Аудио |
|
Скачать .mp3 |
(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)
– Мы вновь в гостях в Чистом переулке в кабинете у протопресвитера Владимира Дивакова. Мы уже встречались не раз, и протопресвитер Владимир рассказывал нам о том, как он служил в Москве в советское время, как это было, когда закончился Советский Союз и появилась Российская Федерация. Ваше Высокоблагословение, получается, что Вы пережили при советской власти пять или шесть генеральных секретарей и в наше время уже нескольких президентов страны. У вас действительно богатая и замечательная история. Но хотелось бы, чтобы сегодня Вы рассказали не только о приходах, которыми Вы руководили и руководите сейчас, но и, например, о Епархиальном совете. В 1988 году Вы стали членом Епархиального совета Московской городской епархии. Чем это было для Вас и что на этом посту Вам удалось сделать?
– Знаете, в то время, в 1988 году, мне вообще было не совсем понятно, что такое Епархиальный совет и каковы его функции. Когда в 1988 году приняли первый после хрущевских времен устав, тогда урезали права духовенства. А здесь, наоборот, расширили – первое голосование проходило в Елоховском соборе.
– Мы же помним, что в 1988 году было 1000-летие Крещения Руси, тогда партия повернулась чуть-чуть в сторону Церкви.
– Крещение Руси праздновали в июле, а это уже было 8 декабря в доме причта Богоявленского Елоховского собора. Проводил собрание митрополит Владимир, управляющий делами Московской Патриархии (потом митрополит Киевский). Он сказал, что теперь, в соответствии с новой структурой, в каждой епархии должен быть епархиальный совет. Попросил протопресвитера: «Отец Матфей, огласите!» Тот говорит, что епархиальный совет должен состоять не менее чем из четырех священнослужителей – притом половина из них назначается, а половина избирается; и еще секретарь. Далее говорит, что секретарем патриарх назначил его, перечисляет двух других назначенных членов совета; и еще двух – для избрания.
Владыка говорит: «Отец Матфей, подождите, как двое? Из двоих-то двоих не избирают». Тот, бедный, растерялся; это продолжалось минут пять – и очки поправлял, и вытирал пот, потому что в президиуме сидел сам уполномоченный по делам религий по городу Москве генерал Плеханов (его побаивался даже сам Куроедов, такую силу он имел). С Плехановым такие вещи согласовывались в то время, а тут вдруг предлагают еще двух, а отец протопресвитер не знает, кого назвать, когда кандидатуры не согласованы. Отец Матфей долго не знал, что сказать. Владыка Владимир говорит: «Ну, давайте, давайте; молодежь давайте!» А кого? Посмотрел – вот отец Сергий Суздальцев; вдруг уперся взглядом в меня и говорит: «Вот, Диваков». Мне так стало обидно! Он меня знал с детства. Думаю: «Зачем же он меня подставил? Кто же меня изберет? Я молодой священник». У меня слезы навернулись, я уткнулся в стол и от обиды думаю: «Скорей бы это кончилось».
– И это обязанности какие-то неизвестные…
– Думаю: «Представляю, как надо мной посмеются. Зачем он меня поставил в такое положение?» Ну и ожидал... Вдруг потом объявляет владыка Владимир, что избраны Козловецкий и Диваков. Оказывается, духовенство Москвы поддержало. Я подошел к отцу Матфею, спрашиваю: «Отец Матфей, что это за епархиальный совет?» Он в ответ: «Потом скажут тебе, что надо. Ты думаешь, я сам знаю, что это такое? Посмотрим». Ну и так в недоумении я пребывал. Уполномоченный ко мне подошел после собрания, пожал руку и говорит: «Я Вас поздравляю, но, честно говоря, не ожидал». – «А я тем более не ожидал, что изберут». – «Будем вместе работать». Но, слава Богу, нам не пришлось вместе работать – уполномоченный через полтора месяца ушел на пенсию. Потом началось открытие храмов. С этого все и началось.
– Это уже девяностые Вы имеете в виду?
– Это даже 1989 год. К отцу Матфею как-то пришли по поводу храма во имя святителя Николая на Трех Горах, надо было подписать согласование, что мы не возражаем, если они займут церковное здание, так как предприятие расширялось. А я сидел в приемной. Он меня позвал: «Что за здание?» Отвечаю: «По адресу это храм святителя Николая на Трех Горах… Нет, отец Матфей, нельзя это подписывать, там уже община есть». Хотя общины еще не было, но я уже авансом сказал, что она есть, что они будут отстаивать этот храм, так что подписывать нельзя. Ну, отец Матфей тут же им говорит: «Вот видите, мой начальник не разрешает мне». Они тогда: «Мы и без вас в таком случае обойдемся». И стали уже переоборудовать под цех, но долго им не дали это продолжать.
С этого и началось. Потом отец Матфей говорит: «Ты же все храмы знаешь». Отвечаю: «Батюшка, я как-то писал работу». И после того как началось открытие храмов, все собрания по открытию храмов и учреждению общин, которые были, должны были ехать к благочинному. Меня к тому времени уже назначили благочинным Северного благочиния. Оба других благочинных были старенькие, потому отец Матфей сказал: «Ты и поезжай как самый молодой». Вот я ездил на открытие всех этих храмов. Это, конечно, кошмар был. Сейчас, слава Богу, эти собрания спокойно проходят. А тогда драки были – ведь бывало, что на один храм претендовало по три-четыре «двадцатки», и каждый свои права качает. Приходилось разбираться в этой обстановке, что было не так легко.
В Капотне, помню, по поводу одного храма пришел в тамошний Дворец культуры – амфитеатр весь забит народом, и все хотят в «двадцатку». Рядом сидит уже новый уполномоченный и говорит: «Что будем делать? Такое количество мы не можем принять». А я не знаю, голос потерял. И мне сказали, что я не имею права кого-то в «двадцатку» не принять. Дали микрофон, говорю: «Братья и сестры! Я радуюсь, что быстро возродится храм. Столько желающих этого! Но я об одном попрошу. Кто будет писать заявление в «двадцатку», просьба написать: обязуюсь со своего счета перечислить такую-то сумму или найти спонсоров на такую-то сумму. Вы знаете, в чем сейчас нуждается храм – в первую очередь в материальных ресурсах. Поэтому помогите храму кто как может». И сразу ряды стали редеть, редеть – в конце концов семнадцать человек набрали, а двадцать набрать не можем. «Давайте еще!» – «Да у нас денег нет!» – «Уж ладно, давайте без денег». Нам надо было сформировать общину, чтобы зарегистрировать храм: двадцать человек в то время нужно было, сейчас десять.
– Какие Вы принимали короткие, быстрые и очень промыслительные решения!
– Иногда уполномоченный еще говорил: «Вот этого человека надо провести в старосты». Что мне оставалось? Я вызывал настоятеля, который уже был назначен, и говорил: «Ты людей своих подготовь». Как подготовить, тоже инструктировал. Вот так пришел один в Перово, входит солидный такой, говорит: «Я человек известный, сопровождал Пимена в Сирию, в Ливан». Хотелось спросить, в каком качестве он сопровождал.
– Известно – в каком...
– Его просто спрашивают: « А Вы в Бога верите?» Он: «Что за дурацкий вопрос?» – «Нет, не дурацкий. Ответьте». Мялся, мялся: «Ну, верю» – «А как Вы верите?» – «Обыкновенно». И крутит рукой вокруг лица. Его спрашивают: «Вы что, креститься даже не умеете? Символ веры прочтите». Он не понимает, о чем речь, потом опять начинает крутить рукой… Я подсказываю ему: «Верую во Единого Бога Отца…» И говорю: «Читайте дальше». Он, конечно, не знает. Ну, еще после нескольких вопросов он сам понял, что ему там делать нечего.
Второй пришел в подряснике, с поясом. Спрашиваю: «Простите, а почему Вы в подряснике?» – «Я старообрядческий священник, беглопоповец». Он окончил Московскую духовную семинарию и академию, работал в ОВЦС, потом перешел к так называемым в народе беглопоповцам и служил там. Говорю: «А зачем же Вы здесь-то?» – «Я хочу возродить общину». – «Какую общину? Православную? Так переходите в православие. А если хотите для себя, так зачем же берете этот храм?» Он говорит: «Я понял из Вашего вступительного слова, что человек должен быть твердым в православии, а то сегодня православный, завтра католик, послезавтра протестант, потом еще куда-то уйдет. Но Вы мне заложили мину». Отвечаю: «Если Вы считаете так, пусть будет так». И он ушел. А ведь первый ушел, и за ним «двадцатка» его ушла, второй ушел, за ним еще «двадцатка» ушла.
Потом третий приходит, ему говорю: «По поводу Вас я буду категорически против». – «Почему?» – «А Вы расскажите свою биографию!» – «Я пел в хоре, я Вам могу любую молитву прочесть, перекреститься…» – «Я понимаю, но у Вас есть один порок, который не позволит Вам служить: храм Вас не сможет прокормить». – «Почему?» – «Вы все-таки честно скажите: за что Вас увольняли?» – «Я сам уходил». – «Не совсем так. У Вас есть пристрастие к спиртным напиткам, поэтому я вынужден буду протестовать против Вашего избрания». И он ушел. Потом осталась одна община, которая до сих пор существует.
– И слава Богу.
– А множество случаев, когда драки были – клубком на полу катались, вцеплялись женщины друг дружке в волосы. Был случай, когда раскольничья община пыталась отбить храм. Они привели всех диссидентов – и Якунина, и Борщова, привели правозащитников, для того чтобы их поддержали. Шесть часов шло собрание, несколько раз прерывалось, я снова предлагал продолжить… Я в нарушение правил многое делал – мне уже настоятель, отец Александр Шаргунов, говорит: «Отец Владимир, что Вы делаете? Вы почитайте устав!» Отвечаю: «Отец настоятель, Вы успокойтесь, я знаю, что делаю». В результате собрание мы закончили. Для подписания протокола требовалось пять человек, я избрал восемь. Отец Александр: «Почему? Ведь пять требуется!» Я: «Не меньше пяти. Восемь можно». И много еще было таких нюансов; он потом догадался – почему.
Они на следующий день передумали и решили не подписывать протокол. Трое было от них, пятеро – от него, пятеро подписали – протокол оказался действителен. Потом было восемь или десять судов, но не смогли они отсудить храм. Я пришел после этого собрания на всенощную – у меня руки трясутся, мне Святейший патриарх говорит: «Отец Владимир, успокойся». Так я тяжело пережил, напряженная была обстановка – человек триста, все кричат, соображать перестаешь посреди этого дикого ора. Но, слава Богу, ни один храм мы не отдали раскольникам. Сколько открыли в Москве храмов – в какой-то степени это наша заслуга, владыки Арсения и моя, мы старались предусмотреть все эти сложности.
– Ваше Высокоблагословение, все-таки хочу у Вас спросить. Вы стали благочинным Северного благочиния, потом Центрального благочиния города Москвы. Но Вам принадлежат труды о Московской епархии XIX века и так далее. Вы исследовали названия храмов Москвы. Расскажите немножко об этом, это очень интересная и ценная работа, связанная с благочинием.
– Профессор Иван Шабатин предложил мне написать кандидатскую диссертацию о Московской епархии, сказал, что много написано о митрополитах Платоне и Филарете, но период до нового века не описан. Период Макария, Иоанникия, Леонтия, Сергия и частично Владимира не описан. И когда я уже соприкоснулся с этим, перечитывал церковные ведомости, читал названия многих храмов, узнавал, где какой храм обновлялся или расширялся, – все это меня захватывало, я откладывал это в памяти. Также я старался собирать старые фотографии, если попадались. Помню парижское издание, где были фотографии храмов Москвы – и старые, и уже новейшего времени.
Сначала я стал благочинным Северного округа, потом благочинным Центрального округа, но в Центральный округ поначалу входили храмы, которые расположены внутри Садового кольца. Но количество их росло. Сначала я сказал Святейшему про то, что уже сто с лишним храмов и что их как-то разделить надо. Он спросил, какие будут предложения. В результате патриарх согласился разделить Центральный округ на три благочиния. Потом уже его разделили и на шесть, и на восемь благочиний. Менялись ведь еще административные округа, поэтому и нам приходилось благочиния располагать в соответствии с этими изменениями.
Владыка Иона, который сейчас уже на покое, сменил меня на посту благочинного Северного благочиния, звал меня «благочиннейшим». Мне приходилось, конечно, его инструктировать, помогать ему, подсказывать. Северное благочиние, в котором при мне было пятнадцать храмов, росло, в нем стало тридцать храмов, потом сорок пять. Когда стало еще больше, я предложил патриарху разделить это благочиние на Всехсвятское (то, что к «Соколу» ближе) и Крестовское, или Троицкое, потому что дорога на Троицкий храм на Пятницкой. Он говорит: «Конечно, Троицкое».
– Вы рассказывали о том, что многие храмы Москвы, особенно в центре, имели иные названия и каким-то образом Вам доводилось эти названия восстанавливать.
– Были исторические названия, но их в советскую эпоху старались как-то сгладить, поэтому называли: «в таком-то переулке», «на такой-то улице». Например, «храм “Знамение” у Крестовской заставы» или «храм Иоанна Воина на улице Большая Дмитровка»... Храм во имя Мартина Исповедника как назывался? «На Большой Коммунистической улице».
– Храм во имя святого Мартина Исповедника на Большой Коммунистической улице – я это помню прекрасно!
– А раньше было «в Ново-Алексеевской слободе», так он и сейчас числится. Поэтому когда я подготавливал указы Святейшему патриарху, то, конечно, отыскивал исторические названия и так именовал. А с тех пор, как в указе уже было обозначено, волей-неволей приходилось так храмы и называть.
Может быть, это не по теме, но самое памятное для меня – это, конечно, богослужения в Кремле. Когда в 1990 году возобновились эти богослужения, с администрацией музеев было очень тяжело договориться, встречали нас очень недружелюбно. После каждой службы составляли акты о каких-то нарушениях – например, что у нас вместо двух кадил было четыре, вместо двух подсвечников три; дескать, нарушается микроклимат…
– То есть нужно было этим мотивировать: почему нельзя потом проводить службы.
– Потертости на стене… Хотя мы говорили: «Там же сколько экскурсантов проходит!» Тем не менее... Нас не слушали, и мне давали расписываться в этих актах. Я всегда расписывался, думал: «Семь бед – один ответ». Но потом директора музея сменили. Надо сказать, она в то время говорила: «Не вздумайте звонить в колокола, потому что колокольня может развалиться, так как “отвыкла” от вибрации». Еще говорила: «В помещениях звонницы хранится тончайший французский фарфор, он потрескается от вибрации, ни в коем случае не звоните!» Тем не менее все-таки потихонечку начали звонить – сначала в малые колокола, потом в те, что побольше. Потом мне рассказывали, что с больших колоколов были сняты языки и даже прикованы там к металлическим оградкам, хотя такой язык даже десять человек не поднимут. Какое-то было поверье: если ударят в колокол Ивана Великого, кончится советская власть.
– Я был участником первого празднования Пасхи в 1991 году в соборе Василия Блаженного и на Красной площади. Все ждали, пока ударит колокол. И он ударил, и только после этого было воскликнуто: «Христос воскресе!» И вся Красная площадь закричала: «Воистину воскресе!» Я это помню. И развалилась советская власть, да.
– Мне пришлось на этих богослужениях с самого начала быть. И как на благочинного, на меня возложили ответственность и за кремлевские соборы. Поэтому почти на каждую службу в Кремле – редко когда бывают исключения – я прихожу первым, окропляю алтари, потому что все-таки алтари там не всегда находятся в закрытом состоянии, там ходят и посторонние люди. Только после этого уже встречаю всех остальных – в половине восьмого приходят священнослужители. Так происходит, слава Богу, на протяжении двадцати семи лет.
– Замечательно! А вот какая-то история была с Храмом Христа Спасителя и бассейном…
– С бассейном была такая история: по-моему, осенью 1994 года меня позвал отец протопресвитер – секретарь Святейшего патриарха – и говорит: «Дорогой, сходи, пожалуйста, – Владимир Иосифович Ресин проводит совещание». Я спрашиваю: «О чем речь?» Он: «Ну, там услышишь. Коротко тебе скажу: хотят что-то построить на месте Храма Христа Спасителя. Может, какую-нибудь часовенку поставят. Послушай, что скажут; неудобно, если Церковь будет в стороне. Ты сам понимаешь, что воссоздать храм уже невозможно. Но хотя бы что-то построят». Я пришел на совещание, которое проводил Владимир Иосифович, – здесь неподалеку от Храма Христа Спасителя.
Там были: директор бассейна, представитель Музея изобразительных искусств имени Пушкина, представители Министерства культуры… Не помню, кто еще, но солидное собрание было. Владимир Иосифович начал с меня, спросил, как к этому относится Церковь. Я говорю: «Только мечтать приходится о том, чтобы воссоздать Храм Христа Спасителя. Так что с нашей стороны полнейшее одобрение и поддержка, если возможно в каком-то виде его воссоздать». Он в ответ: «Ну все, ваша позиция понятна». И тут же встал директор бассейна, начал кричать, стучать кулаком по столу: «Вы преступники! Вы отнимаете здоровье у людей! Что вы делаете?! Люди здесь закаляются!» Владимир Иосифович ему: «Подожди-подожди, демагогией не занимайся. Какое ”закаляются”? О твоих бациллах уже известно всему миру. Нам только и приходится выкручиваться из-за тех заболеваний, которые люди у тебя получают».
Директор говорит: «Там баллоны с хлором – если вы тронете их, вы отравите пол- Москвы». Ему: «Ты зачем пугаешь? Если ты одного отравишь, ты уже будешь сидеть за решеткой. А если пол-Москвы, ты знаешь, что тебя ждет – вышка. Зачем пугаешь-то? А тем более мы сейчас направим к тебе комиссию и расследуем, почему ты довел до такого состояния баллоны. Может, ты не должен занимать эту должность». В результате директор понял: если спорить, будет еще хуже.
Представитель Музея изобразительных искусств тоже сказал: «Мы против, потому что если будет строительство, будет вибрация, это разрушит наше здание». Владимир Иосифович ответил, что современная техника позволяет вести работы без вибрации, и добавил: «Мы постараемся Ваши пожелания учесть». Кто-то от Министерства культуры заявил, что Храм Христа Спасителя был невыразительным по архитектуре, что он задавит и Кремль, и все пространство вокруг. Ему Владимир Иосифович возразил: «Ну что Вы, высотные здания стоят – не задавили, а уж Храм Христа Спасителя не задавит». И так на хорошей ноте закончил: «Что ж, все хорошо, все согласились».
Я вернулся оттуда, рассказал; отец протопресвитер говорит: «Ладно, какую-нибудь часовенку построят – и хорошо. Посмотрим». Через месяц еду мимо, смотрю – там уже сносят строения; потом еду – уже бульдозеры расчищают; потом Лужков уже нам показал основание – это плита, на которой должен был стоять Дворец Советов. Он сказал патриарху: «Ваше Святейшество, она стоит на скале, ее разрушать не стоит, отметка нулевая будет не та, но давайте мы что-то сделаем под Храм Христа Спасителя, чтобы вывести его на ту же отметку. Будем на этом фундаменте строить». Святейший патриарх согласился. Начали строить, думали, как использовать подземные помещения. Но вот использовали – сделали нулевой этаж, где коммуникации, первый этаж… И наконец храм вывели на ту же отметку, на какой он и был.
– Ваше Высокоблагословение, мы от имени канала еще раз поздравляем Вас с 80-летием. Вы для нас действительно сокровище, потому что Вы как священнослужитель прошли всю московскую историю за десятки лет. Вы столько интересного уже рассказали и еще можете рассказать. Вы один из двух оставшихся протопресвитеров в Русской Православной Церкви. Прошу Вас, если можно, в завершение наших бесед дать краткое пастырское наставление нам, Вашим современникам, христианам. Что Вы посоветуете нам? Как нам сегодня жить?
– Я обычно всем молодым священникам говорю: «Радуйтесь! Вы живете в такое счастливое время и не цените это. Наверно, надо было пережить все те трудности, чтобы ценить то, что мы имеем сегодня. Благодарение Богу, что мы имеем такое!» Но в то же время всегда напоминаю, что Церковь, по словам Христа, всегда гонима. Церкви давались передышки, но не всегда надолго – вновь возникали гонения; может быть, в другой форме, но они наносили Церкви большой ущерб. Поэтому я говорю священникам: «Готовьтесь к этому, отцы, такое время благоденствия может недолго продлиться. Мы надеемся на милость Божью, но все-таки готовиться и к более сложным временам надо, закалять себя в духовном плане».
– Постараемся исполнить Ваш завет. Спасибо Вам за хорошие, добрые слова. Хотя эти слова очень серьезные – и всем стоит над ними подумать.
– И Вам спасибо.
Ведущий Константин Ковалев-Случевский, писатель
Записал Игорь Лунёв
Духовник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, кандидат богословия, игумен Вассиан (Бирагов) в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о богословском и бытовом осмыслении христианской Пасхи, о том, что такое Пасха, как определяется день Пасхи, о том, как эта тема освещалась в святоотеческой литературе и почему так важен пасхальный «месяц новых» (колосьев).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!