Союз-онлайн: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Выпуск 22

28 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Союз-онлайн представляет: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. При Всероссийском государственном университете юстиции в г. Москве действует Русская классическая гимназия. Почему это учебное заведение выбрало систему РКШ? Рассказывают директор гимназии Ирина Викторовна Козлова и заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе Татьяна Викторовна Шибкова. Ведущая Светлана Ладина.

– Говорят, что хороших людей в мире намного больше, но плохие лучше организованы. Спорить с этим утверждением или соглашаться – даже не знаю. Однако замечу, что (по моим наблюдениям) все чаще люди, имеющие добрые намерения и цели, объединяются друг с другом, достигают взаимопонимания, находят верный путь и добиваются результата.

(Видеоролик):

С 2017 года при Всероссийском государственном университете юстиции в Москве работает Русская классическая гимназия. Сейчас по программе РКШ здесь занимаются четыре класса – два первых и два вторых.

Учитель:

– Дети приходят, и через месяц-другой уже видно, что у них становятся совсем другие глазки, осмысленный взгляд, прекрасно развитая речь, они говорят, думают по-другому. Поэтому, естественно, результаты видны даже не через два года, а намного раньше.

Успехи детей действительно радуют и педагогов, и родителей. Школьники легко справляются с устным счетом, без ошибок делают звуковой и буквенный анализ, а еще красиво пишут и любят читать стихи.

(Декламация стихотворений.)

– Итак, при Всероссийском государственном университете юстиции в Москве действует Русская классическая гимназия. Сегодня у нас в гостях директор гимназии Ирина Викторовна Козлова и ее заместитель по учебно-воспитательной работе Татьяна Викторовна Шибкова.

Скажите, пожалуйста, как же так сложилось, что высшее учебное заведение – университет юстиции пригрел у себя под крылышком малышей? У вас ведь, наверное, первые и вторые классы пока в этом году?

Ирина Викторовна Козлова, директор Русской классической гимназии (г. Москва):

– Да, в этом году у нас первые и вторые классы. Для нас было приятной неожиданностью, что университет юстиции отважился открыть на своей базе как структурное подразделение Русскую классическую гимназию. Естественно, и родители, и дети, и педагоги были счастливы открытию такого учебного заведения на базе такого университета.

Поэтому мы очень благодарны руководству университета, ректору Александровой Ольге Ивановне и первому проректору Гурьеву Дмитрию Владимировичу, который курирует нашу гимназию, за то, что они отважились на такой шаг и открыли Русскую классическую гимназию, выбрав программу Русской классической школы для обучения детишек.

– Почему именно Русская классическая школа? Что в этой образовательной системе есть такого, что выделяет ее на фоне других предложений, которые нам дает государство в сфере школьного образования?

Татьяна Викторовна Шибкова, заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе (г. Москва):

– У меня достаточно большой опыт работы учителем начальных классов, я начала свою деятельность в 1985 году. Сами понимаете, за это время через меня прошли разные учебно-методические комплекты, и в последнее время меня не особо радовали изменения, которые происходили (и происходят) в сфере образования. И так получилось, что в 2017 году я решила уйти из школы. Может быть, это случай, может быть, что-то другое, но мне помогло то, что я попала на семинар в Екатеринбурге по программе «Русская классическая школа».

Я познакомилась с разработчиками блока словесности, математического блока,  с Татьяной Анатольевной, Ириной Анатольевной, и для меня это был глоток свежего воздуха; считайте, что я два года дышу. Потому что не перестаю поражаться, радоваться программе «Русская классическая школа», ее особенностям: духовности, логичности, глубине, системности, цельности всех знаний, которые получают дети, обучаясь по этой программе.

Мне нравится то, что я учу детей. Вот сейчас могу сказать, что я очень люблю это дело, и как это прекрасно – видеть, когда дети испытывают такое желание, стремление учиться, интерес. (А в последнее время в нашем образовании этот интерес с каждым годом падает – могу сказать это по наблюдениям.) В чем проявляется интерес детей? Я вижу на уроках, как дети работают, не теряя ни минутки, они не отвлекаются, они задают мне вопросы: «Татьяна Викторовна, а когда мы в следующий раз будем вязать палочки?» (При изучении тысячи мы это практически проделывали.) Или: «Ура, завтра будет урок наблюдения над текстом!» – они очень любят уроки словесности.

– Я слышала, что в Москве вводится (видимо, это эксперимент) обучение первоклашек сразу по гаджетам. Это так или нет?

Ирина Козлова:

– Есть такое намерение Департамента образования, что с начальной школы, с первого класса ребенок должен уметь пользоваться электронными носителями на уроках. Лично я считаю, что это абсолютно неправильно и будет только наносить ущерб здоровью ребенка, и его мотивация к обучению будет падать в связи с тем, что ему не нужно будет прилагать каких-то особых мыслительных усилий. Моторика не так будет развиваться при использовании электронных гаджетов на уроках.

Да, к сожалению, в последнее время московское образование захлестывает волна информатизации… Наверное, в связи с этим в московских школах все больше родителей выводят детей на семейные формы обучения, где они сами выбирают для детей программы, отдают их в какие-то частные школы; или просто дети прикрепляются к школам и проходят аттестацию в конце учебного года.

– Тем ценнее то, что сделал университет юстиции. Насколько я понимаю, вам не пришлось решать организационные вопросы, то есть решать, как пройти все государственные препоны (употреблю это слово) для того, чтобы поставить все на абсолютно официальный фундамент, а занимаетесь вы непосредственно педагогической деятельностью, верно?

Ирина Козлова:

– Да. Университет юстиции, конечно, подготовил все для того, чтобы гимназия работала в структуре официально, мы получили лицензию на образовательную деятельность с 1-го по 11-й классы. Поэтому программу «Русской классической школы» мы будем осуществлять в течение всего периода обучения детишек с 1-го по 11-й класс.

– На будущий год у вас будет 1-й, 2-й, 3-й и еще 5-й класс?

Ирина Козлова:

– Да, в следующем году мы планируем открыть 5-й класс, это уже средняя школа. Мы понимаем, что детки придут к нам из разных школ, где разные программы. Но наша цель – в течение года интенсивно вводить элементы «Русской классической школы», чтобы к 6-му классу все смогли плавненько перейти на программу «Русской классической школы» и продолжить дальше обучение именно по этой программе.

– По вашему ощущению, почему родители выбирают Русскую классическую школу?

Татьяна Шибкова:

– Особенности программы «Русская классическая школа» отличаются от других тем, что построение, изложение учебного материала совсем другое, нежели в традиционных программах. Сначала ребенку дается понятие, потом уже предлагается термин, а не наоборот.

По другим программам как раз мы постоянно сталкивались с тем, что идет сначала знакомство с термином, а потом объясняется, что это такое. Ребенок на своем опыте должен понять, прийти к этой терминологии и сам должен делать выводы, которые не просто заучиваются, зазубриваются, а приходят через опыт.

Дети, учась по этой программе, начинают любить русский язык, что очень важно. На протяжении многих лет я как заместитель директора писала аналитические справки в конце учебного года, и типичные ошибки по русскому языку в начальной школе (да и дальше, в средней школе) – пропуск, замена и искажения букв.

Здесь такие ошибки просто исключаются, потому что знания, которые дети получают на уроках словесности, будь то на русском языке, на литературном чтении, используются на других уроках. То есть идет постоянное повторение и обсуждение всех этих тем. Почему я и сказала, что это очень глубокая система знаний, называемая словесностью. Поэтому им это все близко, и у нас все происходит гармонично: и обучение, и воспитание, и дополнительное образование во второй половине дня.

– Вот я как раз хотела попросить вас рассказать про это. Что с детьми происходит во второй половине дня? Чем они занимаются?

Татьяна Шибкова:

– Вообще в соответствии с Федеральным государственным стандартом – а мы все-таки государственная школа – мы даем детям возможность дополнительного образования во второй половине дня. Первая половина – это обязательные учебные занятия, потом дети отдыхают, обедают, гуляют, а потом начинается вторая, как мы ее называем, внеурочная деятельность по разным направлениям. Это и интеллектуальное направление, и нравственное направление, физкультурно-оздоровительное, художественное (например, хореография, хор с элементами сольфеджио или отдельные уроки сольфеджио, в 1-м классе они называются «Веселое сольфеджио»). Это и различные спортивные направления. Есть фитнес. Есть азбука краеведения и туризма – это уже со 2-го класса, когда дети немного окунутся в окружающий мир и в те уроки словесности, которые тоже очень широко охватывают уроки окружающего мира. Дети во второй половине дня закрепляют эти знания, умения. У нас идет такое переплетение: интеграция основных учебных предметов и внеурочных занятий.

Ирина Козлова:

– Я хочу еще несколько слов добавить о том, какие педагоги работают в Русской классической гимназии. Как у нас говорят: кадры решают все. И действительно, люди сами пришли на программу «Русской классической школы», они загорелись этим. А чтобы ее донести до ребенка так, как нужно, учитель сам должен через себя ее пропустить и давать ребенку ее в таком виде, в каком она должна быть подана.

Поэтому весь педагогический состав очень профессиональный, это педагоги, которые проработали в московском образовании не один и не два десятка лет. Но самое главное то, что, узнав про программу «Русской классической школы», познакомившись с ней, они открыли новую страничку в своей жизни, как мы все, кто сейчас работает в гимназии. Правильно Татьяна Викторовна сказала – у нас открылось второе дыхание.

Также у нас работают группы подготовки к школе. В этом году уже набраны три группы – это пятилетние и шестилетние детки.

– Мне кажется, очень важно, что вы готовы какой-то период работать и реаниматологами, простите меня за это слово, то есть работать со школьниками, которые уже получили искаженное образование и пришли к вам. Все эти кривизны выправлять, лакуны восполнять и наполнять душу ребенка тем, что поможет ему быть действительно высокообразованным человеком. Да и просто хорошим человеком – это тоже немаловажно.

Ирина Козлова:

– Да, мы готовы. Педагоги среднего звена уже практически тоже набраны, они изучают программу и тоже горят желанием работать именно по этой программе. Поэтому те, кто приведет к нам детишек в 5-й класс, конечно же, не пожалеют.

– Уважаемые зрители, более подробно узнать об образовательной системе «Русская классическая школа», связаться с ее разработчиками, получить методическую помощь вы можете на официальном сайте РКШ и также в группе социальной сети «ВКонтакте».

Ведущая Светлана Ладина

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать