Союз-онлайн: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. Выпуск 11

14 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Союз-онлайн представляет: РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА. О психологии школьного образования рассказывает Валентина Павловна Урлапова. Ведущая Светлана Ладина.

«Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для учения, или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее вы будете бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику», – говорил Константин Дмитриевич Ушинский.

А вот еще: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Эти мысли великого русского педагога и просветителя XIX века, вместе с другими его наставлениями, стали основой образовательной системы, которая сформировалась и расцветает на наших глазах, в наше время. Мы продолжаем цикл программ о «Русской классической школе».

Этот клуб семейного образования организован в приходе Рождества Христова в Екатеринбурге. Он объединяет православных родителей, вместе организующих для своих детей занятия по системе «Русская классическая школа». Инициатор создания клуба – Валентина Урлапова, имея за плечами негативный опыт обучения дочери по программе «Школа 2100», для сына выбрала семейную форму образования.

Валентина Урлапова, специалист по психологии образования «Русской классической школы»:

– Я пыталась найти хорошую школу для своей дочки, найти хорошего педагога,  программу, которая сейчас наиболее популярна, считается наиболее продвинутой. И все, казалось бы, было хорошо, моя дочка училась, но по окончании начальной школы мы обнаружили, что хорошего результата эта программа не дает. Я увидела, что у дочери нет понимания, нет интереса к учебе.

Познакомившись с системой РКШ, Валентина поняла: это именно то, что она искала: православное мировоззрение плюс методика, дающая крепкие знания. Нашлись и единомышленники. А отец Владимир и староста прихода Елена Анатольевна благословили и поддержали это доброе начинание.

 Сегодня моя собеседница – Валентина Павловна Урлапова, специалист по психологии образования «Русской классической школы». Скажите, пожалуйста, вот та мысль Ушинского, что учение должно соответствовать возрасту и способностям ребенка, его природе, – это и есть тезис природосообразности РКШ?

– Да, совершенно верно. Еще философ Иммануил Кант говорил о том, что мир может стать познаваемым только тогда, когда он сообразуется с особенностями нашего разума. Точно так же и учебный материал. Методика его преподавания должна учитывать возрастные особенности ребенка: его мышление, восприятие, внимание. Мышление у ребенка младшего школьного возраста преимущественно наглядно-образное. Известный исследователь швейцарский психолог Жан Пиаже говорил о том, что полноценно логическое мышление может функционировать у ребенка только с 11-12 лет. До этого логическое мышление ребенка должно обязательно иметь опору в образе.

Я вам сейчас хочу продемонстрировать, как наглядно-образное мышление ребенка, эта его особенность используется в методике РКШ на материале сложения с переходом через десяток. Надо прибавить к восьми пять. Мы могли бы ребенку объяснять это логически, пойти в лоб. Могли бы сказать: «Вот у тебя есть восемь, сколько не хватает до десяти?» Он бы сказал: «Два». «Давай мы с тобой разложим пять на две части: два и три». Не факт, что любой ребенок это усвоит.

Поэтому в Русской классической школе, учитывая преобладающий характер наглядно-образного мышления, используют такие пособия, как бруски-десятки. Мы говорим ребенку: «Возьми восемь красных палочек и поставь их на первый брусочек». Ребенок ставит эти восемь палочек. Потом мы говорим: «Тебе надо к восьми прибавить пять, возьми пять синих палочек». Ребенок берет пять синих палочек. «И давай мы с тобой прибавим эти пять синих палочек к красным палочкам, но сначала закончим первый десяток». Ребенок ставит. «Сколько синих палочек вошло на первый брусочек?» – «Две». «А остальные мы с тобой поставим на следующий брусочек…Сколько у тебя получилось?» – «Тринадцать».

Посмотрите, что происходит. Сначала ребенок производит предметные действия  пальчиками, и в этой ситуации работает самый древний вид мышления, самый ранний, который развивается у ребенка, – наглядно-действенное. Он берет палочки, ставит их, потом он видит образ, как восемь соотносится с десятком, сколько не хватает, сколько палочек мы добавляем на первый десяток, сколько остается, как выглядит число тринадцать, как выглядит первое слагаемое, как визуально выглядит второе слагаемое. И тут работает уже мощно развитое у него к этому периоду наглядно-образное мышление.  И только потом, подводя итоги, разбирая то, что мы произвели, мы говорим уже логически. То есть мы к восьми сначала прибавили два – получилось десять, потом нам осталось прибавить три – получилось тринадцать.

– Спасибо, Вы очень понятно объяснили. Ушинский ратовал за наглядное обучение; судя по всему, вот за такое. Потому что наглядными можно считать и все эти веселые картинки, которые вокруг ребенка должны мелькать и всячески его мотивировать проявлять интерес к учебе, а на самом деле, мне кажется, это только отвлекает. Я многократно уже говорила об этом в наших программах по РКШ, когда все эти сумасшедшие или даже обаятельные герои начинают бегать по учебникам или когда учитель все время должен как-то развлекать детей, чтобы они хоть немножко на нем сосредоточились. Все-таки Ушинский не это имел в виду…

– Конечно, не это. У нас почему-то принято думать, что если что-то нарисовано, значит, это наглядность. Но на самом деле это совершенно не всегда так. Возьмем, например, так называемые наглядные схемы Горецкого, которые используются при обучении ребенка чтению. Я думаю,  Вы тоже их знаете, это прямоугольнички и треугольнички, которые обозначают определенные звуки: гласный звук обозначается красным цветом, согласный звук, если он твердый, синим, а если мягкий – зеленым.

– Честно признаюсь: я как тогда не понимала, когда мои дети учились еще в школе, где тут помощь родителю, ученику и педагогу, так и сейчас не пойму.

– Вы очень тонко подметили. Потому что это понятно только очень небольшому проценту детей, которые опережают других в своем развитии, у которых уже работает логическое мышление. Это не наглядность. Как правило, ребенку еще написание слова дается, он должен прочитать слово, подумать, логическим путем сообразить, какой это звук: то ли это гласный, то ли согласный, твердый или мягкий. Потом он должен сообразить, какой цвет этому соответствует, и выбрать этот цвет. Цвет – это не наглядное представление, это абстрактный язык, который еще более абстрактен, чем буквы. Соответственно, такая наглядность только мешает.

– И когда ребенок не справляется с заданием, потому что просто не может, мне кажется, тогда он и начинает отвлекаться на то, что ему просто более приятно. Мы, взрослые, ведь так же делаем. Хотя опять обратимся к Ушинскому: «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все из внешнего мира, что только входит в сознание, непременно проходит...» Сложно держать внимание?

– Современные психологи совершенно официально заявляют, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание. То есть внимание не контролируется волей самого ребенка, а зависит от внешних стимулов, определяется ими. В то же время тридцать лет назад основным показателем школьной готовности считалась именно произвольность. То есть к моменту поступления в школу у ребенка должна была быть развита произвольная регуляция всех процессов: памяти, внимания, мышления. Он должен был сам, своей волей этими процессами управлять.

Современный ребенок воспитывается в условиях гиперстимуляции различными гаджетами, видео и так далее. В это вкладывает свою лепту еще и культ развлечений; ребенка постоянно стараются развлекать, то есть внимание его рассеивается. Соответственно, ребенок растет в этой атмосфере, и к тому моменту, когда у него уже должно быть развито произвольное внимание, оно у него непроизвольно.

В Русской классической школе все построено так, чтобы сфокусировать внимание и направить его движение по определенному руслу. То есть у нас нет каких-то ярких картинок, рассеивающих внимание ребенка, и очень глубоко изучается каждое явление, любое слово. Мы не просто прочитали в азбуке слово и пошли дальше, мы обязательно разобрали, что это такое, что оно обозначает и почему звучит именно так.

Например, в первой после азбуки книге для чтения Ушинского есть тема: «Пять чувств». Мы берем каждое слово. Читаем: «Вкус». И говорим: «Знаете, ребята, почему так называется? Чтобы почувствовать вкус, надо вкусить. И родственными этому слову являются слова «кусать», «кушать», «кушание». И ребенок задумывается о более глубоком смысле, его мысль увлекается в глубину. Таким образом, мы приучаем ребенка думать глубоко. Главным принципом программы «Русская классическая школа» является полная осознанность. Ребенок, изучая материал по такой методике, просто не будет отвлекаться, потому что все устроено так, чтобы удерживать его внимание в необходимом русле.

–  Мне кажется, дети, которых учат таким образом, избавлены от той повышенной школьной тревожности, которой мы все сейчас страдаем. Я имею в виду учеников, их родителей, бабушек и дедушек, которые так или иначе соприкасаются с учебным процессом. А уж бедные педагоги!.. Мне кажется, вот где можно быть спокойным, уверенным, добрым и милым при этом.

– Совершенно верно. Тревожность откуда берется? Во-первых, сейчас в школьных заданиях много неопределенности. Иногда даже родители не знают, как решить задание и что имели в виду авторы учебника. Соответственно, у ребенка нет каких-то твердых основ, на которые он может опереться. Отсюда тревожность.

И как говорили философы-экзистенциалисты, тревожность – это другая грань ответственности. Если на ребенка возложена слишком большая ответственность, ждите слишком большой тревоги. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт считает, что ребенок должен формировать универсальные учебные действия. То есть он должен научиться сам ставить себе цели, сам оценивать правильность своего решения, сам оценивать, насколько хорошо он поработал на уроке. Ребенок не может принять таких решений, и у него возникает тревога. Это не соответствует его возрасту, младший школьник должен даже принять решение, сколько клеточек ему отступить. Ему это должен сказать учитель: «Давайте мы с вами отступим четыре клеточки…» В такой ситуации ребенок избавлен от тревоги.

Еще одна причина школьной тревоги – бесконечная гонка: ребенок должен очень быстро переключаться с одного на другое. Только что он решал пример на сложение, а сейчас будет на вычитание… А сейчас геометрическую задачу, а сейчас логическую. И все это в одном уроке, на одном развороте рабочей тетради.

– Я думаю, найдутся люди, которые с Вами поспорят и скажут: «Это и есть подготовка к жизни. Жизнь сейчас сложная, очень динамичная, это многозадачность». И, может быть, ребенок, решая разнообразные задачи в ходе краткого отрезка учебного процесса, как раз и готовится к жизни.

– Чтобы принять какое-то решение, человек, в том числе и ребенок, должен иметь достаточные внутренние основания для того, чтобы это решение принять. Если у него этих внутренних оснований нет, он начинает угадывать. У него нет критериев, правильно это или нет, он начинает угадывать. Да, он принимает какое-то решение, но он принимает его неосознанно. Вот эта привычка принимать неосознанные решения потом делает человека, когда он вырастает, очень удобным объектом различных социальных манипуляций. Сейчас очень развивается эта индустрия манипулирования массовым сознанием, рекламы, приемов воздействия на подсознание. И такой человек будет, не задумываясь, плыть по течению этих внешних манипуляций.

Мы же в РКШ делаем акцент на том, чтобы сформировать эти внутренние основания, сформировать серьезный внутренний стержень, который поможет ребенку, когда он вырастет, делать обоснованные собственные выводы, критически относиться к информации, уметь самому принимать решение: стоит поддаваться, увлекаться, идти в этом направлении или не стоит.

– Спасибо за этот добрый разговор! Очень хочется верить, что многим он поможет внутренне успокоиться и по-другому взглянуть и на своих детей, и на их положение в школе и заинтересоваться образовательной системой «Русская классическая школа».

Ведущая Светлана Ладина

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​