Церковь и мир (Астрахань). О братьях наших меньших

6 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с иереем Виталием Семеновым.

– Как часто мы видим на улицах братьев наших меньших! У некоторых людей они есть и дома… Грех ли любить этих живых существ как членов своей семьи? В чем мы виноваты перед ними и куда уходят их души после смерти? Батюшка, есть ли в Православной Церкви какое-либо учение о животных?

– Официального учения в Церкви о животных не существует; есть мнения отдельных святых отцов, и на основании этих мнений мы можем строить представление о судьбе животных после смерти, об отношении верующего человека к творениям Божиим, к животному миру.

– А как к братьям нашим меньшим относились Господь и первые люди Адам и Ева?

– Господь изначально сотворил животных, это творение Божие появилось на свет еще до человека: человек был создан в шестой день как венец творения, и в седьмой день Господь отдыхал. Человеку было вручено все творение Божие, в том числе вся природа – вся флора и фауна: все, что сотворил Господь, было сотворено для человека, – но так, чтобы человек пользовался этим не безраздельно, как господин над рабами, а как тот, кого Господь поставил над всем Его творением. И управлять человек должен был с мудростью и с любовью.

И первое, что сделал Адам, – дал имена животным, причем дал, видя их сущность: Господь дал тогда человечеству духовное зрение – Адам (который после грехопадения потерял этот дар) видел этих животных, как видел их Сам Бог, видел их сущность, для чего они предназначены, и исходя именно из этого их называл.

– Господь создал не только Адама и Еву, но и животных бессмертными в раю, правильно? Когда человек совершил грех и был изгнан из рая, то вместе с ним были изгнаны в том числе и животные: братья наши меньшие как бы безвинно пострадали и тоже обрели и смерть, и страдания, и болезни. Не считаете ли Вы, что люди в духовном смысле виноваты перед животными и чем-то обязаны им?

– Мы, в принципе, благословлены Богом быть мудрыми и искренне любящими управителями того, что Он сотворил. И естественно, когда то, чем человек управлял, через грехопадение пошло вместе с ним, он не потерял благословения Божия и имеет по-прежнему волю Божию и благословение Божие мудро управлять этим творением.

Когда человек совершил грех, повредилась вся вселенная, как свидетельствуют об этом святые отцы, – появились хищники, те, кто стал убивать других животных, волчцы – колючие сорняки, и так далее. Все это безумие, как можно представить, появилось после того, как человек обезумел сам, предал Господа своего, отпал от Него – причем сознательно не покаялся перед Ним, когда Господь давал ему шанс. Совершив злодеяние для себя, он распространил это и на весь животный мир.

Мы в любом случае отвечаем за животный мир – даже если не понимаем, что он пострадал в том числе и по причине грехопадения человека. Но мы хотя бы понимаем, что животные не имеют разума, но имеют живую душу, и каждый для чего-то предназначен здесь, в этом мире, ему жизнь дана была от Бога…

Конечно, существуют разные мнения святых отцов – например, святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что так как Бог не вложил в животное образ и подобие Свое, то, соответственно, животное не может наследовать Царствие Небесное. Другие святые отцы – например святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – рассуждают совершенно по-другому: так как животные были изначально созданы для вечности и они были в вечности с Адамом, то и предназначение их вечно, и душа их вечна – да, она неразумна, она не получает и, возможно, не получит того блаженства, которое получит человек с Господом, но душа при этом у животных все равно вечна; она более простая, не имеет в себе даров, что заложены Богом. Другие говорят, что душа есть, но она умирает вместе с животным.

Мы сейчас можем сколько угодно рассуждать о мнении того или иного святого отца, но мы должны помнить, что Господь говорит: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Отношение к животным – это прообраз нашего отношения к ближним, нашего отношения к Богу: если у человека сердце злое, то это зло изливается не только на животных (на которых проще его излить, ведь они не имеют сил тебе воздать), но изливается и на человека, и на Самого Господа. Поэтому, если мы хотим, чтобы милость Божия была в нашей жизни, мы должны услышать это обращение Господа к нам через Евангелие и быть милостивыми ко всему творению Божьему, быть внимательными, проявлять все свое усердие и таланты, данные от Бога, чтобы хранить и воспитывать в любви и милосердии прежде всего свою душу.

– Что касается неразумных животных... У меня была кошка, которая прожила около 21 года. И, глядя на нее и на других животных, сложно сказать, что они неразумные, их поступки иногда свидетельствуют, что у них свой разум, – я просто видела по своей кошке: например, она знала, когда лучше подойти к холодильнику, или, если в доме кто-то повышал голос, подбегала и била лапой по ноге – ей не нравилось, когда шумно, а чтобы были в доме мир, покой и тишина. Много вещей, которые свидетельствуют, может, не о таком разуме, как у человека, но хоть о минимальном разуме. И потом, что касается братьев наших меньших: ведь они иногда лучше, чем иные люди, – гораздо преданнее и способны на настоящую беззаветную любовь (не каждый человек, кстати, способен на это). Почему считается грехом, когда домашних животных люди любят как членов семьи?

– Когда мы говорим о разуме, мы подразумеваем образ и подобие Божии. Бог разумен и дал человеку разум, животные не получили этого. Они действуют, движимые инстинктом. Конечно, у них есть живая душа, которая тоже имеет определенную форму познания этого мира и ориентации в нем, принятия каких-то решений и так далее, но это не тот разум, который Бог дал человеку.

И что касается любви – да, животные могут быть преданы, да, Господь в них заложил преданность человеку, ибо животные были созданы Богом для человека. Но когда мы говорим, что «они любят человека по-настоящему, в отличие от других людей», я, например, с этим не согласен: настоящая любовь возможна во взаимной любви двух свободных личностей, взаиморасположении, взаимопонимании и так далее – эта полнота любви возможна только между личностями, в которых запечатлен Сам Бог, Который есть любовь. Животные преданны – у них этого не отнять, это дар от Бога им такой, и это тоже дар для человека.

Но мы не должны воспринимать животных как людей, возвеличивать их до этого: всяк сверчок знай свой шесток. У людей есть определенная разница в талантах, в положении в обществе – у каждого свое предназначение здесь. И у животных от Бога свое предназначение… Мы должны понимать, даже если мы видим преданность животного и прикипели к нему душой: все равно животное есть животное.

К сожалению, бывает, доходит до крайностей – всегда крайности плохи. Безобразное, невнимательное, кощунственное отношение к животным (под кощунством я подразумеваю издевательство над ними, живодерство) – это грех. Но есть другая крайность, когда (как слышал одно выражение) некоторые любители животных отличаются особой нелюбовью к людям – к сожалению, люди, прикипая к животным, перестают воспринимать людей и учиться жить с ними по-христиански: прощать их, миловать, идти навстречу. Да, от человека мы терпим много испытаний, скорбей, боли и так далее – порой животные не способны на такие поступки, как люди (я имею в виду плохие поступки, греховные, злые). Но при этом именно через отношения с такими людьми душа наша и обретает способность быть с Богом, прежде всего способность любить врагов, что заповедал нам Господь...

– Прощать…

– Конечно. С животными просто, и поэтому кажется, что они лучше к нам относятся, лучше нас понимают, принимают, с ними можно поговорить, хоть они тебя и не понимают. Но все-таки нельзя животное ставить на уровень человека, а человека ставить ниже уровня животного – это вторая крайность, которая тоже становится грехом.

Поэтому если мы с вами не можем спокойно относиться к животным, так, что я знаю, что вот умирает какой-нибудь щеночек или домашнее животное (у меня просто есть знакомые, которые так переживали, столько слез пролили, такая трагедия была… Я просил их больше не заводить животных!)… Нельзя так возвеличивать животное, чтобы ставить его выше других людей: это горе они изливали на других, из-за этого другие люди страдали… Не должны люди страдать из-за тех, кого Господь дал нам, чтобы через них мы учились милосердию, разным добродетелям в том числе, но не ставили их на один уровнем с образом и подобием Божиим.

– Есть еще крайность, когда люди как бы делают из животных кумира для себя: они их приводят в особые собачьи или кошачьи парикмахерские или вызывают мастера на дом, делают им модные стрижки, маникюр – это ведь тоже грех?

– Конечно, всякая крайность – это грех. Господь дал нам животных – в услужение в том числе, чтобы они служили человеку, и, делая из них кумира, мы нарушаем заповедь не сотвори себе кумира.

Всячески мы должны помнить, что Главный в этом мире – Господь; Он говорит, что все десять заповедей сводятся к двум заповедям о любви: возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой и всей жизнью и ближнего своего, как самого себя. Апостол Иоанн Богослов говорит: кто говорит, что любит Бога, но не любит ближних, тот лжец, – и нигде Священное Писание не говорит о любви к животным, нигде не говорит, что мы животных должны возводить до уровня фактически кумира. Святые отцы призывают нас жить по Евангелию – так давайте, братья и сестры, будем внимать словам Господа нашего Иисуса Христа.

– Когда животные дома, они в холе, в неге – а бездомные животные? Иногда идешь по улице и видишь: там собака, кошка или птица, затравленный взгляд, тощие бока, животное голодное. Должны ли люди как-то и о бездомных заботиться?

– Мы обязаны о них заботиться, но всегда мы должны прежде всего ставить во главу интересы людей. Например, как я знаю, в некоторых районах есть женщины, которые ухаживают за кошками, собирают их полную квартиру, – а людям потом просто жить невозможно: у кого-то аллергия, у кого-то дети, которым потом не дают эти животные спокойно из подъезда выйти или по двору пройти.

Мы должны прежде всего исходить из интересов людей – и с учетом интересов людей всячески помогать нашим братьям меньшим… Увидели, что голодный, – накормить, болен – отвезти к ветеринару. Есть возможность приютить дома – приютите, но не забывайте, что человек – это тот, кого мы прежде всего должны любить, и с учетом интересов человека мы должны помогать братьям нашим меньшим, которых Бог нам дал в управление.

– Мы видим иногда ситуацию, когда голодные животные, собаки собираются в стаю и составляют угрозу для людей; их начинают отстреливать. Как Вы к этому относитесь?

–Отстреливать, может быть, не совсем правильно: есть питомники для бездомных собак, более гуманные средства. Но в любом случае мы должны обезопасить людей. Я живу в частном секторе и знаю, что у меня дети несколько раз пострадали от таких свор собак. И естественно, когда речь касается конкретно тебя и ты понимаешь, что либо ты сам, либо твои дети могут пострадать, то надо принимать меры – с учетом того, что эти меры должны быть добрые в отношении собак. У нас в Астрахани существуют проблемы с питомником для диких животных, давно уже идет речь о его строительстве, но можно было бы общественности объединиться, найти возможность, ресурсы изыскать и организовать такой питомник для бродячих животных.

– Скажите, пожалуйста, как Православная Церковь относится к убийству животных на охоте, на рыбалке не ради пропитания, а ради спортивного интереса, ради удовольствия, к такого рода хобби?

– Есть заповедь не убий – она относится прежде всего к людям, но в том числе она относится и к братьям нашим меньшим. Вот в какой части: если мы убиваем животное для пропитания человека, то в этом нет никакого греха. Даже в Апостольском правиле сказано: «Аще кто гнушается мяса как творения Божия, тот да отлучен будет от Церкви» – Бог дал нам животных в том числе и в пропитание.

Но кто убивает животных не для пропитания, а просто из удовольствия, которое он получает от убийства, от смерти, какой-то азарт у него появляется в душе, – это грех. Охота ради удовольствия – это по своей сути грех: Бог нам дал животных прежде всего в служение, в том числе как пропитание для человека, и мы должны относиться к животным так, как заповедал Господь, – и никак иначе.

– А почему животные тянулись всегда к святым?

– Господь дает нам познать Свою любовь через Своих святых. И в святых мы видим эту Божественную любовь в той мере, на которую способен только человек.

 Мы знаем преподобного Герасима Иорданского, исцелившего льва, который потом служил монастырю и носил воду в монастырь вместе с осликом, преподобного Серафима Саровского, который ухаживал за животными, кормил диких животных, и так далее. Мы видим в житии преподобной Марии Египетской, как лев ископал ей могилу, когда преподобный Зосима не знал, как ее похоронить. И много свидетельств об этом, и все это говорит, что когда человек близок к Богу, то весь мир, сотворенный Богом, начинает ему служить, его слушать, и через этого человека Божественная любовь изливается в том числе и на этих животных.

– Большое спасибо. Я хочу подытожить. Любителям животных отрадно слышать, что есть и такие теории, причем святых отцов, что душа кошки или собаки, или любого другого животного не рассыпается, а может быть (мы не знаем точно) и в вечности. По-моему, Феофан Затворник говорил, что есть такая «мировая душа», а еще один святой говорил, что, возможно, есть какая-то «мировая душа» собаки или кошки, куда сливаются души животных. И наверное, нас тоже должно радовать, что и братья наши меньшие будут жить в вечности и, быть может, тоже воскреснут.

– Божия любовь безгранична, и чем больше мы познаем Бога, в том числе через его творение, через животных, тем больше для нас надежды, что в этой любви окажемся не только мы, но и все, за кого мы молимся и за кем мы ухаживаем, кого Господь нам вручил. Нужно вручить свою жизнь и жизнь всех наших ближних, в том числе и жизнь братьев наших меньших, животных, в руки Божественной любви.

Ведущая Римма Хохлова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать