Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Доброго дня, дорогие друзья. Наш проект «Паломники онлайн» гостит сегодня на подворье Русской духовной миссии, в храме святой праведной Тавифы в городе Яффо. Протоиерей Игорь Пчелинцев, настоятель церкви, согласился ответить на наши вопросы.
Батюшка, здравствуйте! Пожалуйста, благословите и поприветствуйте наших зрителей, которые будут очень рады получить приветствие со Святой Земли!
– Поклон всем зрителям телеканала со Святой Земли, из древнейшего города Яффо от нашей святыни – святой Тавифы и апостола Петра.
– Отец Игорь, как давно Вы служите на Святой Земле?
– Уже почти пять с половиной лет.
– Вы служили в Нижнем Новгороде, если я не ошибаюсь. Это все-таки одна история: свои традиции, определенный менталитет, более привычный, чем то, что, может быть, Вы видите сейчас?
– Конечно, разница есть, и климатическая, и разница в людях, хотя наши прихожане – это выходцы из Советского Союза: России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Это представители Русской Православной Церкви, поэтому тут сильно перестраиваться не пришлось.
Но есть какие-то не то чтобы сложности, а специфика взаимоотношений с внешним, окружающим нас миром. Пока все мирно проходит.
– Вы сказали, что этот храм не приходской, но это совершенно приход, это семейные взаимоотношения. Я наблюдала сейчас за Божественной литургией – сколько было ребятишек! И почти все, кто были в храме, причастились.
– Это такая традиция. Получилось так, что очень много репатриантов из России в 90-е годы переехало в район Тель-Авива, в ближайшие города, и это самый близкий, единственный православный русский храм. В Яффо есть еще греческо-арабский, именно приходской храм и монастырь. И так получилось, что на подворье миссии никогда не было прихожан за всю его историю с 1868 года, и когда построили храм в 1894 году. Мы читаем воспоминания тех, кто тут служил, есть воспоминания паломников.
Ныне покойный владыка Саратовский Пимен писал: «Был на престольном празднике в Яффо апостола Петра (летом скоро будем праздновать). После службы была трапеза, на которой участвовали все присутствующие в храме, все 19 человек». Или архимандрит Киприан (Керн), известный богослов, который тоже был здесь настоятелем, писал, что был на каком-то чуть ли не престольном празднике, и в службе принимали участие две монахини из Горнего монастыря и все, больше никого.
В 90-е годы ситуация меняется, при моем предшественнике здесь создалась приходская община на подворье миссии, и это хорошо, я думаю. Люди получили свой духовный дом. До приезда на Святую Землю я много интересовался церковной миграцией, у меня даже была задумка писать диссертацию в университете по этой теме, но это не осуществилось. Я знакомился с жизнью зарубежья, с тем, как русские люди, оказываясь в разных странах (причем даже в мусульманских странах, в Марокко) первым делом старались организовать храм или, если он был, поддерживать его и собираться вокруг него. Это, видимо, естественно для души православного человека – быть рядом с храмом. Так люди собрались здесь с середины 90-х годов, прошло 20 лет, уже выросли дети тех, кто тогда пришел. И мы их детей сейчас крестим, происходит смена поколений. Это очень интересно. Люди не теряют храм.
В Израиле еще есть такая специфика: часто люди (не все) переезжают с места на место, не имея собственных квартир.
– То есть принято снимать дом или квартиру?
– Да, и из-за этого они могут, если вдруг нашли работу в другом городе, уехать туда. Некоторые специально ищут места, чтобы переехать туда, где есть храм. Но здесь немного русских храмов: в Хайфе, Яффо и Иерусалиме, поэтому православные стараются жить ближе к этим городам, не уезжать куда-то далеко в пустыню. Есть люди, которые по разным обстоятельствам уезжали далеко на юг Израиля, к примеру, в Эйлат, это 300-400 километров от Тель-Авива, но все равно они стараются не терять связи с храмом.
Там есть много православных людей. Я знаю, что на Пасху нанимают автобус и едут в Горний монастырь, сюда тоже приезжали целой паломнической группой, чтобы праздник встретить в храме, поисповедоваться, причаститься. И нам в ответ приходится иногда приезжать в эти далекие города, чтобы тех, кто не может добраться до храма (к примеру, пожилые люди), тоже причастить, поисповедовать, пособоровать.
– Батюшка, приход не только многочисленный (мы только что наблюдали полный храм: суббота, выходной день, но тем не менее могло быть и 19 человек, как Вы сказали), но еще и многонациональный, и мало того – скажу ужасную вещь – многоконфессиональный.
– Многоконфессиональный – это нас обвинят в экуменизме в каком-то…
– Нет, я ни в коем случае не хочу, чтобы наши бдительные строгие зрители (есть у нас и такие) что-то такое подумали, но индусы, например?
– Я расскажу. У нас храм действительно многонациональный… Так же, как Израиль собрал людей из разных стран, не только евреев, но и членов семей тех людей, которые сюда репатриировались, и у нас здесь в храме украинцы, русские, белорусы, молдаване, румыны, сербы, которые живут в Тель-Авиве. Кто-то постоянно здесь живет, кто-то временно здесь работает.
К нам в гости приходят эфиопы, эритрейцы, у них вера христианская, но не православная, они у нас не причащаются. Собратья индусы, которые работают в Израиле рабочими, – это в основном католики и представители древней Церкви апостола Фомы, которая есть в Индии. Мы с ними иногда общаемся. Они просто приходят почтить храм, помолиться сами про себя. Ходит много тамилов, я даже пытался изучать тамильский язык.
– Прошу прощения за свою дремучесть, расскажите, пожалуйста, кто такие тамилы?
– Тамилы – это одна из индейских народностей, там очень много разных национальностей и разных языков, не похожих друг на друга. Но на юге Индии и Шри-Ланке, в соседнем государстве на острове Цейлон, живет многомиллионное племя – тамильское. У них очень интересный язык, наверное, самый быстрый на земле. Это очень открытые, радостные люди, отрадно, что многие из них христиане. Я думаю, что большинство из тех, кто сюда приходит, это христиане.
Мы сейчас пытаемся для них переводить православные молитвы на тамильский и индийский язык (хотя до конца миссионерской работы мы среди них не начали), я думаю, что они оценят это.
– Батюшка, даже если бы Вы не были профессиональным фотографом, а все-таки Вы таковым являетесь, то эта красота, которая вокруг, наверное, сподвигла бы к тому, чтобы Вы попытались ее запечатлеть, а Вы это делаете на высоком уровне. У Вас недавно открылась новая выставка?
– Мы здесь открыли выставку на Пасху, потому что 2016 год в Русской Православной Церкви объявлен годом 1000-летнего присутствия русского монашества на Афоне. Когда мы ездили на Афон, паломничали, там удавалось фотографировать, какие-то впечатления выразились в этой выставке, которая оказалась настолько востребована, что в прошлом году мы ее открыли в Англии, в этом году – в Нижнем Новгороде и здесь, в Яффо, а в следующем году она открывается в Кембридже. Это только по афонской теме.
Уже сейчас спрашивают: «А когда будет про Иерусалим?» Я думаю, пройдет 2016 год, и мы начнем решать, как сделать иерусалимскую выставку. Еще у меня есть любимая тема на Святой Земле – это пустыня. Я очень люблю пустыню и, когда сильно устаю, ухожу туда. Но не как древние отцы, конечно, у меня нет такого внутреннего подвижничества. Просто день провести здесь, в Иудейской пустыне, в Негеве, в кратерах, где полная тишина, абсолютно космическая, с молитвой, тишиной в сердце – это очень помогает все поставить на место.
– Может быть, здесь и эстетическое восприятие играет роль? Как сказал наш экскурсовод: эти цвета природы, это пространство византийской иконы, по сути дела, то, чем впечатлялись первые иконописцы и что они выносили на иконописный образ.
– Это так и есть, наверное.
– Батюшка, пока мы разговариваем, нас сопровождает хор попугаев и еще периодически павлины начинают подпевать. Вот эту всю совершенно потрясающую красоту для русского человека, приехавшего буквально на неделю, но отвлекающую его от молитвы и от того, зачем он сюда пришел, отец Антонин (Капустин) здесь завел? Или это уже современные?
– Эти попугаи, конечно, не помнят Капустина…
– Саму традицию, что здесь должна быть живность.
– Да, здесь все было, я не читал у отца Антонина про павлинов и попугаев, хотя они у нас не заведенные, они как дикие, они сами по себе здесь живут. Но при отце Антонине были в пруду рыбы, ослики какие-то ходили. Он любил животных, поэтому, я думаю, что это можно считать продолжением его отношения к тем участкам, которые он здесь приобрел, основал, о которых заботился. Мы же понимаем, что «всякое дыхание хвалит Господа»: попугаи на своем языке, павлины – на своем. Мы их не понимаем, они нас не понимают, а Бог понимает всех.
– Они очень громко хвалят! Батюшка, Вы ощущаете себя продолжателем дела отца Антонина? Понятно, что это огромная ответственность, что Вы теперь и за маму и за папу для тех, кто приезжает в Яффо, для паломников. С Яффского порта когда-то начиналось паломничество Руси, во Христе бродячей. Как Вам тут живется?
– Отец Антонин был настолько масштабной фигурой, что даже сравнивать себя с ним не берусь по разным отраслям его деятельности, его заботе о Русской Палестине, его исторических, археологических изысканиях. Когда в Киеве недавно вышла книга об отце Антонине, для меня лично стало открытием, что, оказывается, он был очень интересный живописец, сохранились его картины. Всю жизнь он писал стихи, и весьма неплохие. Стихи я раньше читал, сейчас больше читаю. Что для меня особенно интересно, отец Антонин занимался фотографией, и в те времена он был фактически одним из первопроходцев в этой области. Он сам фотографировал и покровительствовал местным фотографам. К сожалению, из его персональных снимков я ничего еще не встречал, где-то, может быть, они сохранились, а может быть, нет, это печально.
Что касается нашего храма, то он был построен при нем, но еще не был расписан. И отец Антонин (Капустин) планировал его расписать в стиле древней византийской живописи Мануила Панселина – это классический, выдающийся стиль афонских росписей. Он сам посылал на Афон фотографа и художника для фотографирования и зарисовки росписей Мануила Панселина, чтобы перенести их сюда, в этот храм.
К сожалению, он умер через три месяца после освящения храма, и эта идея не получила своего завершения, храм расписали в таком виде, как мы сейчас видим, живоподобном. Но мне кажется, что не было такой воли Божией на тот момент. Я думаю, если бы отец Антонин это сделал, было бы очень красиво.
– Я смотрела, лики строгие, но в то же время приветливые. И меня, например, очень порадовало, что есть жены-мироносицы, и они названы по именам, и каждая написана в полный рост. Потому что праздновать-то мы празднуем православное 8-е марта, а попроси назвать мироносиц по именам, наступит неловкая минута.
– Верно, да. Но здесь это и память о святой Тавифе, которая, в принципе, может быть названа в числе жен-мироносиц, хотя она непосредственно не следовала за Господом, как они, но была представительницей первой христианской общины в Яффо. Как мы знаем по историческим свидетельствам из других мест, существовали женские общины, где вдовицы, девицы и даже замужние женщины временно в отрыве от семьи трудились ради Господа, первых христиан и вообще ради людей, совершая дела милосердия и добра. Поэтому здесь все логично выстраивается: жены-мироносицы у нас, мы их любим.
– Батюшка, все-таки вериги апостола Петра играли роль, когда храм освящался?
– Даже гиды сейчас говорят, что храм освящен в честь вериг апостола Петра.
– Я в интернете прочитала. А это не так, да?
– Дело в том, что храм освящался в день, когда празднуется поклонение веригам апостола Петра, 29 января, и, видимо, это как-то наложилось. Но в дневниках Антонина (Капустина) написано о дне, когда была закладка храма (на шесть лет раньше освящения): «Сегодня заложили храм в честь святых апостолов Петра и Павла и святой праведной Тавифы». И официальное название, как в Патриархии, как у нас в документах – это храм апостолов Петра и Павла и праведной Тавифы.
– Батюшка, спасибо Вам большое за эту беседу! Помоги Господь! И, может быть, на прощание какое-то пожелание нашим зрителям телеканала «Союз»?
– Живите мирно!
– Аминь.
Дорогие друзья, спасибо вам за то, что вы путешествуете с нами по Святой Земле. Надеемся, что будет еще много интересного! Оставайтесь с нами сегодня и всегда!
Ведущая Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Всенощное бдение 18 мая 2024 года
Этот день в истории. 18 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!