Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

20 января 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Темна вода во облацех. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.
 

Пролетали, сокрывая солнце, 
как разнообразные века, 
как рыбешки в озере на донце, 
как святые мысли, – облака. 
Облики, обетованья видя, 
писанные кистью ветерка, 
в Греции, Египте, Атлантиде 
полюбили люди облака. 
Облачаясь в белые одежды, 
возвращаясь в дом издалека, 
сохраняя чудные надежды, 
для сравненья брали облака. 
Обеленье снегом, одожденье, 
появленье на жаре тенька, 
Вознесенье и Преображенье – 
всюду пригодились облака. 
Облака рассвета и заката, 
ночи и полудня хороши. 
Все они поют, зовут куда-то 
часть отмытую запачканной души. 
Обелиски тем, кто без надгробья, 
обличенье тем, кто в землю врос, 
Богословия сердечного пособья, 
заменители апостолам колес – 
вот что вы, прекрасные скитальцы. 
Перелет в Москву, с земли уход 
к вам приблизят. Осязают пальцы 
Облако невызревшее – лед. 
Головой своей холодно-скользкой 
ощущаю, что война близка. 
Жар событий обернется пользой – 
льдины превратятся в облака.

Такое описание круговорота воды в природе, такое духовно-поэтическое восприятие облаков предлагает нам иеромонах Аверкий (Белов), автор только что прочитанного мною стихотворения.

Здравствуйте, уважаемые зрители! С вами «Встречи на Святой Земле». Разговор об облаках (и не только о них) продолжим вместе с Анной Мусан-Леви, нашим постоянным проводником по Святой Земле, гидом паломнической службы «Радонеж».

Анечка, здравствуй! Ты предложила для сегодняшней программы фразу «темна вода во облацех». Честно говоря, в разговорной речи я ее ни разу не слышала, поэтому и начала со стихотворения отца Аверкия, которое тоже касается облаков.

– Стихотворение замечательное, трогательное до слез. А то, что фразеологизм «темна вода во облацех» не используется в современной России, меня, честно говоря, удивило.

«Темна вода во облацех» – так говорили наши бабушки и прабабушки, когда хотели сказать о какой-то тайне, о чем-то неразгаданном, нам неизвестном. Например, даже в такой бытовой ситуации, когда речь шла о какой-то краже или взятке и толком было непонятно, что случилось, только ясно, что результат таков. И могли сказать так: «Ну, а что там произошло… Знаешь, темна вода во облацех». То есть нам этого не узнать, не понять. Это очень глубокое выражение, и корни его лежат не в народной речи и не в художественной литературе, а в Священном Писании.

Поговорить об этом выражении и задуматься о нем особенно стоит в эти рождественские и святочные дни, потому что само это выражение находится в контексте 17-го псалма, который открывает третью кафизму Псалтири. Это выражение впрямую относится к описанию снисхождения Божьего на землю, это образное описание – как это обычно бывает в псалмах –Рождества Христова.

Тебе это кажется невероятным и странным, но давай просто прочитаем фрагмент, потому что любую цитату надо смотреть в контексте. Невозможно понять выражение, не посмотрев, о чем, собственно, говорится.

17-й псалом был написан Давидом, когда Господь избавил его от рук всех враг его и от руки Саула. Сначала Давид говорит, что была беда – нашествие многих врагов; и Господь услышал его глас и избавил от них. И вдруг дальше как бы отдельная вставка, которую библеисты, исследующие псалмы как литературу, считают наиболее древней. Если, как они говорят, можно сомневаться, что псалом написал сам Давид, то о средней части, в которую как раз входит фраза «темна вода во облацех», нет сомнений, что это очень древний текст, написанный самим Давидом или его современниками. Это наиболее древняя часть псалма.

После того как Давид сообщает, что воззвал к Богу, и Господь услыша от храма Святаго Своего (фраза, тоже наверняка известная церковным людям), и спас его, описывается какая-то фантасмагоричная сцена; такое впечатление, что это из пророка Иезекииля – о схождении Божьем на землю. Вот как пишет Давид:

И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог.

Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него.

И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его.

И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню.

И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных.

От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное.

И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой.

(Пс. 17, 7-13)

Это описание на первый взгляд кажется нам просто ветхозаветным описанием  плохой погоды: бури, грозы. Но это плохая погода для России, а для нас просто замечательная, потому что у нас дождь очень важен: для урожая, для жизни людей на территории этой земли. Но в данном случае есть еще и ощущение того, что этой бурей, дождем Господь мог помочь Давиду преодолеть его врагов. Это довольно поверхностное толкование, которым, кстати, ограничивается «Толковая Библия» профессора Лопухина. Но если мы обратимся к святым отцам (в частности, я очень люблю толкование псалмов Афанасия Великого), то для нас откроется тайна этих слов. Каждый ра, когда я читаю этот псалом, мне кажется здесь что-то мистическое и таинственное, а не просто описание дождя и грозы. Все же здесь есть какая-то глубокая тайна.

Преподобный Афанасий Великий, святой отец IV века,  объясняет нам эти слова, и мы выясняем, что описанные здесь горы – это лжепророки и лжеучения, которые в обилии были перед пришествием Христовым, а также вообще люди, творящие всевозможные грехи, находящиеся во тьме язычества и идолослужения.

И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. То есть Господь прогневался на нечестие людей, и это предшествовало Его пришествию на землю, как объясняет Афанасий Великий.

 Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится... Огнем Своего Божественного пришествия Господь попаляет другой огонь – огонь страстей, грехов. Как мы говорили в прошлых передачах, Божественный свет и Божественный огонь – это на самом деле одно и то же. Просто, как говорит святитель Григорий Богослов, для одних это свет, а для других этот свет огонь, смотря по тому, что Господь находит в человеке. То есть для людей доброй жизни это свет, просвещающий всех, а для злых людей, для тех, кто тяготеет к греху, этот же Божественный свет оборачивается Божественным огнем. Здесь как раз описание того, как от лица Божьего огонь снисшел на землю и попалил все греховное. Пришествие Господа было испытанием для людей. То есть чем для вас окажется это пришествие? Окажется светом – и вы пойдете за ним? Или окажется огнем, который будет попалять, жечь ваши страсти и нераскаянные грехи?

И приклони небеса, и сниде...Те, кто ходит в храм, конечно, слышали в рождественских стихирах слова о том, что небеса преклонились к земле и Господь снизошел на землю. Это есть и у апостолов, и во многих других текстах. Рождество Христово – это соединение неба и земли, небо приклонилось к земле, и Господь сошел.

...и мрак под ногама Его. Это удивительная фраза. Словом мрак в русском языке мы передаем понимание того состояния, в котором Господь являлся Моисею, – во тьме на горе Синай. Потому что тьма, которая по-русски называется именно мрак, – это состояние, где ничего нет и там присутствует Господь. Святые отцы, подвижники, старцы, не только древние, но даже современные, рассказывают, что когда серьезно занимаешься Иисусовой молитвой, наступает момент, когда чувствуешь пустоту: все помыслы уходят. Ведь когда мы молимся, наши помыслы роятся как комары и мухи. И чем больше мы пытаемся сосредоточиться, тем больше в нашу голову лезет всякая чушь: какие-то картины из прошлого, какие-то мысли о будущем.

Кстати, по этому можно хорошо определить, чем ты духовно болеешь. Потому что если человек любит жалеть о прошлом, то на молитве ему, скорее всего, будут приходить какие-то мысли, ассоциации из прошлого, иногда даже приятные, но отвлекающие от молитвы. Если кто-то сильно беспокоится о своей жизни, о будущем, то ему, скорее всего, будут приходить мысли о том, что надо куда-то срочно позвонить или что-то сделать. У кого что. Если кто-то, не дай Бог, одержим блудной страстью, то будут представляться некие картинки из журналов.

А вот когда святые отцы, подвижники, старцы очищают сердце слезами, покаянием, молитвой – этими серьезными духовными упражнениями, то они приходят в такое состояние, когда на молитве у них нет помыслов. Наступает тишина, и они как бы опускаются во мрак, не тьму. По-русски это именно мрак – состояние, где ничего нет. И там им начинает брезжить Божественный, Фаворский свет, который они способны видеть. То есть Господь сходит в той тишине, которая передается ветхозаветным языком как мрак – отсутствие всего. Но это не тьма, которая является чем-то зловещим, в русском языке в том числе.

Как объясняет Афанасий Великий, Господь покрыт для нас мраком неизведанности, неведения. Мы не можем до конца знать и понимать Его, есть великая тайна между нами и Богом. И наше общение с Богом – это тайна, у каждого человека оно абсолютно свое, и каждый должен искать этого общения, потому что никто тебя ему не научит. Это дело абсолютно сердечное. Даже старец, духовник дает монаху путь, но идет по нему человек сам и, соответственно, сам находит общение с Богом. Это действительно тайна. Опять же в русском языке есть выражение: «тайна, покрытая мраком». То есть здесь мрак не в негативном значении.

И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. Здесь Афанасий Великий указывает на два значения. Во-первых, это прообраз Вознесения Господня, потому что Господь действительно был восхищен, как далее говорится, как на облацех. И во-вторых, это скорость, с которой приходит помощь Божия. Господь порой так быстро откликается на наши молитвы, как будто приходит нам на помощь на криле шестокрылых херувимов, моментально исполняющих волю Божию.

И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его... Афанасий Великий говорит, что окрест Его селение Его – это Святая Церковь; и в этом также ссылается на апостолов.

...темна вода во облацех воздушных. Все это для нас неизведанно, непонятно, чудесно, мы только можем верить в это и благодарить за это.

Вернемся к нашей фразе «темна вода во облацех небесных».  Почему именно образ облаков? Понятно, что образ туч, облаков, несущих нам плодородную воду, которая дает жизнь, – это тоже ветхозаветный символ. Но ведь еще во облаках часто сходил Дух Святой. Мы знаем, что Он сошел в облаке на Фаворе, и верх Синая тоже покрыло облако. Афанасий Великий называет облаками апостолов и пророков и говорит, что иногда темны для нас учения пророков, но пришествием Христовым они открываются для нас и объясняются многие их слова, которые до того мы не понимали. То есть святитель предлагает очень многоплановое понимание облаков.

Я не случайно предложила эту фразу: читала три дня тому назад этот псалом и увидела «воды в облаках» (к тому же недавно у нас был дождь), и у меня почему-то сразу возникла мысль о Крещении Господнем, празднике, который мы ожидаем совсем скоро. Потому что животворящие Иорданские воды – это тоже потрясающий символ. Иордан не живет без воды, выпадающей из этих облаков, дождевая вода питает его, иначе он пересохнет и погибнет. Поэтому Иордан очень сильно разливается зимой и сильно усыхает летом. Кроме того, сам образ этой животворной воды, которая хотя и темна, присутствует. И уже после Вознесения Господня, после того, как Господь «взыде на Херувимы, и лете, лете...» (если брать толкование Афанасия Великого), мы приходим к этой воде в облаках – это Дух Святой, Которого Господь дал апостолам после Своего Вознесения. Действительно, мы знаем, что в церковных песнопениях, стихирах и тропарях Крещения Иорданские воды называются проистекающими в жизнь вечную. Господь говорил: «Аз есмь источник воды живой».

Вода, символ, совершенно понятный для нашего региона, получает в Священном Писании совершенно другое значение. Значение таинственное, мистическое. И путь между Рождеством и Крещением  мы можем пройти, читая 17-й псалом Давидов.

– Анечка, огромное тебе спасибо. Будем надеяться, что это открытие облачных и заоблачных тайн продолжится с твоей помощью в нашем эфире.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Юлия Подзолова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать