Церковь и война

2 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице. Передача из Санкт-Петербурга. 

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. В эфире телеканала "Союз" программа "Беседы с батюшкой". Ведущий - Михаил Кудрявцев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь иконы Всех скорбящих радость на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге протоиерей Вячеслав Харинов.

Здравствуйте, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на начало.

 

- Думаю, что благословен труд миротворца, и по заповеди блаженства миротворец является тем, кто неизбежно исполняет труд примирять воюющих. Это требует анализа ситуации, усилий, требует от человека не быть пацифистом или дезертиром в тылу, а быть на передовой. Тот предмет, к которому мы сегодня приблизимся - война - это состояние минимальных этических норм, когда от человека требуется совсем немного. И о выявлении на этом фоне гигантов духа. Возможность человека быть беспристрастно и благодушно судящим военную ситуацию - удел духовно развитых людей. Этой развитости, небоязни обсуждать острые вещи и хочется молитвенно пожелать всем нам. Блаженны миротворцы, потому что они ходят по линии фронта и призывают к миру обе воюющие стороны, которые обе стреляют. Говорить о войне всегда очень трудно. Господь да поможет нам совершить сегодняшний разговор.

 

- Дорогие друзья, тема нашей сегодняшней передачи "Церковь и война".

Батюшка, наш разговор обусловлен, в том числе конференцией, которая недавно состоялась в Санкт-Петербурге. Расскажите, пожалуйста, о ней.

 

- Эта конференция была организована Правительством Ленинградской области на тему "Церковь и война", и основной темой была роль конфессий, религиозных организаций в победе в Великой Отечественной войне.

Надо сказать, что для меня эта конференция стала завершением того, что обсуждалось на конференции в Италии, где я оказался по благословению архиепископа Амвросия Петергофского, ректора Духовной Академии, где я несу послушание. На ней обсуждались на европейском уровне те же вопросы. Надо сказать, что наш научный уровень не ниже, и очень часто европейским богословам и философам даже не хватает глубины осмысления проблематики войны и мира, как мы видим ее в изложении Социальной концепции нашей Церкви. Это очень глубокий и серьезный документ, который дает иногда зарисовку проблемы, но касается очень важных и серьезных вещей.

Сравнивая проблематику европейской конференции с отечественной (хотя и на нее были приглашены зарубежные специалисты), мне кажется глубина проблемы, принадлежность к конкретной религиозной традиции в России выше. И наша областная конференция произвела более глубокое впечатление, нежели даже конференция в Италии. У европейцев есть некая поверхностность в изложении проблемы, отстраненность историков: это происходило, но это как бы не касается лично тебя и твоей семьи. Боль, переживания, острота проблематики сильнее чувствуются на нашей российской почве.

 

- Чтобы у наших телезрителей сложилось более четкое представление о прошедшей конференции, предлагаем нашим телезрителям репортаж нашей петербургской корреспондентки Ксении Голышевой.

 

00:06:36 - 00:09:53 - Сюжет о конференции.

 

- Сюжет, конечно, не может отразить полноты того, что происходило на конференции, и тем более Ваше краткое интервью не дало возможности выразить Ваши мысли по данному вопросу. Расскажите, пожалуйста, подробнее, что лично Вы хотели донести своим слушателям.

 

- Конечно же, я не потерял счет солдатам, которых я похоронил. Хотя цифра 65 тысяч и приблизительна. В своем интервью я доносил мысль о том, что не увековечено, не высечено на камне количество похороненных. Высечены имена тех, кого мы нашли. На Невском плацдарме найдена тысяча бойцов, а на камне высечено лишь 29 имен, таким образом, создается иное впечатление о количестве захороненных в этом месте.

Процесс увековечивания очень серьезен и связан с законом об увековечивании. Подчас это просто неисполнение закона по бедности ли, по нерадению, по недомыслию. Надо увековечить всех, и если мы не знаем всех имен, надо написать цифру 900 или 81 неизвестный солдат. Хотя эти солдаты не неизвестные: судьбы их известны народу, подвиги - Отечеству, а имена - Богу. Неизвестный солдат - это тревожный симптом. Множатся могилы неизвестных солдат, а вместе с ними все более неизвестной становится война.

Милость, которую я призываю, по слову поэта, к падшим, то есть немцам, не отражает характер моей деятельности, я занимаюсь нашими бойцами. Но приходится заниматься и немцами, и миротворец должен говорить правду о том, что было.

Прежде всего, поражает религиозная жизнь наших красноармейцев. В сюжете была показана белая труба, на которой изображен образ Богоматери. Эта труба стояла в зимнем дзоте около наших траншей, была закамуфлирована: выкрашена в белый цвет. Но со стороны наших окопов все видели на белом снегу образ Божией Матери. Враги не видели этого, но наши видели, что лежащие в дзоте бойцы находятся под Ее покровом. Красиво? Красиво. Неожиданно? Совершенно. Такие неожиданные находки открывают какую-то другую войну.

Музей нашего университета "Ингрия" передает нам сейчас поразительную находку: то, что было найдено в кармане снайпера, проигравшего свою дуэль. В немецких документах необратимых потерь всегда указывались потери от снайперов и обязательно - количество уничтоженных снайперов на каждый день: за ними охотились. Снайпер выслеживал другого снайпера - это поединок назывался "снайперской дуэлью". Ведь снайпер делает выстрел и долго таится: его как бы нет. В момент выстрела его надо засечь и уже работать на опережение. Мы нашли нашего снайпера, проигравшего такую "снайперскую дуэль": из его винтовки была выпущена пуля, и его подстрелил вражеский снайпер. И что Вы думаете? В кармане у него Евангелие. Человек идет на свою боевую работу, чтобы исполнять возложенное на него присягой и ответственностью перед страной, при этом нарушая одну из самых серьезных заповедей Божиих: не убий. Идет сознательно, осмысленно, и в его кармане лежит не воинский устав, не пособие по уходу за оружием, а Новый Завет. Такие пронзительные находки дают новое ощущение войны, заставляют взглянуть не нее и на миросозерцание людей на войне совершенно по-другому.

 

- Вопрос телезрителя: Поскольку душа человека бессмертна, а за прошедшие тысячелетия умерло столько людей, где сохраняются все эти души?

 

- О тайне загробной жизни Церковь говорит очень осторожно и прикровенно. Мы должны говорить о новой реалии, о таких вещах, для которых у нас нет понятийного аппарата. Апостол Павел говорил о том, что не видел глаз и не знает человек о том, что уготовал ему Господь по исходу из этого мира его души. То, что мы говорим о загробной жизни, о месте пребывания душ праведных и неправедных - это все очень осторожно, прикровенно, на том лексиконном фундаменте, который, в общем, не работает с этой реалией.

Почему мы молимся за усопших? Потому что душа находится в таком ошеломлении и растерянности от открывающегося, что ей необходима поддержка. Наша молитва и становится такой помощью: словами любви и духовной поддержки. Слово - это очень серьезная часть духовной реалии мира. Нам кажется, что молитва - нечто, сочиненное духовными мужами, и является неким риторским образцом, почти литературным произведением. Ничего подобного. Без помощи Божией мы даже не могли бы обратиться к Нему. Он знал, что нам потребуется обращение к нему, и сбросил нам из Своего высока эту "веревочную лестницу". Нам кажется, что это мы составили молитву - сплели эту лестницу в небеса. Ничего подобного. Господь дает нам это, и поэтому она благодатна. Не потому, что мы соединяем слова и выстраиваем свою апелляцию к небу, но потому, что с неба нам дается благодатная помощь, и молитва оказывается тем каналом, по которому наши слова достигают небес. Молитва нас питает, греет и вдохновляет. Поэтому наша молитва об усопших не только поддержка их, но и ответная поддержка. Мне приходилось говорить со многими фронтовиками, и среди  них мой отец, об ответственности этих душ, о том, что "наши падшие нас не оставят", как пел Владимир Высоцкий, что они остаются с нами. Они – не выявленные герои и святые, подчас невидимые и безмолвные свидетели нашей продолжающейся войны. Для меня это очевидно. Думаю, что рассуждать о месте пребывания всех этих душ опасно и неразумно, но нужно говорить о необходимости молитвенной связи с ними. На мой взгляд, эту молитвенную поддержку ощущает каждый, кто прикасается к войне, и те, кто положили жизнь за други своя, показав наибольшую любовь на земле.

 

- Клайв Стейплз Льюис в свой книге "Просто христианство" критикует некий недопацифизм, когда человек идет на войну с упадочническим настроением от того, что его как будто принуждают делать грех. Вроде, он и на войне, но желания участвовать в ней нет. Как Вы считаете, какое настроение является правильным для христианина, попадающего на войну?

 

- В момент, когда человек становится христианином, в Таинстве крещения, его называют новоизбранным воином Христа, Бога нашего. В момент крещения мы все были названы рекрутами, новоизбранными воинами Христа. Зачем Христу солдаты? Какую войну может вести Церковь, если она осуждает войну, как самую ужасную форму греховной непримиримости человека к человеку?

Ведет. Благословляет. Одну единственную войну - войну со злом. И сводки боевых действий, ведомости о необратимых воинских потерях мы получаем каждый день. Каждый день у нас война. Мы выходим из дома в этот мир, как на войну, и нам надлежит вести себя мужественно, быть солдатами, которые борются за добро. Проекция этой войны на любую человеческую очень важная и нужная.

Мы легко говорим: Ветхий Завет, Новый Завет. Что такое Завет? Это союз, союзнические обязательства по отношению к Богу. Мы связаны этим союзом, и не вправе изменить ему, воюя на чужой стороне. Священная история Ветхого Завета полна примеров, когда Бог гневается на свой народ за измену. Эта измена в том, что они начинают воевать на стороне зла. Миросозерцания себя, как солдата, должно быть свойственно христианину. Это абсолютно естественная вещь, мы все призваны к этому. В этом отношении существует и критерий справедливости войн, и внутренняя этика и совесть человека, и понимание того, что ты связан присягой, защищаешь отечество. Солдат не отвечает за ошибки командования, и плох тот солдат, который дискутирует с начальством, говоря о несовершенствах начальства, плана командования или вооружения. Хороший солдат – это тот, который идет и исполняет возложенное на него присягой. Поэтому христианское понимание солдатского служения очень глубинно и зиждется на нашем религиозном уповании. Тот мир, что мы должны принести в результате войны, должен соответствовать тому миру, который мы имеем со своей душой, со своей совестью. Этот тот мир, который должен быть в душе человека. Кто не имеет его, враждует с Богом, своей совестью, никогда не сможет воевать хорошо, и быть победителем. Побеждает и приносит мир на землю только тот, кто имеет этот мир с Богом, с ближним, своей совестью.

 

- Не является ли диалог на конференции "Церковь и война" разговором лишь между своими и для своих, или все же резонанс достаточно широк, для того чтобы принести пользу?

 

- Отвечу провокационно: это не диалог, а полилог, и, конечно, разговор со своими. Разве на фронте будешь говорить с чужим? Разве там будешь вести диалоги или полилог с неприятелем? Через агитационные листовки - да, это пропаганда, контрпропаганда, идеологическая работа. Но о серьезном: о победе, мире, о цели борьбы говоришь со своими. На фронте мы все свои, и те, кто были на конференции, конечно же, свои по служению, призванию. Здесь и профессора  наших Духовных школ, и университета, и священники, и студенты наших вузов, и представители казачества. Разве они чужие нам? Конечно, свои.

Другое дело, что разными могут быть точки зрения, может возникать полемика по той или иной проблеме, освещаться ее разные сегменты. В этом смысле и интересно. Говорят, конечно же, свои, а резонанс большой. Мне кажется, что проблемы войны и мира интересны всем людям земли. Не случайно свою книгу жизни Лев Толстой назвал "Война и мир", это очень многозначительное название.

Было очень много замечательных тем и выступлений. Профессор нашего университета Владимир Николаевич Барышников замечательно говорил о советско-финляндской войне зимы 1939 года. Я лишь слегка касался этой войны, и мне было очень интересно послушать его. У нас создаются вокруг этой войны мифологемы, сочиняются такие смешные вещи, что якобы Маннергейм - это был такой любитель Петербурга, русский офицер, который чуть ли не остановил немцев, не дав им возможности войти в Ленинград. О том, что якобы финны стремились лишь к возврату своей границы. Все это глупость и чушь. Надо посмотреть, как Маннергейм инициировал контакты с фашистской Германией, встречался до войны с руководством вермахта. Первый самолет со свастикой, который в качестве знака ввел Маннергейм, был подарен Эриком фон Русеном. Не надо иллюзий. Русский офицер, который воевал во время Первой мировой против немцев, а потом вдруг обнаружил в них самых тесных союзников, без заключения военного договора позволивший немцам разместить в Лапландии свой войска - так поступила в Европе единственная страна - Финляндия. Какая здесь романтика? Даже об офицере можно говорить с известным сомнением. Не случайно несколько лет назад сами финны облили его памятник красной краской и по-фински написали "палач". Есть вещи, которые создаются, как мифологемы, а история развенчивает их, показывает людей в истинном свете.

Замечательный доклад нашего историка Шаровского Виталия Михайловича, я преклоняюсь перед его работоспособностью и аналитикой, его умением работать, как архивист. Его доклад о деятельности духовенства - новая страница в истории изучения войны. Я еще не могу оперировать фактами, но очевидно, что это прекрасный вклад в историю войны.

На практической секции, которую возглавил я, говорили о серьезных и важных вещах. Здесь выступал Евгений Васильевич Ильин, командир отряда "Ингрия", доцент университета. Он говорил о том, что имя солдата известно Богу и причастность к поисковой работе - причастность к самому высокому. Если мы пытаемся найти это имя, в известной степени мы приближаемся к Самому Богу, Который знает этого солдата, эту судьбу. Солдат находится в этой ситуации по Промыслу Божьему, и мы вдруг прикасаемся к этому Промыслу, оказываясь вовлеченными в совершенно особую судьбу.

Выступали наши замечательные священники. Отец Валерьян Жиряков из храма иконы Божией Матери Взыскание погибших в Невской Дубровке говорил о вкладе своего прихода в осмысление военных событий и увековечивание памяти защитников Отечества. Отец Анатолий Потюк замечательно рассказывал о своем служении в современных воинских частях. Отец Димитрий Василенков, глава Отдела по работе с казачеством, говорил о проблематике служения священника в современной армии, делился впечатлениями от собственных командировок в горячие точки. Это очень интересный разговор, разговор по делу.

Война не то место, где можно говорить абстрактно и аморфно. На войне стреляют и убивают, и война, в известном смысле, продолжается. Она начинается с информационной части. Насилие - это, прежде всего, насилие информационное. Пушки начинают говорить потом, а сначала говорят дикторы. В начале средства массовой информации, полоса газеты, но за ней уже могут быть слышны пулеметные очереди. Если информация каким-то образом препарируется и подается, это уже может быть началом какого-то насилия.

 

- На какие мысли, проекты, мероприятия вдохновляют обсуждения на конференциях?

 

- Российское Православие имеет замечательную традицию: посвящать храмы военным событиям, воинам. Петербург в этом смысле особенный город:  можем вспомнить и Сампсониевский собор посвященный воинам, павшим при  Полтаве? Гангутское сражение, Гренгамское сражение - это Пантелеймоновский храм. Измайловский собор, посвященный Измайловскому полку и подвигам во время русско-турецкой войны, Преображенский храм посвящен подвигам Преображенского полка. К сожалению, не сохранившийся Космо-Дамиановский собор, посвященный подвигам лейб-гвардии саперного батальона в балканских и турецких войнах, который находился на месте, где сейчас построена станция метро "Чернышевская". Можно вспомнить наш Скорбященский храм, который был посвящен Прутскому мирному договору с Турцией, благодаря которому Петр I бросил армию сюда на север и защитил эти пределы от шведов. Николо-Богоявленский морской собор посвящен нашим моряком, прекрасный восстановленный Свято-Николаевский Морской собор в Кронштадте, Спас-на-водах, где были доски с именами всех погибших, всех кораблей, лодок и шлюпок, погибших на водах. Уничтожение этого собора был варварством, жаль, что мы не восстановили его до сих пор. В основание его фундамента был положен Георгиевский крест, а завесой в храме был Андреевский стяг. Памятуя об этой традиции военных храмов, сейчас у нас есть Успенский блокадный собор на Охте, Лезьенский храм в Сологубовке, Георгиевский храм, храм иконы Божией Матери Взыскание погибших. Мы пытаемся делать то, что, может быть, не сделало даже государство - увековечиваем память падших воинов, согласно исторической и культурной традиции православия.

Практические выводы нашей конференции - наша работа по осмыслению и увековечиванию нашей памяти. Сейчас мы строим храм на станции Апраксино, который будет посвящен всем солдатам, павшим во время Синявинских операций: Вороновской, Мгинской. Это единственный храм на огромном пространстве, где, по самым скромным подсчетам, пали более трехсот тысяч наших солдат. Этим мы занимается.

Вдруг на конференции выступает девочка из Университета Невицкая Анна, которая делает прекрасный доклад, говоря, что воинский храм в России становился также прообразом будущего музея. Оказывается, воинские, полковые храмы - такие, как, например, восстанавливаемая в Ямбурге церковь - были центрами патриотической работы, где, прежде всего, происходило воспитание нижних чинов. Посещение такого храма, где солдат видел регалии, знамена противника, ключи от чужих городов, которые взяли чуть ранее его сослуживцы - это потрясающий момент вдохновения, понимания, что недаром они несут службу. Вот плоды борьбы, награды, которая получила часть. К сожалению, у нас нет больше этого замечательного начинания. То, что армия отказалась от музейной работы - большая ошибка. Патриотическое воспитание солдат - это, прежде всего, формирование морально-волевых качеств.

 

- Вопрос телезрительницы: Я работаю в учебном заведении, и сейчас много говорят о патриотизме, но мало кто понимает, что это такое. Мне очень важно знать, в чем заключается патриотизм для современного россиянина в связи с событиями на Украине.

- Батюшка, позвольте, прежде чем, ответить на этот вопрос, посмотрим еще один сюжет, который относится и к этому вопросу.

 

Сюжет 00:39:09 -

Текст сюжета:

«22 июня - один из тех дней, когда каждый житель нашей страны, не стесняясь, может проявлять свои патриотические чувства. Потребность вместе переживать трагедию далеко отстоящих от нас событий приводит уже третье поколение жителей России на те места, где проливалась кровь, где погребены тела бойцов, заслонивших собой Родину, на те поля сражений, в пересыпанную свинцом землю которых засевали они семена великой победы.

Мотопробег "Свеча памяти" в пятый раз собрал питерских мотоциклистов на торжественный марш памяти. Погода мотопробегу благоприятствовала: многократно мотоколонну заливали потоки дождя, словно предлагая мотоциклистам проникнуться тяготами военной поры и примериться к свинцовому дождю, в потоках которые долгие четыре года несли наши предки знамя победы от Москвы до Берлина.

Из Санкт-Петербурга колонна проследовала до бывшей деревни Марьино у Ладожского моста через Неву: здесь в январе 1943 года было разорвано кольцо блокады. Затем мотоциклисты направились к мемориалу Невский пятачок, где в продолжение почти двух лет батальон солдат удерживал плацдарм для нашего наступления. После этого колонна из 125 мотоциклистов прибыла на Синявинские болота - самый кровавый участок Ленинградского фронта. Каждый год в этих местах поисковые отряды находят десятки бойцов, одетых кто в зимние шинели, кто в летние гимнастерки, где взрывы бомб 41-го года и снарядов 43-го многократно перерыли землю и положили рядом тысячи немцев и тысячи русских. Закончился мотопробег в селе Лезье, где находится самое большое в Европе немецкое солдатское кладбище. В акции участвовали представители лютеранской общины церкви святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Учащиеся православной Воскресной школы в селе Лезье под руководством сестер Свято-Георгиевского сестричества приготовили для гостей литературно-музыкальную композицию.

Участник мотопробега:

- Изначально цель была прокатиться в кампании, но то, что происходит такое - это очень здорово. У меня здесь воевал детства, и все детство я слышал рассказы об этом.

Протоиерей Вячеслав Харинов:

- Люди точно так же в плохую погоду, ведомые чувством долга, шли добровольцами на фронт, на дело, которое было важно для всей страны, всего народа. Тот же самый механизм: можно считать, что твоя хата с краю, остаться дома, сослаться на плохую погоду, нездоровье, нежелание, еще что-то, но люди делают усилие. Внутренний механизм этого усилия такой же, как у тех, кто шли на войну».

 

- Батюшка, если возвращаться к теме патриотизма: не является ли им именно то, что мы сейчас увидели?

 

- Я считаю, что надо вернуться к вопросу, поставленному нашей зрительницей о ситуации на Украине. Надо быть крайне осторожными в оценках. Церковь призывает к миру, не случайны наши молитвы, возносимые о мире. Повторяю: насилие начинается с информационной части. Так легко вдруг придумать название противоборствующей стороне, назвать оппонента обидным словом, дать ему какое-то наименование и забыть, что это твой соотечественник, твой современник, брат, славянин, и неважно, кто на чьей стороне остался лежать с простреленной головой. Жалко всех. Недопустимы военные действия, их надо останавливать в любом случае. Думаю, что усилия нашего правительства по установлению мира должны быть оценены должным образом.

Существует определенный критерий справедливости войны, если это можно назвать войной. Гражданская война - ужасающая вещь, фантастическое преступление не только против народа, но и против Бога. Ведь нравственными нормами ведения войны является любовь к ближнему, своему народу и Отечеству, желание принести им пользу и по возможности не принести вред никакому другому народу. Это критерий христианский. Но посмотрите, что происходит. Кто об этом думает? Со Средних веков есть критерий справедливости войны, там много различных критериев. Эта традиция идет от Августина. Прежде всего, законная власть объявляет войну. Мы можем говорить о легитимности. Есть критерий пропорциональности разрушений, когда можно использовать оружие и разрушать структуры, города только в соответствии с тем, что требует военная задача. Ответ ясен - мы все видим, что и как разрушается. Можно говорить, что в критерий справедливости войн входит необходимость защиты мирного населения. Об этом всегда говорила христианская Европа. Вновь мы видим нарушение этого установления. Можно говорить о том, что война должна восстановить нарушенную справедливость. Война должна привести к миру и порядку, но если она приводит к хаосу и оттоку населения - значит, это тоже неправильно. И в этом отношении надо также быть крайне осторожным.

Патриотизм происходит от слова - отец. Когда мы произносим в самом первом члене Символа Веры: Верую во Единого Бога-Отца, самое первое качество Бога, которое мы исповедуем, то, что Он  Отец. По мысли святого Иоанна Златоуста, мы не можем быть патриотами и хорошими гражданами своего земного отечества, если мы плохие граждане для отечества небесного, и наоборот: если мы плохие граждане земного отчества, как мы будем служить небу и небесному отечеству. Отечество - вещь важнейшая. В известном смысле наше земное отечество - проекция отечества небесного и наше отношение к духовной традиции, нашей вере, к упованию наших предков и отеческим гробам. Все здесь. Это наше будущее. Если мы несостоятельны и несовершенны здесь, то какая состоятельность может быть потом. Это приуготовительное время, и патриотизм не просто приверженность к каким-то символам и знаменам. Это не гулкая дробь в свою грудь, что де я такой. Это приуготовление себя к чему-то очень важному и серьезному. Если человек не осмыслит себя в рамках земного отечества, он не найдет себя и в небесном. Это очень серьезная духовная работа, которую должны вершить специалисты и которую нельзя профанировать. Очень часто за патриотической работой и патриотическим воспитанием видишь только лозунги, не наполненные конкретными знаниями, конкретной причастностью к чему-то, связанному с твоей страной.

В этом смысле, как ни странно, война, особенно то, что связано с представителями поискового движения, работающими не только со щупом в лесах, но и в архивах, историкам, аналитикам, дает возможность такого приобщения к Отечеству, что тут невольно становишься патриотом.

Возвращаясь к конференции: озвучение проблем и вопросов, безусловно, помогает воспитать человека, который знает свое родство, за что пали его предки, зачем мы увековечиваем имена павших воинов. Да и воины предстают в ином свете. Если вдруг узнаешь, что люди шли не только с именем Сталина, но и молитвой на устах. Когда вдруг понимаешь, что вера неискоренима и восстановление Патриаршества, признание Патриаршей Церкви, незакрытие приходов, которые были открыты немцами, все это просто узнаванием руководством страны своего народа, который до сих пор был еще не познан им до конца. Все это важные вещи, которые дают возможность прикоснуться к своим корням и истокам. Без этих токов из самой глубины нашей истории этнос не живет. Патриотизм, на самом деле, то, что дает жизнь народу, дает ей смысл. Поэтому отношение к патриотическому воспитанию должно быть самое серьезное и глубокое.

 

- Мы начали программу с мысли о миротворцах, а заканчиваем, наверное, мыслью о благородном воине. Какая между ними связь?

 

- В том, что воин должен принести мир. Если воин не обладает соответствующими нравственными качествами, если он ниже по духовному устройству, чем тот, с кем он воюет, он никогда не победит. Его победа оружием может быть лишь временной. Если мы не покажем противнику, что превосходим его в нравственном плане, он никогда не смирится: будет сопротивление, партизанская война, что-то еще. Противник будет чувствовать себя выше, чище, и это будет наполнять его духом борьбы. Именно поэтому великодушие к пленным, милосердие к раненым, милость к падшим, то есть врагам, к которой всегда призывали на Руси, - все это, на самом деле, составляющие победы. Насилие и малодушие, немилосердие и жесткость к врагам не дают настоящей победы. Мы должны пленить нашего противника и красотой наших нравственных ценностей, нашего духовно-нравственного устройства, поэтому воин должен быть, прежде всего, нравственным человеком. Без мира с Богом, без мира с ближним, своей душой и совестью, он никогда  не достигнет мира на войне. Мир - это всегда плод Духа Святаго, это Божий дар, который не только предполагает, что Бог дарует нам победу и мир, но и встречные усилия человека по обладанию и - скажу, может быть, неожиданно - завоеванию этого мира.

 

- Благодарю Вас, батюшка, за то, что Вы снова пришли к нам в гости, и прошу благословить нас на прощание.

 

- Сердечно благодарю Вас за внимание к этим предметам, за неравнодушие к этим вещам. Мне кажется, Господь благословляет нас пока тем миром, который мы должны сохранять любыми усилиями и средствами. Надо понимать, что мир - ценнейший дар Божий, и любой дар: творчества, познания, дружбы, любви, в том числе и мира, предполагает ответственное обладание этим даром и требует серьезного отношения с обязательствами перед Всевышним и друг перед другом.

 

Ведущий: Михаил Кудрявцев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать