Союз онлайн: Встречи на Святой Земле

12 декабря 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Волк в овечьей шкуре. Ведущие - Анна Мусан-Леви и Светлана Ладина.

– Здравствуйте, друзья, посмотрите, какое странное существо у меня в руках: непонятное, зато белое и пушистое. А ведь если ему удастся жалобно заблеять, то мы с вами, прямо как три поросенка, поверим, что это бедная маленькая овечка, которая отбилась от стада и очень устала. Однако что-то подозрительное проглядывает сквозь эту «белость» и пушистость. Конечно, так и есть! Под овечьей шкурой, но как будто под овечьей шкурой, прячется волк. Надо сказать, что ситуации, подобные этой, случаются не только в сказках.

Милостью Божьей, хоть и с большими трудностями, но все-таки продолжаются наши встречи на Святой Земле, и продолжается цикл программ, в ходе которых мы с вами находим библейские корни и смыслы широко употребляемых слов и фраз.

Про волков в овечьей шкуре мы поговорим с нашим постоянным проводником по Святой Земле, гидом паломнической службы «Радонеж» Анной Мусан-Леви.

Анечка, здравствуй!

– Здравствуй!

– У меня тут есть злобный волк и то, что прикрывало его личину, это, конечно, не совсем овечья шкура, а на самом деле игрушечная борода Деда Мороза, но она похожа: такая же кудрявая и белая. И даже есть три поросенка. Собственно говоря, волки в овечьей шкуре знакомы нам и по басням Крылова, и по незабвенной сказке про трех поросят. Но изначально предостережение бояться их прозвучало все-таки не в сказках и не в баснях.

– Традиционно считается, что в Евангелии. Действительно, Господь в Евангелии от Матфея предупреждает: «Бойтесь лжепророков, что как волки в овечьей шкуре. Выглядят как овцы, а внутри суть хищницы». Вообще очень спорный вопрос, откуда это выражение вообще произошло. Но однозначно, что именно такой смысл придал ему Спаситель.

В баснях Эзопа мы находим повествование о волке, который переоделся в овечью шкуру, и таким образом попал в загон для овец. Он уже собирался съесть овечку, когда поздно вечером, уже в полумраке пастух пришел выбрать себе овечку на ужин и – выбрал волка в овечьей шкуре. И убил его, не зная, что это волк.

Здесь получается другой смысл: эта басня предостерегает тех, кто скрывается под чужой личиной, под личиной добра в данном случае, о том, что они могут сами же и пострадать. А у Спасителя, наоборот, предостерегаются жертвы, которые могут оказаться обманутыми вот этими скрывающимися за овечьим видом злодеями.

Откуда Господь взял этот образ? Конечно, Он не придумал образ волка в овечьей шкуре, и сам, скажем так, принцип, когда что-то может скрываться под чем-то, в частности используя для этого шкуру животного.

Достаточно вспомнить книгу Бытия. Помнишь, когда Иаков приходит к отцу своему Исааку за благословением. А благословение полагалось его старшему брату Исаву. Исаак был слеп, и Иаков так обманывает отца: он надевает вывернутую шкуру козла, и Исаак, ощупывая его, чувствует, что этот сын волосатый, а волосатым был как раз Исав, его старший брат. Так Исаак принимает его за старшего сына и дает ему благословение.

То есть ход, что кто-то может скрыться под личиной кого-то другого, используя шкуру животного, как в данном случае, был известен. Я думаю, что это вообще очень древний прием, точно так же, как и волк – очень древний персонаж. Встречается он и в месопотамской культуре, откуда как раз родом Авраам и откуда, соответственно, пошел народ израильский. И у греков, и у римлян волчица кормила Ромула и Рема.

Такой интересный момент: у некоторых народов волк – это доброе животное, но у большинства, мы все-таки чаще встречаем волка как олицетворение чего-то злого, жестокого, демонического. И если волк – доброе животное ,как, например, в некоторых германских эпосах или опять же у римлян, то это только потому, что эти народы выше всего другого ставили воинственность, воинскую силу, мужество, ловкость, и волки этим как раз и обладают.

И вот Господь как бы совершенно по-другому раскрывает перед нами этот древний образ. Он предостерегает нас бояться того, что зло часто выступает под личиной добра. И эти образы волка и овцы опять же были очень близки израильскому народу, который издревле занимался в основном скотоводством, и соответственно, пастушеское ремесло было всем известно, и все знали, какая опасность волк.

Наши волки – это так называемые аравийские волки. Они меньше, чем серый европейский волк, но, однако, не менее лютые и свирепые. Сейчас их практически нет в Израиле, потому что в свое время на них много охотились, еще в XIX веке. Живут они только на юге Израиля и в небольших количествах. Что интересно, этот волк, действительно, олицетворение такого злого начала. Даже зная какие-то его повадки, можно судить: во-первых, эти волки не воют, они и живут, и подкрадываются совершенно бесшумно. Никто никогда не слышал их голоса, они все делают как-то молча. Кроме того, они не охотятся стаями, а по одному или маленькими группами: три-четыре волка. Опять же стаю волков пастуху легче определить: услышать их вой или увидеть их издалека. А когда это один волк, то увидеть его очень сложно, тем более, что обычно они нападают ночью.

И Господь действительно очень точно выбрал именно аравийского волка, знакомого людям, чтобы показать, как коварно бывает зло. И в нашей жизни мы сталкиваемся с этим все чаще и чаще. Потому что, например, когда это были Гитлер,  какие-нибудь еще диктаторы, или однозначные злодеи, все-таки большинству было видно, что это злодеи. И все достаточно просто и открыто, понятно, где враг, то сейчас все более и более замаскировано, все более тонко подходит зло. Оно, как мне кажется, подкрадывается в основном в виде технологии. Это мое ощущение. Это технологии, которые вошли уже во все области нашей жизни. Притом они несут нам облегчение нашего труда, гарантию, например, медицинское обследование сейчас все компьютерное. Врачи, по-моему, вообще забыли, как осматривать пациента руками, они едва смотрят тебе в лицо, так как смотрят в компьютер и на результат анализа, сделанного опять же компьютером, и т.д. Технологии дают нам скорость, как нам кажется, дают нам массу жизненных удобств, однако происходят страшные вещи.

Я недавно читала в Интернете, что врачи какого-то исследовательского института за рубежом (сейчас не помню, где точно) проводили обследование новорожденных маленьких детей. Дети, которые рождаются от поколения молодых людей 1990-х, 2000-х годов, практически живущих в компьютере. И на работе, и дома, и в транспорте – везде они постоянно находятся в компьютере,  работают на нем, играют в игры, смотрят новости, читают какие-то вещи, которые им нужны. Так вот у этих детей уже атрофированы некоторые части мозга, они физически уже не могу делать какие-то вещи. В основном имеется в виду концентрация внимания, способность его удерживать.

Если взрослый человек может смотреть на экран компьютера 60 секунд читать и анализировать, выбирать: мне это нужно или мне это не нужно, а надо нажать клавишу и перейти на другую страницу, то современные подростки могут смотреть не более 10 секунд и сразу делают выбор, зачастую неправильный. Это не значит, что они намного «продвинутее»  нас и у них больше развита способность анализировать информацию. Они просто ее не анализируют, а просто нажимают, они привыкли получать результат «методом тыка», и в прямом, и переносном смысле слова.

И вот говорят, что маленькие дети тех родителей, которые действительно живут в компьютере, даже с предметами общаются иначе, чем дети того немногого количества родителей, которые все-таки не живут пока еще в компьютере. Этим детям надо нажать – и получить. Если не нажимается, то им уже этот предмет не интересен. Откуда это у крохотного ребенка? Генетика существует. И это намного страшнее и серьезнее, чем мы думаем.

Опять же средства массовой информации, государственные каналы, которые изобилуют программами, просто вредными для человека, которые как матрицу ставят человеку в голову определенные хотения, желания, как бы определенные штампы восприятия жизни вокруг. Вот это – хорошо, это – плохо. Почему? Не знаю почему, так вот чувствую. А почему я так чувствую? Потому что телевизор так вложил, и человек сам уже не думает. Это очень серьезные вещи, а вроде бы что плохого в телевидении? Оно может и добрые передачи нести, и информацию передавать. Мы, например, узнаем, что где-то наводнение, встанем, помолимся, а так бы и не узнали. А мне иногда кажется, ну и что, что не узнали бы.

Например, у меня телевизора нет, я не знаю никаких новостей вообще. Но мы же молимся каждый день утром, и своими словами можно просить: «Господи, помилуй всех, у кого сегодня наводнения, или, может быть, катастрофы, или тех, кто, может, в больнице умирает. Прости, помилуй, спаси и сохрани всех голодающих, страждущих». Зачем для этого точно знать, в каком месте какой самолет разбился, или сколько человек наводнением смыло? От этого ничего не будет, кроме того, что ум рассеивается и на молитву не остается ни времени, ни сил, ни мыслей.

Поэтому, что и говорить, тоже очень актуальная тема: волк в овечьей шкуре. Опять же нужно очень много рассуждения, внимания, чтобы этих волков отличать и за овечек пушистых их не принимать.

– Анечка, очень интересно ты развернула этот разговор. Я думала, мы будем говорить именно о лжепророках, которые приходили и во времена Господа, и после, и до сих пор активно действуют. Но, может быть, это более традиционное толкование, которое наши зрители и сами прочитают или услышат, и уже многократно слышали. А то, что волком в овечьей шкуре является его величество комфорт, его величество прогресс, это, наверное, нам сейчас даже более важно услышать, чем все то, о чем я сказала раньше.

Спасибо, Аня, тебе большое! Друзья, очень-очень сильно прошу ваших молитв за продолжение наших встреч на Святой Земле. Видите, у нас был очень долгий перерыв в силу непреодолимых обстоятельств. Вот чтобы обстоятельств, которые не дают нам записывать программу, было поменьше, чтобы у Анечки было побольше сил и возможностей, пожалуйста, молитесь о рабе Божией Анне и обо всей ее семье.

Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать