Союз онлайн: Вдохновение Святой Земли

25 сентября 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Свет и воздух Палестины на живописных полотнах Василия Поленова. Рассказывает Анна Мусан-Леви. Ведущая Светлана Ладина.

– Готовясь к этой программе, я вспомнила давнишнюю семейную поездку в Санкт-Петербург. Тогда нашего шестилетнего сына очень впечатлил Эрмитаж. Только в Рыцарский зал мы несколько раз возвращались по его просьбе; артефакты Египетского зала также очень заинтересовали нашего дошкольника. А вот в Русском музее ему было тягостно: одни картины… И вот когда старшие члены семьи в очередной раз надолго остановились у какого-то шедевра, а младший откровенно страдал и мучился в ожидании, смотрительница сказала ему: «А ты знаешь, у нас есть огромная картина, на которой изображен ослик. И вот этот ослик, куда бы ты ни пошел, направо или налево, всюду будет сопровождать тебя глазами».

Что и говорить, очень выручила нас тогда картина Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница». Конечно, она была не про ослика, но ослик с удивительным взором действительно там присутствовал. О вдохновении Святой Земли в творчестве Поленова нам расскажет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. На связи Иерусалим.

– Если говорить о живописи Святой Земли, первое имя, которое всплывает в памяти, это вовсе не Поленов, а Иванов, его картина «Явление Христа народу». Правда же? На самом деле Поленов – единственный из русских художников, и вообще художников мирового масштаба, смог с максимальной полнотой и точностью отразить в живописи евангельскую тему. Действительно, ничего подобного циклу «Из жизни Христа», созданному Поленовым, нет даже в мировой истории живописи. Говорят, что было семьдесят две картины, но до нас дошли не все. Однако даже сохранившиеся полотна заслуживают большого внимания. Как тебя, Света, так и меня в известных личностях, будь то художник, музыкант, поэт, всегда интересует его путь к Богу, его отношение ко Христу, какие-то неуловимые жизненные моменты, приоткрывающие его внутренний мир, и, естественно, с Богом, потому что без этого и не может быть настоящего внутреннего мира. Точно так же и с Поленовым. Если рассматривать его полотна, читать исследования о нем, то это очень интересная история.

Начнем уже с того, что Поленов родился в очень необычной семье. Его отец был достаточно известным археологом и страстным библиографом, книголюбом, оставившим много интересных научных трудов. А мать была женщиной набожной, верующей, и изумительной художницей. Считается, что свой живописный талант Поленов как раз унаследовал от нее. Также как именно от матери он узнал о Христе, поскольку его растили как мальчика верующего, как и было принято в XIX веке. Естественно, его водили в храм, причащали.

Впоследствии, когда Поленов поступил в Художественную академию и университет, там были разные преподаватели. Они оказали на него, скажем так, нехорошее влияние, как считала его мама, которая очень за это переживала. Поленов заразился социал-демократическими идеями, как нередко происходило в то время с молодыми людьми. И вот Христос перестает быть для него Богочеловеком, Спасителем, как его учили в детстве. Пытливый ум юноши пытается понять историчность евангельских событий, что-то себе объяснить и доказать, поэтому Христос становится для него очень интересной исторической личностью. Всю свою жизнь Поленов собирает сведения о жизни Христа, не только читает Евангелие, но и пользуется всевозможными апокрифами и различной литературой о Христе (к сожалению, в основном западной). Если бы он читал святых отцов, может быть, его мысль развивалась в несколько другую сторону (о чем мы еще поговорим сегодня).

В молодости Поленов, будучи талантливым художником, пытается доказать себе и окружающим именно историчность Христа, историческую ценность Его личности. В одном из писем он так и пишет: «Меня с давних пор интересует все, что относится до личности еврейского раввина Иисуса, по-арамейски Иешуа. Все, что дала нам о Нем история, легенда, поэзия, – все это было мне всегда в высшей степени дорого». Таким образом, от веры в Бога Поленов отходит, а Христа любит – такая необычная ситуация. На самом деле это известная ситуация, мы называем ее протестантским подходом к личности Спасителя. Вообще понятие исторического Христа нам подарили протестанты, потому что, если мы вдумаемся в евангельский рассказ именно с точки зрения истории, там есть очень много проблем. Не секрет, что библеисты мирового уровня, занимающиеся Новым Заветом, не могут договориться между собой во многих пунктах, не могут решить те проблемы, которые есть в евангельском тексте. Они касаются некоторых исторических моментов. Самый распространенный – то, что у иудеев не было обычая отпускать на праздник преступника. Да, мы знаем, что в Евангелии Пилат говорит: обычай имеете отпускать, и отпускают Варавву. Роль Синедриона в осуждении Христа тоже вызывает массу вопросов и споров, потому что Синедрион не мог вынести такое решение. Если говорить с точки зрения истории, то в Евангелии очень много проблем. Тем не менее мы знаем, что это единственная книга о Христе, никаких других более полных источников о Христе нет. Евангелие – это книга богочеловеческая, ее нельзя воспринимать только как исторический рассказ. А вот Поленов как раз к этому стремился и, пытаясь доискаться до истины, найти следы живого человека Иисуса, отправился в путешествие на Восток. То есть его паломничество сюда носило чисто научный характер – он собирал материал для цикла картин о жизни Спасителя.

Поленов дважды бывал на Востоке, и каждый раз его путешествие длилось чуть ли не по году, потому что он объезжал и Ливан, и Сирию, и Египет. Везде он делал массу эскизов, набросков, собирал все, что могло ему пригодиться. Как Паустовский для книги «Золотая роза», так же – по крупинке, по мелочи – собирал свой материал и Поленов. Он очень много читал. Как настоящий ученый, он глубоко и дотошно исследовал любые сведения об эпохе того времени: как люди одевались, как ходили, что ели, как могли выглядеть – всё, чтобы создать образ живого человека Иисуса. И он этого достиг. Когда мы смотрим на его картины, то видим совершенно потрясающие безлюдные пейзажи (Мертвое море, Галилейское озеро), которые поражают точностью не только красок (это понятно), но и передачи тех состояний и ощущений, которые возникают на Святой Земле. Те, кто не бывали у нас или не имеют возможности приехать, смотрите картины Поленова: это лучше, чем фотографии, потому что это взгляд художника, который изнутри почувствовал свет, воздух, запах Святой Земли и потрясающе его передал.

Что касается Христа, тут возникает целый ряд проблем. Спаситель на картинах Поленова – человек. Человек необыкновенно умный, красивый, замечательно сочетающийся с природой, камнями, зданиями, местностью, со всей той обстановкой, в которую Его помещает Поленов. Христос в его картинах – это воплощение тех идей гуманизма и идеала человека, которыми был полон Поленов. Насколько я знаю, он до старости сохранял такое отношение ко Христу и христианству. И тем не менее для нас, верующих людей, которые видят в храме святые иконы, в этих картинах чего-то не хватает. Не хватает божественности, тайны, подлинного образа Христа. Здесь мы как раз видим, что протестантский подход – попытаться найти исторического Иисуса и через это уверовать или объяснить себе, Кем был Христос, и так найти для Него какое-то место в своей жизни – ложный. Если Христос был просто историческим лицом, просто человеком, тогда многое из того, что было написано в Евангелии, – чушь. И тогда вообще непонятно, зачем Им интересоваться, ведь было очень много интересных исторических личностей.

– По апостолу Павлу: если Христос не воскрес, то тщетна вера наша.

– Абсолютно. А если ты изучаешь Христа по Евангелию, сразу исчезают идеи гуманизма. Вспомни: враги человеку домашние его. Какой уж тут гуманизм? А когда Христос как пророк говорит о разрушении Иерусалима, о том, что камня на камне не останется и горе кормящим в те дни, пусть они бегут в горы, какой здесь гуманизм? Это абсолютно не похоже на какие-нибудь пацифистские, гуманистические идеи. Кроме того, мы знаем, что Христос не был, а есть, Он живой Бог наш. Соответственно, если мы хотим найти Его образ, то кроме Евангелия нужно обязательно читать святых отцов, потому что святые отцы через Духа Святаго имели в своем сердце подлинный образ живого Спасителя. Аскетам, монахам, подвижникам, которые умеют молиться по-настоящему, очищают свое сердце покаянием и большим духовным трудом, Господь дает Свой образ как «Нерукотворный Спас», дает его в сердце, и человек получает этот образ подлинным – таким, каков Он есть. Как мы можем вместить его, ведь Бог непостижим? Даже самые великие святые могли иметь в себе только малую часть образа Христова. Человек может, скажем так, увидеть Бога: чистые сердцем Бога узрят, но через ученость, через историю, топографию, географию, Христа, к сожалению, не найдешь. Ты найдешь человека Иисуса и получишь вместе с этой находкой целый караван вопросов и исторических проблем. Недаром великие ученые-библеисты и прошлого и современности бьются над ними, но решить не могут, потому что очень многого мы не знаем.

Можно задуматься: а почему в Евангелии так много недосказанного? Ведь даже мы, гиды, часто сталкиваемся с тем, что в Евангелии нет точного указания места, где произошло то или иное событие. Да, мы, слава Богу, знаем, что Назарет – это Назарет, Вифлеем – это Вифлеем. Но подписаться под тем, что именно здесь был дом Божией Матери, мы не можем. Этих сведений нет, это предположение, наиболее вероятное место, и археологические раскопки до конца этого не доказывают, к сожалению или к счастью. Ведь если бы это было необходимо для нашего спасения, Господь бы указал на это в Евангелии. Но именно для того, чтобы люди не сотворили кумира из земного Иисуса, Господь скрыл какие-то моменты, которые постигаются исключительно верой, молитвенным опытом.

Петр Андреевич Вяземский, о котором мы говорили в прошлой передаче, как раз тяготился постоянными объяснениями проводников, их попытками доказать ему, что именно здесь происходило событие. Как человек образованный, он смотрел критично и понимал: может быть, данное событие происходило не точно на этом квадратном метре. Вяземский говорил: кому недостаточно Евангелия, тому и точное топографическое определение места, где совершилось то или иное событие, ничего не даст, никак его не обогатит. Чего нет в Евангелии, того нам и не нужно знать, довольно с нас того, что это происходило на Святой Земле.

Возвращаясь к Поленову, можно сказать, что если мы хотим увидеть Господа, надо молиться Спасителю. Если мы хотим увидеть живописный образ Христов, нужно смотреть на иконы, особенно византийские, где символическими средствами передается невидимое – богословский смысл образа Спасителя, глубокое богословие богочеловечества Христа. Передается оно именно через икону, не языком итальянской реалистической живописи, который изучал Поленов, а совсем другими техническими средствами, иным языком, которым говорят иконы. А если хочется увидеть наши пейзажи, почувствовать этот белый свет… Знаешь, моя дочка иногда говорит: «Мама, если мы когда-нибудь уедем в другую страну, единственное, по чему я буду скучать, – по этому белому-белому свету, который здесь на камнях». Действительно, это особый свет, который невозможно описать, надо здесь побывать, но картины Поленова передают это совершенно потрясающее световое ощущение.

– Спасибо тебе большое! Как всегда, прошу молитв наших зрителей за Анну, ее большую семью и за продолжение наших встреч на Святой Земле, которые сейчас дышат вдохновением Святой Земли, как мы и назвали новый цикл.

Ведущая Светлана Ладина

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать