебной работе в духовной академии. По вашему мнению, какое образование должен иметь священник? Что он должен знать?
- Если мы посмотрим на последние решения архиерейских соборов, высказывания Святейшего патриарха, документы Священного Синода, базовым образованием для священнослужителя является четырехлетняя семинария («по-болонски», бакалавриат). Это такой блок, в котором осваиваются основы церковных знаний в самых важных областях. Студенты получают навыки: проповедническую и богослужебную практики. В нашей семинарии были недавно введены социальная практика, педагогическая практика, миссионерская и катехизическая практики. Это основы, без которых никто не должен рукополагаться в священный сан. И если священники были рукоположены без образования, особенно в 1990-е годы, они должны в рамках заочной формы обучения получить это четырехлетнее образование.
Следующая ступень обучения – это духовная академия, которая распадается как бы на две части: двухлетняя магистратура и двух- или трехлетняя аспирантура. Студенты магистратуры пишут магистерские диссертации, которые являются не только квалификационными, но включают в себя уже определенные элементы научных исследований. Потенциально выпускники могут быть в будущем преподавателями духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Подразумевается, что такие выпускники должны ориентироваться в современной литературе, в идеале не только русскоязычной литературе, а литературе и на иностранных языках. Итогом становятся не только прослушанные лекции и сданные экзамены, но и письменная работа с исследованиями (объемом около 100 страниц), которая защищается на соответствующей кафедре.
Третий уровень обучения это аспирантура. В этот период самостоятельного обучения и исследований лекции занимают незначительное время. Аспирант занимается научным исследованием той или иной актуальной для Русской Православной Церкви проблемы. Исследование проблемы получает одобрение и уже через три года аспирант предоставляет солидный том в 200-300 страниц, показывающий церкви и миру, чего исследователь достиг. Путь магистратуры и аспирантуры – не для всех. У человека должна быть определенная склонность к тому, чтобы заниматься наукой, чтобы сидеть в библиотеках, чтобы изучать языки, ездить в архивы, тратить много свободного времени для богословских и научных изысканий. Поэтому после окончания бакалавриата самые успешные бакалавры поступают в аспирантуру. Самых успешных магистрантов кафедры так же рекомендуют для поступления в аспирантуру.
Недавно мы открыли заочное отделение в бакалавриате и аспирантуре. Поэтому батюшки, которые не могут оставить свой приход на 6 дней, с помощью различных форм осваивают предложенные программы и в своих приходах и епархиях часто разрабатывают темы, связанные с их региональными особенностями. Я думаю, этот вид обучения будет активно развиваться в ближайшие годы.

- Какие области церковной науки наиболее актуальны и чаще используются в приходской деятельности священника?
- Наверное, многое зависит от самого священника. Основа – это Священное Писание, Слово Божье, записанное апостолами, которое провозглашается в храме и актуализируется в проповеди. Оно должно соотнестись с конкретной жизнью современного человека. И действительно, перебросит этот мостик через два тысячелетия церковной истории не всегда просто. Те категории, которыми апеллирует Священное Писание, те притчи, рассказанные Спасителем, очень глубокие. Если понять, в каком контексте они были сказаны и записаны, то они открывают огромные перспективы и глубины для церковной проповеди.
Еще один раздел – это литургика, и не только в прикладном аспекте церковного устава, но и литургика в плане исторического развития нашего богослужения. Если мы взглянем на Литургию или всенощное бдение, они имеют сложную структуру. Тут много слоев, и это не обязательные знания, но соприкасаясь с богослужением, каждый священник стремится узнать о Литургии больше. Что значит тот или иной элемент, что в него вкладывали в те или иные эпохи те люди, которые его вводили. Это важно и для катехизации, и для воскресных школ, и для миссионерских проектов. Наши современники встречаются с церковью в 90 случаях из 100 в богослужениях. Практически все формы контакта с церковью, это формы богослужебные.
Если мы поймем, что говорит нам богослужение, почему богословские акценты тут расставлены именно так, этот момент для пастырского сопровождения людей станет очень важным. Помимо этого классические предметы, догматика, история церкви, нравственное богословие, патрология, не используются активно священником в повседневной жизни. Но этот теоретический и абстрактный пласт знаний, как многие его воспринимают, не является ненужным и мертвым. Сейчас в нашей академии (СПбДА) вводится новый блок, связанный с церковно-практическими дисциплинами. Помимо литургики, канонического права, пастырского богословия, мы вводим новые предметы: государственное законодательство о религии или практические и юридические аспекты деятельности прихода. Молодому батюшке, приехавшему на свой первый приход, и столкнувшемуся с массой новых юридических вопросов и проблем взаимоотношений с чиновниками государственной власти, не разобраться без соответствующих знаний. Также мы делаем сейчас активный упор на блок социальной работы: реабилитация алкоголезависимых и наркозависимых, работа с инвалидами, пастырское служение в тюрьмах. Для освещения этих блоков мы приглашаем священников с богатым пастырским опытом, светских специалистов, готовим пособия.
Читая свежие магистерские и кандидатские работы наших учащихся, я вижу, что в последние годы научный уровень наших студентов, аспирантов не ниже, а иногда выше, чем у студентов светских ВУЗов. Эти смежные сферы важны для диалога церкви и окружающего общества. Окружающее общество воспринимает часто церковь «ограниченным институтом». А тут, при общении с научным сообществом и светскими ВУЗами Санкт-Петербурга, через некоторое время видишь, что эти, раньше осторожно или негативно относящиеся к церкви люди, начинают к церкви относиться по-другому. Они приглашают нас на совместные конференции, предлагают создавать общие сборники по некоторым вопросам. И церковь воспринимается уже не как некое «интеллектуально-ущербное гетто», а как полноценные люди, на равных участвующие в научных конференциях, публикующие монографии, издающие статьи в российских и зарубежных журналах. Мне кажется, это очень важный потенциал миссии среди светского научного сообщества.

- Батюшка, вы видите сами результаты ваших учащихся. Скажите, студенты с высшим светским образованием имеют привилегию в учебных занятиях или наоборот, за счет того что старше остальных, они не успевают в чем то?
- Наверное, большой плюс любого светского образования – методика самостоятельной учебы и научной работы. В нашей школе учащихся не учат самостоятельной работе с источниками и научным исследованиям, а те, кто учился в ВУЗах, прошли жесткую школу написания рефератов, курсовых и бакалаврских работ, умеют работать в библиотеке и т.д.
Семинарская среда отчасти «тепличная». Студенты живут в семинарии, не платят за обучение, у них четырехразовое питание, им шьют подрясники. Тут же рядом храм и учебные аудитории. Они обеспечены всем необходимым для жизни и учебы. И здесь мы пытаемся открыть им двери в общественную среду через практики, о которых я сказал, и совместные студенческие семинары со светскими ВУЗами, например с Институтом психологии и социальной работы Санкт-Петербурга. Планируем также проводить совместные семинары с Первым Санкт-Петербургским Государственным Медицинским Университетом имени академика Ивана Петровича Павлова, с педагогическим университетом им. А.И. Герцена, со студентами СПбГУ. Это небольшие семинары по смежным темам. С другой стороны, возникают постепенно хорошие рабочие дружеские, возможно, личные связи.
Я надеюсь, что через некоторое время после окончания ВУЗа молодые светские специалисты будут воспринимать священника, не как нечто отгороженное и изолированное от светского государства. Нередко студенты, уже получившие светское образование, показывают у нас на вступительных экзаменах хорошие результаты. Мы берем их на 2-ой или на 3-ий курс бакалавриата.

- Отец Владимир, богословие и церковная наука признаются светской школой?
- Это очень болезненный для церкви вопрос. Действительно, около 10 лет назад был введен государственный стандарт по теологии, и стало возможным преподавать теологию в светских ВУЗах. Сейчас в России существует около 40 кафедр теологии или факультетов теологии, как в государственных ВУЗах, так и в негосударственных ВУЗах. Возникли церковные ВУЗы, например Свято-Тихоновский Университет или Российский православный институт святого Иоанна Богослова. Поэтому на уровне бакалавриата и аспирантуры церкви удалось добиться признания. В настоящее время идет усиленная работа по введению теологии в список дисциплин Высшей Аттестационной комиссии, по которым можно защищать и кандидатскую диссертацию. Надеюсь, работа завершится позитивным результатом. И тогда теология будет присутствовать на всех трех уровнях современных образования и науки: бакалавр, магистр, кандидат.
Проблемой стоит лицензирование духовных учебных заведений как государственных заведений. Если духовные школы переходят на государственный образовательный стандарт, они в своей внутренней жизни и учебном процессе должны многие вещи поменять. И тогда выпускники могут лишиться нескольких важных качеств. Поэтому вопрос о том, каково будет признание государством духовных учебных заведений, пока не решен! Лично мое видение этого вопроса: духовные семинарии получают статус, схожий со статусом военных ВУЗов или действующих в области искусства ВУЗов. Есть ряд вещей, о которых можно и нужно договариваться. Если мы посмотрим на нынешнее высшее образование, каждые 2-3 года происходит реформа-ломка-изменение курса и вопросов много! Вспомните реакцию на ЕГЭ, на организацию нынешних академических структур, на скандалы со светскими диссертациями, на непонимание во многом болонской системы и ее принципов со стороны ведущих ВУЗов. Церковь должна ответить на главный вопрос: что важнее для нас, готовить те кадры, которые нужны нам, или находиться постоянно под стрессом изменений и реформ в образовательной области? Результаты реформ могут быть негативными.

- Неужели так широка проблематика в церковных исследованиях, что студентам постоянно нужно писать научные труды?
- Работы бакалаврская и магистерская являются учебно-квалификационными работами. В отличие от кандидатской или докторской диссертации это неглубокое самостоятельно исследование, не вносящее вклад в богословскую и церковную науку. Скорее речь идет о том, что студент, выпускник духовной семинарии должен уметь грамотно писать тексты, пользоваться хорошим литературным языком, работать с литературой. Священник, когда его приглашают участвовать в светских семинарах и конференциях, должен показать, что церковь может говорить о Боге таким образом, что он будет понятен этой среде. Посмотрите на документы межсоборного присутствия или список тем, который Священный Синод благословил разрабатывать в комиссиях межсоборного присутствия. Межсоборное присутствие это орган, состоящий из епископов, священников, мирян, который разрабатывает определенные общецерковные документы, затем принимаемые Священным Синодом или архиерейским собором.
Это - проекты документов «О подготовке к Святому Причащению», вопросы, связанные с вступлением в брак, вступлением в повторный брак, с венчанием. Это вопросы, допускать ли до Причастия супругов, которые живут в незарегистрированном или невенчанном браке, это вопросы, связанные с кремацией, допустима она или не допустима, и так далее… И разработка этих проблем в рамках курсовых и магистерских работ очень важна для будущего священника. Студент, научившись работать над одной темой, приобретет некий вкус к «богословствованию», не стремясь к накоплению степеней, количества статей и карьерных достижений.
У церкви много вопросов, касающихся истории. Это - непереведенные труды Святых отцов, материалы по толкователям и толкованию Священного Писания. Попытка научить думать на основании Писания и Предания, критически оценивать то, что происходит в современном обществе, учиться вести диалог будет успешной, если мы заложим в студента некий базис.

- Батюшка, вы сказали, что в межсоборном присутствии состоят и миряне. Церковная наука только ли для священнослужителей?
- Нет. Священник – это, прежде всего, пастырь. Если мы посмотрим на свободное время священника, то для науки у него времени практически не остается. Тут начинают играть важную роль те выпускники, которые хотят посвятить жизнь служению церковной науке! Дар разума и дар научного сознания они используют на благо служения церковной науке!

- Сейчас интенсивно развивается культура потребления. В церковь тоже потихоньку этот дух потребления проникает. И простым мирянам нужно ли приобщаться церковной науки, чтобы понимать, что и как там происходит?
- Многие миряне не ограничиваются «детской пищей», а стремятся к чтению дореволюционных и современных богословских трудов. Чтобы освоить серьезные богословские труды, нужно пройти подготовительные ступени. Здесь должна быть постепенность восхождения к тем или иным достижениям, поскольку сейчас много научно-популярной богословской литературы. У мирянина есть все возможности для изучения всего массива накопленных знаний и через интернет и через мультимедийные диски.

- Есть мнение, что богословие – это мертвая наука, древняя ересь. Вы как преподаватель сравнительного богословия можете ответить на такие вызовы?
- Все зависит от восприятия человеком преподаваемого материала. Это сухие даты и факты или опыт бытия церкви в разные исторические периоды? Те, для кого это сухие даты и факты, богословие – мертвый предмет. А тем, кому важны те горячие дебаты и споры, которые сотрясали церковь, те, кто видят живую струю и нерв церковной жизни, и нерв церковного богословия в хорошем смысле слова, этот материал даст им огромный импульс!
Вопросы эти остаются: О чем говорит церковь? Какова ее структура? Как развивалась экклесиология римско-католической церкви? Как развивалась экклесиология православной церкви? Почему произошла догматизация папской власти? Нравственное богословие: Кто такие Святые отцы? Вопросы, на которые есть ответ в этих творениях, остаются актуальными. Люди не изменились за прошедшие 2 000 лет с момента рождения Христа! Все христианское богословие, и Символ Веры, и догматические учебники, и нравственное богословие, и святоотеческие труды – это попытка ответить на извечные вопросы в разных исторических реалиях.

- Участвовали вы в конференции «Русская церковная наука до 1917 года и ее наследие в наши дни», которая прошла в середине сентября 2013 г. ПСТГУ? Что вы можете сказать об этом наследии?
- К сожалению, я не участвовал в этой конференции. Если мы посмотрим на церковную науку конца 19 – начала 20 века, то увидим, что она стояла на очень высоком уровне. Люди знали древние языки, многие студенты могли читать без словаря книги Святых отцов. На западе тогда хорошим тоном считалось знать русский язык. Западные католические и протестантские богословы стремились к знакомству с русскими святоотеческими сочинениями в оригинале.
Если мы хотим развивать сегодняшнюю церковную науку, с одной стороны, должна существовать преемственность. С другой стороны, современное богословие не должно быть повторением того, о чем писали в конце 19 – начале 20 века. Мир изменился! Мы должны продолжать вектор, заданный в конце 19 – начале 20 века, не давать ему затухать.

- Существуют ли угрозы для церковной науки в наши дни?
- Угрозой является то, что церковная наука не смогла занять подобающее ей место в блоке светских наук. Научное сообщество важно для того, чтобы наука развивалась. Я назвал бы не угрозы, а объективные и субъективные препятствия. Малооплачиваемая работа по исследованиям в церковной науке, низкая значимость церковных степеней и достижений в среде священнослужителей – вот препятствия. Мирянин или пастырь надевает значок со степенью кандидата богословия не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы церковнонаучное служение воспринималось не как нечто второсортное и ненужное, а воспринималось как форма служения церкви, Богу и людям! Тогда измениться сам климат, и вырастет то поколение, которое будет понимать: это моя форма служения церкви, Богу и людям, я готов посвятить этому служению всю жизнь, я буду развивать все свои полезные навыки.

- Отец Владимир, какие вопросы ждут церковную науку в будущем?
- Таких вопросов и сейчас существует много. Мир меняется, посмотрите на раздел «биоэтика», каждый год медицина делает новые открытия. А церковь задается вопросом: а как мы можем с богословской точки зрения реагировать на то, или иное изменение в медицине? Церковь должна учиться давать ответы на современные вызовы! Если каждое из направлений церковной науки будет пытаться искать ответы на вызовы современности, то церковная наука будет актуальной, востребованной, и она будет вечно живым, цветущим и полезным для Церкви органом.

- Спасибо, отец Владимир. По традиции, благословите наших телезрителей, батюшка!
- Спаси Господи! Храни вас Господь и помощи Божьей!

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Олег Сиротин

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать