Церковь и общество. Беседа с доктором филологических наук В.И. Аннушкиным. Часть 4

18 февраля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
О духовной этике речи и этике духовной речи, об употреблении в современном общении слов из молитвослова, Псалтири, Книги Притчей в беседе с писателем К. Ковалевым-Случевским рассказывает автор книги «Слово Божие и человеческое», лингвист, профессор, много лет заведовавший кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации в Институте русского языка имени А.С. Пушкина, член Союза писателей России Владимир Иванович Аннушкин.

– Добрый день. Сегодня у нас в гостях вновь Владимир Иванович Аннушкин, который был уже не раз и с которым мы говорим о проблемах русского языка. Он русский филолог, словесник, доктор филологических наук, профессор государственного Института русского языка имени Александра Сергеевича Пушкина.

Здравствуйте, Владимир Иванович.

– Здравствуйте, Константин Петрович, здравствуйте, дорогие телезрители.

– Давненько не виделись. Говорили о языке, речи, слове, их значении, говорили, как учиться хорошему слову, как учиться языку, учиться говорить. Но есть еще одна сфера, которая близка нашему телеканалу. Все-таки наша программа называется «Церковь и общество», и Вы говорили, что можно порассуждать на тему – духовная этика речи. Здесь возможна игра слов: «духовная этика речи» или «этика духовной речи». Что это такое? Вы всерьез этим занимались, я знаю, у Вас есть работа, которая называется «Риторика Патриарха. К 70-летию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», и даже не один такой труд о риторике, в частности духовных лиц.

– Духовная этика речи – это правила нравственности, правила человеческих взаимоотношений, которые выражаются в нашем слове, в нашем общении. Господь, создав человека и наградив его даром слова, установил ему и определенные правила общения, которые начинаются с нравственных истин, с образа человека – в риторике это называется ораторскими нравами. Это очень интересное словосочетание – «ораторские нравы». Какими качествами должен обладать человек? И Аристотеля, и Сократа называют «стихийными христианами». Аристотель подбирался к этим правилам. Он говорил о том, что прекрасное в человеке выражается в таких качествах, как: справедливость, мудрость, щедрость, трудолюбие, великодушие; может быть, он имел в виду, что надо обладать великой и прекрасной душой. Но все это было немножко для себя – для того чтобы научиться говорить, научиться убеждать другого человека.

– Как бы усовершенствоваться.

– А вот христианство дает нам принципиально новый образ человека – образ, который предполагает твое внимание к другому человеку, любовь ко всему миру, ощущение Церкви единым домом, требует положить жизнь свою за други своя. И эти качества нам даны в заповедях блаженств.

– То есть не просто личное совершенствование, а жертвенность и любовь.

– Да. И с этого начинается общение. Ты должен быть кротким. Блаженны кротцыи, яко тии наследят землю – таинственный закон, который говорит о том, что ты кроток, а переживешь всех наглых и дерзких. Будь скромен. Блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем – все начинается вот с этих человеческих качеств.

– А как это выражается в речи?

– А затем это все должно выразиться в речи – вот в чем секрет. И когда изучаешь Священное Писание – а я это делал и самостоятельно, и с моими студентами в Николо-Угрешской семинарии, – то понимаешь, что сначала тебе даются качества праведности и мудрости, как это содержится в Книге Притчей Соломоновых или в Псалтири, а потом идут правила речи. Позволю себе процитировать наизусть рассуждения о смиренномудрии отца Церкви Василия Великого, где все прозрачно, как в капле воды: «Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлобив на дерзких, человеколюбив к смиренным, совершенно никого не презирай». Вот качество – будь добр с другим человеком, кроток со слугой, с тем, кто ниже тебя по званию…

– Который от тебя зависит…

– Будь человеколюбив. Сначала твое сердце настраивается к общению, а не просто научиться говорить скороговоркой, как учат на тренингах по ораторскому искусству. Дальше: «Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом». У нас очень многие «праведники» имеют грустные лица: «Я праведник». Это фарисейство. От тебя свет должен исходить! Мне кажется, что это очень важно.

– То есть в бытовом варианте праведник должен страдать, мучиться и переживать, а на самом деле он должен быть радостным и счастливым, то есть источать радость. Очень интересно, Вы говорите потрясающие вещи!

– Это чрезвычайно важно для нашего общения! Многие наши люди имеют облик такого «грустного праведника»: волосы я не мою, хожу в грязной одежде, зато я праведник. Ты в храм пришел, ты обращаешься к другому человеку, который является для тебя тоже храмом. «Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен» – это, конечно, выражается и в речи. «Не пускайся в похвалы самому себе». Как часто люди создают такую ситуацию, когда осторожно себя прихваливают. «Не позволяй и другим говорить о себе, но во всем будь оглагольником в первослове».

– Какое замечательное словосочетание!

– Какое замечательное словосочетание! Вот так мы учимся русскому языку. У нас есть глагол «оговаривать». Сам себя осуждай в начале своих речей. Поэтому вот правила к смиренномудрию. А если мы возьмем Книгу Притчей Соломоновых, то там мы каждую вторую или третью притчу соотнесем с языком, речью и словом. Но сначала будут рассуждения о мудрости и праведности, а потом рассуждения о языке и устах. Интересно, что в фольклоре, пословицах и поговорках нет слова «уста», а в Книге Притчей Соломоновых оно имеется.

– Давайте послушаем.

Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума – речь здесь идет о мудрости. От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку по делам рук его. Хочу сказать, что очень трудно систематизировать эти правила. Об этом писал Феофан Затворник. Я с удивлением прочитал его рассуждения о том, что некоторые тексты не нуждаются в научной системе: ты словно купаешься в этом тексте, прочитываешь его неоднократно и восхищаешься теми советами, которые тебе даются. И ты должен только размышлять о них. Например, Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует ­– понимаешь, что слово врачует.

О кротости. О том, как отвечать: Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя! Мои студенты в Институте русского языка имени Пушкина и в семинариях пишут на эти темы сочинения. Пожалуйста, порассуждай, что такое радость.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. Вам просто дается рекомендация к тому, как себя вести. При многословии не миновать греха, – значит, умей себя остановить. Константин Петрович, останавливаемся и переходим быстренько к следующей части нашего диалога. Мне очень хочется показать, что наши современники или почти современники писали о слове.

– То есть от Притчей Соломоновых мы переходим в XIX или в XX век?

– Давайте сразу перепрыгнем в ХХ век. Потому что оглавление этой книги – «Слово Божие и человеческое».

– Вы упредили мой вопрос. Многие эти размышления написаны в этой Вашей книге.

– Это моя книга, но она только будет представлена митрополиту Клименту, встречи с которым я ищу. Первая главка – «Слово человеческое подобно слову Божию. Человек – образ Божий и словесный». Вторая – «Да не будет слово твое праздно. Религиозная этика и новый словесный образ человека. Посвящается Евангелию». «Соты медовые – словеса добра». Правила слова в Книге Притчей Соломоновых», «Устами радости восхвалят Тя уста моя. Уста, язык, слово Псалтири», «Научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем. Святое Евангелие о слове и образе общения», «Свет ваш да светит перед людьми» – что это значит? Это значит, Вы должны выходить в общение с людьми. «В кротости примите насаждаемое слово. Святые апостолы о слове», «Будь добр с другом, кроток со слугою. Отцы Церкви о добрословии».

А затем мы с Вами обязательно должны поговорить, может быть, уже за чашкой чая: телевидение нам не даст времени. Потому что Вы написали книгу о святой Людмиле, а у меня есть «Обращение к опыту святителя Николая Чудотворца. Оставь подвиг безмолвия и правь право слово истины». «Иди паси словесное стадо», – сказал Господь святителю Николаю Чудотворцу. «Вся люди твоя советы твоими ко истинней вере привел еси» – это о Владимире-крестителе. «Советами твоими», то есть «речью твоей». «Тихими и кроткими речами и благоуветливыми глаголами» – это о Сергии Радонежском. Кстати, слово «уветливый», «вития» – это же славянское слово. Вот он, великий русский язык! Оказывается, писалось «ветия», а не «вития». «Ветия» – это славянский корень «вет». У нас есть слова «ответ», «привет» и так далее.

– Завет.

– И наконец, будем обращаться к нашим великим проповедникам слова Божия. Это и митрополит Платон, и митрополит Московский Филарет, и Игнатий (Брянчанинов), и Иоанн Кронштадтский – все они писали о слове.

– И все они были великими ораторами.

– Они были выдающимися ораторами. Вот это положение надо помнить: «Духовный лидер – всегда человек, владеющий словом». Поэтому я даю моим студентам в семинарии тему – «Образ словесного пастыря», и они пишут замечательные сочинения о том, каков был образ у Иоанна Златоуста, а каков был у отца Алипия, наместника Псково-Печерской Лавры. А там замечательный был образ! Эх, послушать бы еще проповеди отца Алипия!

– Многие теперь остаются в истории, упомянутый Вами митрополит Платон просто издавал свои Слова. И правильно делал, благодаря этому они и сохранились.

– Конечно. Сейчас мы живем в великое время, когда можем сохранить очень многие речи наших выдающихся ораторов, духовных проповедников. Например, сохранились речи отца Иоанна (Крестьянкина). Какой пафос! Какая энергетика! Какое звукоизвлечение! Вот всем бы этому поучиться. Но каждый проповедник, каждый оратор – таков мой филологический совет учителя-словесника – имеет свой образ. Самое главное, чтобы ты реализовал свой талант. Один говорит громко, другой тихо, но самое главное, чтобы слово исходило от сердца.

– Чтоб оно было живым.

От избытка сердца говорят уста.

– Часто замечаю, что какой-нибудь проповедник говорит не то что по бумажке, но хотя говорит вроде бы правильные, очень нужные слова, но говорит как-то суховато. А в какой-то момент вдруг как будто что-то озаряет его – и возникает живое слово, то есть оно становится каким-то энергетическим посылом. В какой момент это возникает, трудно сказать. Это либо связано с состоянием самого человека, либо это благодать.

– Это благодать, безусловно. И вот евангельский совет, произнесенный Господом в Нагорной проповеди: не заботьтесь о том, что будете говорить, но будет говорить за вас Дух Божий.

– Вот потрясающая фраза.

– Да, это потрясающая фраза. Но это не значит, что человек должен расслабляться. Это значит, что он должен настраиваться, и так всякий проповедник, всякий батюшка, вступающий в общение со своим прихожанином. Я вижу таких батюшек в своем храме Сергия Радонежского в Солнцево, то, как они настроены на эту добрую беседу. Но сколько я слышал и предупредительных суждений многих не вполне, правда, верующих людей, о том, что с иным должным проповедовать слово Божие человеком поговорить не удалось, потому что не было этой энергетики, не было подхода к человеческому сердцу.

С Вашего позволения, так как времени-то у нас мало, давайте закончим наш разговор советами, которые имеются у выдающегося церковного деятеля, архиепископа Сергия Пражского. Он был центром духовной общины в Праге до войны, а в 1951 или 1952 году вернулся в Советский Союз и заканчивал свою жизнь в Казани. От него осталась замечательная книга «О подвиге общения», которая была издана в Нью-Йорке, – можете себе представить? По самому стилю рассуждения чувствуется, что это запись устной речи. Но какие замечательные советы! Давайте над ними чуть-чуть поразмышляем.

– Давайте, это очень интересно.

– «Главное в человеческом слове – идея добра и блага». «Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра». «Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе». «Слово, имеющее в своем исхождении благо, осветляет нам нашу жизнь». Все так просто! В учебниках по лингвистике и по риторике вы этого почти не найдете. Там будут советы, как манипулировать сознанием. Надо смотреть в глаза собеседнику, надо упоминать его имя – так ведь советует Карнеги? – чтобы понравиться и втюрить ему товар.

«Слово рождает общность и единение». «Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение». Это, конечно, повторение слов Льва Толстого «Слово – дело великое». Слово должно вносить любовь, а не ненависть, а по современной информационной войне мы видим, как слово разделяет Россию и Украину. Но мы-то знаем, кто создал это разделение.

«В слове заключена великая творческая и творящая сила». «Доброе наше слово есть сила творящая, так как ему свойственна та творящая сила, которой обладает Бог Слово». «Словом, как божественной силой, преодолевается возникающее зло». Вот смотрите: если жизнь как-то не устраивается, если есть какие-то преткновения, конфликты, понимай, что надо настроиться на доброе слово, понимай, что надо исправить прежде всего свое собственное сердце и найти в себе одухотворение, надо найти мысли в сердце и в разуме для того, чтобы исправить положение. И вот совет чисто практический…

– Вот это интересно. Потому что много красивых слов, но хочется чего-то практического, чтобы современный человек это воспринял, понял.

– Воспринимай, современный человек! «Слово начинается с внутреннего слова, требующего чистоты сердца и мысли». «Слово есть и в молчании – это внутреннее слово». «Слово, даже не сказанное, имеет силу». «Обращением к Богу в момент рождения внутреннего слова мы низводим с неба свет, и он входит внутрь нас, и тогда рождающееся слово несет свет в мир, и в момент рождения является творческим и объединяющим». Иной сомневающийся человек, у нас же все полуверующие-полуневерующие: «Я верю, только без фанатизма»…

– Или: «Что вы меня спрашиваете, верующий я или неверующий? Я не обязан вам об этом говорить».

– «Это мое личное дело». Да-да. Мы не вторгаемся в твою душу, это твое личное дело, только пойми: ты сам должен перед Господом ответить, где твои мысли. Просто сам себе скажи. Способен ты встать пред иконой Спасителя, Богородицы или Сергия Радонежского и честно ответить, что ты совершил за сегодняшний день, где солгал, а где ты устремлялся к правде.

– Разъясните телезрителям мысль, что силу имеет даже несказанное слово. То есть оно имеет силу не для внешнего, а для внутреннего проявления? Как слово несказанное влияет на самого человека?

– В двух смыслах, наверное. Первый смысл – слово несказанное имеет величайшую силу и для тебя самого. Вот ты себя сдержал, но внутренне говоришь, потому что, как мы сказали, слово есть и в молчании.

– Предположим, хотел сказать плохое слово, но не сказал. Но оно имеет силу? Что оно делает в этот момент? Разрушает человека?

– В этот момент я продолжаю собеседовать с Богом и с самим собой. Я тем или иным образом настраиваюсь на преображение себя и, может быть, на будущие действия в этом мире. Второй смысл – несказанное слово тоже ответ. «Молчание тоже ответ» – есть такая пословица. Поэтому молчанием очень многое говорится в этом мире. Нам хорошо известны такие речевые тактики, когда вы обращаетесь к тому или иному человеку, выступаете с теми или иными предложениями, а вам ничего не отвечают. Например, проситесь на работу – часто наблюдаешь такие ситуации, – а вам просто ничего не отвечают: ты должен догадаться, что не нужен здесь, и спокойно перетерпеть эту молчаливую в отношении тебя ситуацию.

Современный человек так много общается, что, раздавая слишком много обещаний, уходит потом куда-то в тень и про свои обещания забывает. А надо очень хорошо понимать, что мы, с одной стороны, призваны к подвигу молчания, а с другой – призваны к подвигу общения. Поэтому архиепископ Сергий Пражский вполне современно нам советует: «Общительность есть дарование Божие, сделать себя общительным есть подвиг». Поэтому все наши речевые профессии – профессия предпринимателя, профессия политика, профессия журналиста, профессия педагога…

– Профессия писателя…

– Профессия писателя, который создает письменные тексты, но тоже входит в общение. Это очень интересная тема! Валентин Распутин был величайшим писателем, но, обратите внимание, он, как и многие другие наши писатели, вовсе не был блестящим оратором.

– Да, согласен, он выступал неплохо, но блестящим оратором не был.

– Но, знаете, русский человек не ценит блестящее ложное красноречие. Прежде всего он ценит то, как выражается душа человеческая. Он готов вам простить некоторые недостатки произношения, прерывистое дыхание, волнение и так далее. А американец – нет. Американец воспитан в школе на декламации, выразительном чтении, на театре. Вообще-то, своих детей мы тоже должны так воспитывать.

– Вообще, духовная этика речи когда-нибудь победит в бытовой жизни или это все-таки архаизм?

– Духовная этика речи, даже если люди об этом не говорят, всегда присутствует. Потому что всякое общение начинается с правил вежливости, добра и предполагаемой в другом человеке мудрости, которую я в этом человеке обнаружу. Духовная этика речи начинается с установления любовно-дружеских отношений между людьми, с понимания того, что в другом человеке ты можешь обнаружить подлинную красоту, и эта красота выразится и в чувствах, и в мыслях, и в некотором волевом движении, и, конечно, в красивом, значимом плетении словес, как мы сказали, – отборе словес, произношении и во всем образе человека, который есть образ Божий.

– Вот этими замечательными словами, столь удачно и столь мудро сказанными, красиво сказанными, давайте и закончим нашу очередную беседу. И я очень рад, что мы продолжаем с Вами разговаривать на темы о русском языке.

– Спасибо большое за приглашение!

Ведущий Константин Ковалёв-Случевский, писатель

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 05 мая: 03:00
  • Воскресенье, 05 мая: 15:00

Анонс ближайшего выпуска

Доцент Нижегородского университета, кандидат физико-математических наук, прихожанка Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря Людмила Михайловна Кузнецова в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает об исчислении христианской Пасхи, как оно связано с пасхальным «месяцем новых» (колосков), почему в этом году разница в праздновании Пасхи у католиков и православных составила более месяца.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать