Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Сегодня у нас в гостях митрополит Калужский и Боровский Климент. Вернее – мы в гостях в Издательском совете Русской Православной Церкви, председателем которого он является.
Вы также доктор исторических наук и ректор Калужской духовной семинарии. Сегодня необычная встреча – для нас, по крайней мере, потому что мы знаем, что Вы отмечаете свой юбилей, 70-летие. Вся наша зрительская братия и наш телеканал присоединяются к поздравлениям.
Вы столь добрый пастырь! Мы с Вами постоянно общаемся – а мне приходится это делать как члену палаты попечителей Патриаршей литературной премии… И мы хотим с Вами продолжать ту деятельность, которую Вы организуете и которой руководите. Спасибо.
– Спасибо за поздравления. Раньше я рассуждал так, что время – это что-то условное, а сейчас, когда мне говорят, что мне 70 лет, я этого не чувствую. Я спокойно походил бы зимой на лыжах. Крестным ходом километров пятнадцать-двадцать с удовольствием прошел бы. Если бы я не помнил всю свою жизнь, то мог бы сказать, что мне приписали 70 лет.
Время относительно, все зависит от внутреннего состояния человека. Вы говорите про юбилей, а для меня это обычный день, обычный период рабочей жизни, созидательной жизни. Меня тут как-то спросили: «Владыка, а как Вы чувствуете свою жизнь?» Я ответил: «Когда человек строит дом, он его не видит. Но чтобы увидеть, какой он получился, надо выйти и посмотреть его снаружи. Я еще строю свое здание».
– То есть Вы предполагаете, что у Вас еще есть время, чтобы отойти и посмотреть на это со стороны?
– Как Господь распорядится.
– Да, слава Богу. Вы знаете, меня всегда терзала такая загадка: как обычный человек может стать митрополитом? Что нужно пройти, какую духовную жизнь? Что нужно совершить?
– Сам человек стать митрополитом не может, это Господь избирает его на то или иное служение. И Господь определяет это даже, может быть, еще до рождения человека. У меня в прошлом году скончалась мама, я немножко по-другому стал смотреть на нее. И на эпизоды нашей жизни в семье, эпизоды из моего детства я сейчас смотрю с ее стороны, оцениваю, рассуждаю…
Интересный момент: у нас в семье четверо детей, все мальчики. Вы знаете, у хозяйки всегда дома полно работы. Какая надежда на мальчиков? Ну, воду могут принести, что-то вынести, огород вскопать. Ни постирать, ни погладить не могут, на стол если накроем, то просто так поставим, ложки разложим, и все. И мама даже однажды сказала: «Господь не дал мне ни одной девочки, чтобы помощницей была».
А сейчас я рассуждаю: если бы кто-то среди нас был девочкой, то не было бы какого-то митрополита, или архимандрита, или протоиерея. Господь определил всем служение и дал так: «У тебя девочки не будет, но у тебя будет четыре сына, которые будут стоять перед престолом». Мама все трудности пережила и даже не задавалась этим вопросом. А так получилось, что Господь всех призвал.
Старший женился, но окончил семинарию, академию и служил на приходе. И сейчас служит, но принял монашество – иеромонах Пафнутий. Второй мой брат тоже поступил в семинарию, потом в академию, стал монахом, жил в Троице-Сергиевой лавре, служил на приходах, но он скончался, у него слабое здоровье было – в детстве простыл. А вот мы, два младших, – два митрополита, Тобольский и Калужский. И вот теперь я понимаю, почему Господь не дал маме девочку…
– Целая митрополия лишилась бы такого митрополита… Ваша семья все-таки была православной, не советской.
– Да, мы с детства росли в вере. Мама вспоминала мою бабушку, которая скончалась, когда маме было всего семь лет, и самые яркие эпизоды, которые она рассказывала, – как ходили в храм. Мой дедушка по папе был репрессирован, и чтобы его не выслали, они ночью бежали. И бабушка сказала: «Поселимся только там, где есть храм».
Они жили в селе Большое Гридино в Подмосковье, сейчас это Егорьевский район, там был храм. И вот мы поселились в Удельной, там тоже был храм. Сколько я помню с детства, храм имел важное значение в нашей жизни. Храм в Удельной красивый. Те детские впечатления, ощущения я не могу забыть, они глубоко осели в моей душе. К примеру, как с папой сидели возле храма; мне было около пяти лет. Я задавал всякие вопросы. Мы были на службе, помазались и после помазания вышли, там палисадничек был… И я все папу расспрашивал. А картинка прекрасная: это был, вероятно, июнь, длинные теплые дни, солнце уже к закату клонится, ласточки летают, золотые кресты на куполах храма переливаются от лучей солнца.
А я все папу спрашиваю. И помню, задал ему такой вопрос, ответ на который меня затронул глубоко: «Папа, вот мы воду носим домой. А деревья как? Кто воду подает им? Они высокие!» А вокруг храма стояли березы и сосны. Папа мне говорит: «Бог подает». Вот этот ответ, что Бог все совершает, остался во мне на всю жизнь.
Очень важен пример родителей, особенно для ребенка. Мы видели папу молящимся и причащающимся. Помню, когда мне было лет 11 или 12, старший брат поступил в семинарию, приехал на Михайлов день домой и пошел в храм. И папа пошел на литургию причаститься, это был его день ангела.
И когда возвращается, говорит: «Храм был битком! Когда вынесли Чашу, я увидел, что около главной Чаши стоит мой сын. Я через весь храм пробирался, чтобы причаститься у него! Какой же я гордый шел из храма – мой сын стоит рядом со священником!» Это как бы установка для меня: папа почувствовал гордость, что его сын, мой старший брат, стоит рядом со священником. То есть вот такое отношение было в нашей семье.
– Это происходило у станции Удельная Московской области?
– Да, да. Поселок Удельная Московской области, храм мы называли всегда в честь святителя Николая, потому что там придел Никольский, но главный придел в честь Святой Троицы, и официальное название: храм Живоначальной Троицы в поселке Удельная. Там замечательный образ святителя Николая, мы к нему каждый раз, когда приходили в храм, прикладывались, просили святителя о помощи.
Родители нас не заставляли, но своей жизнью показали, что необходимо жить по вере, быть христианином, что Бог есть. Я могу еще привести такой пример: когда мне было 7 или 8 лет, у мамы был инфаркт. Это было лето. У нас был свой дом, участок 28 соток, то есть достаточно большой. Зайдем за угол дома – можем и кричать, и бегать, как это ребята делают. А около окон комнаты, где мама лежала, – «Тише, мама лежит, болеет».
Заглянем к ней, спросим: «Как, мама, чувствуешь себя?» Мы еще не понимали, что такое болезнь, что такое жизнь – мне было 7 лет, а владыке Димитрию (его тогда Алексеем звали) вообще пятый год шел. И вот помню, как-то раз зашел к маме, она лежит и смотрит на иконы, и слеза течет по щеке. Я говорю: «Мама, ты чего плачешь? Тебе больно?» Она отвечает: «Нет, я Богу молюсь, прошу Царицу Небесную, чтобы Она вас не оставила».
А потом мама мне говорит: «Гера! От Бога не отрекайся, что бы тебе ни обещали!» Это опять установка на всю жизнь: от Бога отрекаться нельзя! Вот я опять скажу: важное значение в воспитании ребенка имеет семья – чтобы и отец, и мама были верующими; и не только на словах, но и в жизни. Чтобы они своей жизнью показали, как надо относиться к вере, как жить, как поступать, как относиться к ближнему. Мама нам запрещала ссориться. А как мальчишкам не поссориться?
– Ну да, как не подраться?
– Драться мы не дрались, мы просто ссоримся: «Дай мне велосипед!» – «Нет!» Но как только мы поссоримся, мама сразу придет и примирит нас. Не ругала никого, не наказывала никого, но: «Покатайся ты, потом ты». У нас был один велосипед на всех четверых. Нам, маленьким, позже всех он доставался, вначале старшие накатаются, потом мы. Но мама всегда нас примиряла.
У папы ремень висел, но он никогда ремнем нас не наказывал. Я даже не знаю боль от ремня, но психологически было так: нельзя делать то-то и то-то, потому что можно ремня получить.
– «От Бога отрекаться нельзя» – какие замечательные простые истины, какие формулировки точные, которых даже не сыщешь в серьезных писаниях… Все-таки это серьезный житейский опыт.
– В народе даже в советское время вера жила. И народ во всем полагался на Бога. Была часть людей, которые хотели построить…
– …мифический коммунизм.
– Да. И даже просто свою жизнь устроить, чтобы как-то жить в этом обществе атеистическом. Позже, когда я был в Америке, там был сотрудник представительства при ООН, он в Москве работал в ЦК КПСС. Когда мы здесь с ним встретились, он, партийный человек, пригласил меня в гости и сказал: «А у меня иконка есть». Открыл шкаф и показал, где хранится икона.
Часто люди были верующими, но надо карьеру построить, надо получить образование, можно было и пионером быть, и в комсомол вступить, и так далее. Но нельзя допускать компромисс с совестью, это неправильная позиция. И у нас в храм приходила молодежь, а потом переставала ходить. Почему? В школе заругают и так далее.
Расскажу случай. Во 2-м классе школы у меня обнаружили крестик – во время перемены. Веревочка торчала... Учительница остановила: «Ага, крестик! Сейчас буду разбираться с тобой». Пошла к директору, возвращается, вызывает меня и говорит: «Вот этот ученик носит крестик и ходит в храм». И дальше она не знала, что сказать, хотела меня пристыдить и говорит: «Ребята, кто-то из вас ходит в храм?» И больше половины класса стали тянуть руки: «Я был с бабушкой», «Я причащался»… Ребенок восьми лет, он не понимает, его спрашивают: «Был в храме?» – «Был».
А всех – кого-то крестили, кого-то приводили… Учительница оказалась в казусе: «Как это?» Посадила меня и стала всех ругать. А дети не понимают, почему их ругают. Если бабушка взяла и отвела в церковь, что ребенок в 5-6 лет скажет?
Я их почти всех в храме не видел. Но родители давали такие установки: «Ты будешь пионером, ты должен построить свою карьеру…» А в сердце что-то оставалось. И вот с бабушкой, с родителями дети заходили в храм... Конечно, вера с каждым поколением ослабевала, но она не исчезла, она сохранилась. Было много и таких, которые хранили веру всей семьей.
Вот приведу в пример владыку Викентия. Я с ним недавно разговаривал, и он мне рассказал случай из своей жизни. Учась в школе, он не был пионером, не был комсомольцем. Окончил школу, и ему учителя советуют: «Поступай в институт». Он в ответ: «Я не комсомолец». А ему сказали: «Так ты скажи, что Бога нет, и тебя примут».
Он приходит домой и говорит: «Папа, можно я в институт буду поступать? Мне учителя посоветовали сказать, что Бога нет, и тогда меня примут. Аттестат у меня хороший». Отец чем-то занимался, поставил орудие труда в сторону и отвечает: «Сынок, лучше всю жизнь прожить с метлой в руках, чем один раз сказать, что Бога нет». Это действительно верующие люди, и они хранили эту веру.
Я вспоминаю свое детство. Каждое воскресенье, каждый праздник мы ходили в храм. Если я опоздаю чуть-чуть, на 5-10 минут, уже в храм было невозможно войти: люди стояли на улице около окон и слушали богослужение, молились. Вера была, значит. А возьмите Великий Четверг: в храмах читаются страстные Евангелия. После прочтения страстных Евангелий было уже темно, люди расходились с зажженными свечами по всему поселку. И вот такой как бы ручеек огоньков по всем улицам распространялся. Люди ведь несли их домой, в свои семьи. А сколько людей приходили брать святую воду на Крещение! Сколько людей приходили освящать кулич и пасху! С детьми приходили!
А у нас в школу ребята даже порой приносили красные яички: дома у них красят, они и принесут. Традиция сохранялась, вера была. Вот суетливость жизненная, забота о земном веру притупляли. Я даже скажу, что идеология партии была одна, а народ жил своей жизнью, народ сохранил веру. Священников ссылали, храмы закрывали, но если не было храма, народ все равно молился. У кого-то из благочестивых собирались дома, на квартире, кто-то более просвещенный читал молитвы, акафисты.
У нас дома сохранилась стопка акафистов, которые мы, дети, переписывали своими руками. Тогда ведь не издавали ничего. Нам дадут на день или два акафист, мы прочитаем, помолимся, потом сидим и переписываем себе, чтоб он остался. Переписывали даже жития святых, книги переписывали, чтобы только сохранить. Потом у нас уже появились и изданные книги, только дореволюционные; тогда ничего не издавалось.
Но я скажу, что Бог не оставлял народ. России, может быть, в то время нужно было пройти такое испытание, чтобы очиститься. Сейчас нам дано время, чтоб мы возродили эту веру. Каждый из нас, нынешних православных христиан, призван быть свидетелем Христа в этом мире, не жить, как все остальные живут, а следовать за Христом. Это требует особых усилий, напряжения, труда, но зато конец от Бога будет благой.
– Владыка, Вы как раз пошли путем Христа, то есть вместо машиностроительного техникума Вы после армии поступили в Московскую духовную семинарию, окончили ее...
– Нет, я до армии поступил. Я желал поступить в семинарию еще раньше, но мне говорили, что до 18 лет нельзя поступать, такой закон был. И после окончания техникума я поступил в семинарию, и меня через короткое время забрали в армию. Вернувшись из армии, я продолжил обучение в семинарии. Но когда я пришел в семинарию после школы, после техникума, я вдохнул другой воздух: единомыслие, согласие, совсем другие люди, другое поведение, другой стиль общения.
– Все вокруг свои.
– Да. Троице-Сергиева лавра мне была знакома, я с детства ездил туда. В Удельной мы ходили в наш Троицкий храм. Но духовник у всей нашей семьи был один: архимандрит Тихон (Агриков), насельник Троице-Сергиевой лавры. И мы ездили к нему. Обязательно раз в месяц мы все причащались, Великим Постом три раза причащались, Рождественским два раза, обязательно Петровым постом, Успенским постом причащались.
Старались причащаться в Лавре. Почему? Ну, вот так сердце прилипло, и батюшка там был добрый, хороший. И мы видели в братии Лавры пример стояния в вере. А ведь там было непросто. Но когда мы приезжали, то духовно наслаждались, видя монахов, строгий их образ, скромность. Тогда монахи даже в город не выходили; если кто-то выйдет в город даже до аптеки, это уже событие. В основном они находились в храме и кельях, ходили на исповедь…
Мне нравилась лаврская исповедь по той причине, что там монах обязательно поговорит с тобой, что-то тебе подскажет, расскажет. Не каешься, а он тебя подвигнет к покаянию. «Не слушаешься родителей?» – «Да, бывает». – «Ты хочешь сказать что-то в оправдание себе. Не оправдывайся! Ищи в себе проблему, не в другом». И так далее. И вот мы ездили, у нас архимандрит Тихон был духовником, он часто к нам приезжал. И другие насельники Лавры приезжали.
– Владыка, вот это общение с монашествующими, видимо, определило и Ваше решение. Я предлагаю поговорить об этом в следующей передаче, потому что время нашей программы неумолимо подошло к концу. Если в следующей передаче мы продолжим Ваш рассказ о монашестве, иерействе и архиерействе, это будет очень познавательно, полезно.
– Спасибо.
– Благодарю Вас за рассказ о Вашем детстве и частично о Вашей юности. Спасибо Вам. И продолжим в следующей передаче.
– Помогай Господь.
(Продолжение следует.)
Ведущий Константин Ковалев-Случевский, писатель
Записал Игорь Лунёв
Духовник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, кандидат богословия, игумен Вассиан (Бирагов) в беседе с писателем Константином Ковалевым-Случевским рассказывает о богословском и бытовом осмыслении христианской Пасхи, о том, что такое Пасха, как определяется день Пасхи, о том, как эта тема освещалась в святоотеческой литературе и почему так важен пасхальный «месяц новых» (колосьев).
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!