Союз онлайн: Спросим Островского

14 августа 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Как полюбить духовное чтение? Ведущие отец Павел Островский и Светлана Ладина.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Здравствуйте, друзья! В эфире наша новая программа «Спросим Островского». Ведут эту передачу в рамках проекта «Союз онлайн» священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме города Красногорска, и Светлана Ладина. Точнее – я задаю вопросы, а батюшка дает ответы.

Отец Павел, здравствуйте! Благословите.

– Здравствуйте! Бог благословит!

– Чтение – лучшее учение; книга – лучший подарок. Это мы знаем с детства. А когда входим в Церковь, в нашей жизни появляются и духовные книги. И мы понимаем, что их, если даже не хочется, надо читать. И вот это самое «надо» иногда становится дамокловым мечом. Но понимаешь, что без этого ты так себе христианин, потому что не настраиваешь себя на нужные ноты, которые теряются в повседневной жизни. Если вечером пришел и немножко не почитал или с утра не нашел пяти минут для духовного камертона, то потом все расстраивается, растекается – и начинаешь мыслить категориями мира сего; образ мыслей праведных очень далеко. Но, с другой стороны, именно полюбить духовное чтение крайне сложно. Есть какие-то рецепты и советы в этом направлении?

– Мне кажется, прежде чем говорить о любви к духовному чтению (а это довольно сложно), хорошо было бы поговорить о любви просто к чтению. А прежде чем говорить о любви к чтению, надо поговорить просто о любви. Потому что когда мы что-либо требуем сначала от школьников, потом от студентов, все-таки хорошо бы нам определиться с задачами и целями. Потому что если наша задача, чтобы человек просто сдал ЕГЭ или чтобы студент зазубрил зачет, – это одно. Если мы хотим, чтобы человек полюбил какое-либо дело, то уже совершенно по-другому расставляются приоритеты.

Что касается чтения, я сначала поделюсь своим опытом. У нас в детстве не было телевизора. То есть у всех телевизор уже был, но родители принципиально его не покупали. У нас было огромное количество литературы. Я прочитал, в принципе, очень-очень много книг. Но скажу интересную вещь: школьная программа была полностью переоценена, переосмыслена уже в серьезном возрасте, ближе к годам тридцати. И то, что при изучении в школе воспринималось нудным и скучным, потом уже приобретало свою красоту.

Я думаю, с духовным чтением примерно то же самое: разные книги – разному времени, разному возрасту. Мне кажется, человеку надо начинать с таких книг, где, может быть, не так много философии, не так много каких-то серьезных богословских мыслей, но чтобы человек хотя бы представлял себе: кто, где, когда жил, кто кого родил, кто за кем появился и тому подобное. Поэтому очень многим своим знакомым советую: прежде чем читать полностью Библию, начинать читать Евангелие и одновременно с ним читать Священную библейскую историю. Священная библейская история от Библии отличается тем, что она передает общее содержание всех действий, которые были описаны в Библии. И когда человек читает Евангелие, он уже понимает, кто такой Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Давид, Моисей, Аарон, Лот. Потом он уже может переходить к чтению Ветхого Завета и так далее. То же самое касается и исторической части книг: одно дело – читать конспекты какого-то серьезного ученого, а другое дело – просто почитать краткое содержание истории Церкви, предположим, из книги «Закон Божий».

Но все же если мы ставим перед собой целью человека духовно просветить, я бы не стал делать именно такой акцент, что сегодня это возможно только через книгу. Потому что если говорить о просвещении, о том, чтобы христианин как минимум (я говорю «как минимум», хотя это большая проблема сегодня, потому что этого нет) знал христианское вероучение, для этого можно использовать и современные технологии в виде просмотра различных видеолекций известных наших богословов. Зачастую они приносят гораздо больше пользы и гораздо легче усваивается материал, чем если сам прочтешь книгу.

Но если мы говорим не про вероучение, а именно про духовное чтение святых отцов, здесь, конечно, никакими технологиями не заменишь книги. Но встает другой вопрос – вопрос времени: как человек, собственно, распределяет свой день и закладывает ли он, когда планирует свой день, чтение книги? Я, конечно, очень сомневаюсь, что кто-то закладывает чтение книги. Хотя стоит сказать, что люди из Москвы (я сам из Москвы), которые в среднем добираются до работы час или два, в метро читают; закачивают книги  себе в телефон, планшет и читают в метро.

Но начинать, так или иначе, нужно просто с чтения. Если  мы говорим про подростков – с какой-то простой литературы, которая, может быть, вообще не имеет какого-то духовного смысла; пусть даже это будут всякие романы и тому подобное. Хотя я бы советовал брать не современные, а именно классические произведения (например, Александра Дюма, Майн Рида, Фенимора Купера, Пушкина, Чехова). Но именно чтобы не стало скучно. С одной стороны, должно быть немножечко сложно, чтобы было развитие, но чтобы было не так уж скучно. Согласитесь, современный школьник понять Достоевского в полной мере (я себя тоже причисляю, так или иначе, к современным школьникам) не может. Если хочешь отбить желание читать Достоевского, дай ребенку читать его как можно раньше, и он будет Федора Михайловича просто ненавидеть. Поэтому здесь подход должен быть, безусловно, индивидуальный.

Ну и как всегда и везде, все будет упираться в желание человека. Потому что иногда чуть ли не годами приходится добиваться от прихожан, чтобы они хотя бы прочитали Новый Завет. Если честно, не вижу большого смысла, когда человек читает много духовной литературы, но не знает, не читал Новый Завет (может быть, другие батюшки или опытные духовники со мной не согласятся). Но мое личное видение: надо понять Новый Завет, изучить его в толкованиях святых отцов, что как раз очень хорошо тем, что ты, так или иначе, будешь себя частично приучать и к духовному чтению. Надо понять Евангелия (а они у нас разные: одно дело – от Матфея, от Марка и от Луки, а другое дело – от Иоанна), соборные послания, послания апостола Павла, которые, в принципе, довольно тяжелые… Но человек, изучивший Новый Завет (и если ему правда понравилось это изучение), в каком-то смысле заложил себе платформу к изучению истории Церкви. Потому что, изучая Новый Завет, мы, так или иначе, касаемся деяний апостолов, уже довольно серьезно изучаем историю Церкви первого века. Закладывается интерес к более глубокому изучению вероучения Православной Церкви, к каким-то пастырским трудам. Новый Завет, мне кажется, должен лежать в основе, безусловно.

Стоит сказать, что когда мы заходим в какой-нибудь церковный книжный магазин, в обычную церковную лавку, то далеко не всегда встретишь на первом месте Библию. Библии есть, но стоят они где-нибудь в правом верхнем углу. Причем далеко не всегда есть доступный вариант Библии. Бывают подарочные варианты, дорогие или какая-нибудь громоздкая, здоровенная Библия. А как мы знаем, большие книги чаще для подарка. Зато на первом плане могут лежать известные труды наших современных батюшек, которые, я понимаю, приносят доход. Батюшки, кстати, ни в чем не виноваты, это не они говорят: кладите наши книжки впереди всего, а Библию – в правый верхний угол. Я понимаю, что торговля… Но, мне кажется, торговля торговлей, но все-таки желание просвещать людей, показывать им важное нужно в первую очередь.

Когда какой-нибудь человек придет и спросит: «Знаете, я пока не очень верующий, но интересуюсь. Что бы мне почитать?», сомневаюсь, что в церковной лавке скажут: «Почитайте Библию, почитайте Новый Завет, почитайте Евангелие». Обычно советуют: «Вот возьмите книжечку, здесь батюшка на вопросы отвечает». А у нас много популярных священников: Ткачев, Смирнов, Сысоев, Кураев, Осипов (хоть он и не священник), Стеняев; прямо россыпь. «Смотрите, вот здесь батюшка о любви пишет, вот здесь – о вере, вот – о Христе»... И так далее.

– Отец Павел, не для того чтобы с Вами спорить, но чтобы уточнить позицию: может быть, такие книжки – это то самое «молоко», которое нужно новоначальному? Или надо сразу, на Ваш взгляд, начинать с Нового Завета без каких-то пояснений, предисловий?

– Я думаю, молоком как раз является Новый Завет... Потому что раньше же как-то люди жили на этом «молоке», и веками. Раньше, конечно, не было такого, чтобы прямо у каждого был дома Новый Завет, тем более в средние века или еще раньше. Но давайте посмотрим на опыт протестантских наших братьев (или не братьев, это только Бог решит): они беспрерывно изучают Новый Завет. И очень заметна разница, когда в храме есть бывший протестант, знающий текст Нового Завета, да и Ветхого Завета чаще всего тоже, очень активный, желающий везде и во всем принимать участие, обычно с удовольствием посещающий различные библейские кружки при храме и тому подобное. И не заметишь там людей, которые не читали Священного Писания.

Человек читает, читает, читает наших современных батюшек (я, кстати, ничего плохого против современных наших батюшек не имею, замечательные бывают труды), но люди не переходят в итоге на Священное Писание. Если нас сейчас смотрит какой-нибудь православный батюшка, я предлагаю проверить своих прихожан и узнать, кто из них и когда в последний раз читал «Апостол». Я не говорю о Евангелии – думаю, по крайней мере, половина постоянных прихожан Евангелие читают постоянно. А апостольские послания? Я уж не говорю про Ветхий Завет...

У меня есть один знакомый священник, очень мне близкий, очень опытный, который, помню, в свое время не соглашался, чтобы постоянно вместе с людьми разбирать Священное Писание. Потому что он считал, что люди должны разбирать его сами. А когда я говорил ему о том, что люди сами не разбирают, то он в это как-то не очень верил до тех пор, пока не поспрашивал у своих прихожан и не узнал вдруг с ужасом, что прихожане не читают Новый Завет.

Вообще, проверить это очень легко. Можно спросить, в каком Завете находятся Евангелия. Я вам скажу, что некоторые могут запутаться. Или названия книг: предположим, спросить, существует ли соборное послание Иуды? Если так и спросить у прихожан, они скажут: «Батюшка, Иуда же предатель?! Вы что? Какое послание?!» А соборное послание Иуды есть, дорогие телезрители.

– Это хорошего Иуды, того, который остался верен.

– Хорошего Иуды, конечно.

– Есть еще анекдот на эту тему. Священник, стремясь поговорить с прихожанами о лжи, задает вопрос: «Я вам давеча порекомендовал полностью прочитать Евангелие от Марка. Поднимите, пожалуйста, руки, кто дошел до главы двадцать восьмой». Поднимаются руки. Он говорит: «Вот с вами-то мы и поговорим о лжи. У Марка нет двадцать восьмой главы».

– Ну да, у него их шестнадцать.

– Спасибо, отец Павел.

Дорогие друзья, действительно сложно полюбить серьезное чтение. Но пусть нашим утешением будет пример аввы Дорофея, автора «Душеполезных поучений». Он, откровенно описывая свою жизнь, признается в том, что поначалу, идя взять в руки книгу, он ощущал себя человеком, которому предстоит войти в клетку с диким зверем. И с Божьей помощью, упорством и трудами он это состояние победил. Чего всем нам и себе в первую очередь желаю. Спасибо! Это была программа «Спросим Островского». Будем спрашивать и дальше.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать