Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Милостью Божией продолжаются наши встречи на Святой Земле.
Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»
Это стихи Афанасия Фета, и каждый волен понять их по-своему. Кто-то увидит в них призыв к духовному паломничеству к яслям Новорожденного Христа Спасителя, а кто-то решит, что классик призывал к реальному путешествию в рождественский Вифлеем. Наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви регулярно бывает в этом городе, где пришел на землю Спаситель мира, по долгу службы и по зову сердца.
Анна, мы ждем Вашего рассказа о городе Вифлееме.
– Вифлеем просто чудесный город! Когда думаешь о нем, то приходишь к мысли, что хочется рассказать очень много или просто показать его. Лучше всего Вифлеем можно показать, если человек будет здесь, потому что ни один фильм или видеосюжет не даст правильного ощущения. А еще хочется просто молчать в благоговейной радости. Вифлеем – удивительный город, такого второго места на земле нет. Несмотря на то что Иерусалим – центр паломничества и для нас самый главный город на земле, у Вифлеема есть какой-то особый ключик к сердцу. Попав однажды в Вифлеем, потом никогда не сможешь его забыть, туда очень хочется все время возвращаться. В Иерусалиме мы переживаем довольно серьезные ощущения, все-таки здесь Гроб Господень, Голгофа и крестный путь. А Вифлеем связан для нас полностью с детской рождественской радостью, это место, где всегда чувствуется Рождество, в любое время года, особенно сейчас.
Не далее как два дня назад, пользуясь тем, что у наших детей рождественские каникулы, так как они учатся в христианской школе, мы с ними решили поехать в Вифлеем. Не так, как делают паломники, потому что, к сожалению, у них нет времени долго бывать на каждом святом месте, пребывание ограничено 30-40 минутами – и надо ехать дальше выполнять программу. Мы решили пробыть там целый день и погулять по Вифлеему. Во время этой прогулки тот творческий червячок, который во мне живет, стал подзуживать меня сделать сюжет о Вифлееме, чтобы поделиться этой радостью со зрителями. И так родилась идея программы о Вифлееме.
Сам город во времена Христа Спасителя был маленькой деревней, и хотя сейчас в нем живет около 300 тысяч жителей, сельское ощущение все равно осталось. Город расположен на склоне холма. Сейчас, конечно, и сам холм, и склоны, и долина – все занято Вифлеемом, он разросся. А во времена Спасителя он занимал небольшую площадку на склоне одного из холмов. Прямо за Вифлеемом на востоке начинается Иудейская пустыня, а на север от него лежит Иерусалим. На юге от Вифлеема продолжается пустыня, то есть в то время это была крайняя к пустыне деревня. Когда караванщики шли с запада на восток или с востока на запад, то они обязательно проходили через эту деревушку, во времена Христа и задолго до Христа. Первое упоминание о Вифлееме относится к 1350 году до Рождества Христова, в одном из писем один из иудейских царей упомянул эту деревню.
Почему она была известна? Караванщики везли в основном из Аравии золото, драгоценные камни, и везли их, кстати, в порт Газа на западе, откуда в настоящее время приходят только военные новости. На самом деле это был древнейший морской порт. Караванщики останавливались по пути в Вифлееме и пополняли запасы хлеба. Под Вифлеемом в долине в то время были пшеничные поля, в основном все жители выращивали хлеб, виноград и пасли овец. В то время в каждой семье были овцы и козы. Это местечко получило название «Дом хлеба», на иврите оно звучит как «бейт-лехем», то есть по-русски искаженно «вифлеем». Далее этот маленький населенный пункт стал известен благодаря следующему событию. Мы знаем, что праотец Иаков возвращался со своими женами Лией и Рахиль от дяди Лавана, и Рахиль неподалеку от Вифлеема родила своего второго сына Вениамина, в родах она скончалась. Иаков похоронил ее тут же, у входа в город. Гробница Рахиль сохранилась до сих пор, она почиталась иудеями еще до Рождества Христова и почитается сейчас. И Вифлеем стал известен как раз благодаря этому событию в древности.
Мы с вами знаем, что в Вифлееме находилось поле, которым владела Ноеминь, она была жительницей Вифлеема. Из-за голода она была вынуждена покинуть Вифлеем и уйти в Моав. В Моаве ее два сына женились на двух сестрах, одну из них звали Руфь. Как вы помните, умерли сыновья и муж этой несчастной женщины, Руфь отказалась вернуться в дом своих родителей и сопроводила Ноеминь в Вифлеем. Она сказала: «Твой Бог будет моим Богом, и твой народ будет моим народом». И они стали жить в Вифлееме. А дальше, как вы помните, поскольку они очень голодали, Руфь отправляется на поле собирать колосья – как нищенка. Ее замечает хозяин поля, это был Вооз, который впоследствии станет ее мужем, и от этого брака родится царь Давид. Соответственно, это поле будет полем отца царя Давида, там он будет пасти своих овец. Туда придет пророк Самуил и помажет Давида на царство. То есть Вифлеем приобретает еще большее значение – он уже становится городом и родиной одного из самых великих и святых царей, которые когда-либо были в Израиле.
Далее Вифлеем будет захвачен филистимлянами, мы знаем, что он будет упоминаться в связи со следующим случаем. Царь Давид стоял с войском под Вифлеемом и очень хотел пить. Он отдал приказ принести воды. Воины сказали: «Царь, мы с радостью принесем тебе воды из осажденного Вифлеема, что бы нам это ни стоило». Они прорвались в тыл врага и из колодца, рискуя своей жизнью, принесли Давиду воды. Но Давид раскаялся в своем типичном для царя желании, сердце его почувствовало всю горечь своего приказа и всю любовь, которую воины ему показали, и он сказал: «Не буду пить этой воды, принесу ее в жертву Богу». Этот колодец до сих пор есть в Вифлееме, и его иногда показывают паломникам.
Такими событиями Вифлеем был известен до Рождества Христова. Далее мы с вами прекрасно знаем евангельскую историю о том, что действительно Матерь Божия и Иосиф были из рода царя Давида, поэтому они отправились на перепись в Вифлеем. Перепись была очень сложным делом. Император Август доверяет ее человеку по имени Квириний, который до этого прославился как неоднократный усмиритель бунтов (в Сирии в том числе), как грамотный политик и военачальник. Спрашивается, почему император доверяет перепись не просто человеку, который в то время был правителем Сирии и Палестины, а именно Квиринию, назначив его на это время военачальником? Дело в том, что любая перепись в Иудее в то время была чревата восстаниями, потому что ее проводил император, и те люди, которые планировали восстания против римлян, могли использовать для этого скопление народа.
Квириний провел перепись блестяще, в это время никаких восстаний и бунтов не возникло. Как раз на эту перепись смиренно отправились Матерь Божия и Иосиф, хотя, конечно, путешествие Божией Матери на таком сроке беременности было очень трудным. Это послужило поводом для многочисленных детских колядок, где обязательно упоминается ослик. Особенно на Западе много колядок про ослика, который везет в Вифлеем Божию Матерь.
Рождество Христово происходит в Вифлееме, но на статус Вифлеема это событие никак не влияет. Христиане поначалу, до IV века, были в меньшинстве, они в основном ходили тайно молиться в пещеру, где родился Христос (она была сразу известна). И только в IV веке придет царица Елена и построит храм. Об этом мы с вами обязательно сделаем отдельную программу, потому что история храма Рождества Христова очень интересна.
Во времена Византии, в V - VI веках, город несколько увеличивается, туда устремляются паломники со всего мира, что способствует росту Вифлеема, и далее наступает период исламского владычества. В общем, ничем интересным Вифлеем не становится знаменит за весь период исламского владычества, затем владычества крестоносцев, а потом – опять мусульманского владычества (сначала египетские мамлюки и их правители, потом – Османская империя). Единственное, что отмечается в истории Вифлеема в тот период: начиная с XVI – XVII веков при турках город страдал от непомерных налогов, жители постепенно перестают заниматься сельским хозяйством и все меньше становится полей вокруг Вифлеема.
Жители начинают заниматься всевозможными ремеслами. В частности, в этот период появляется знаменитая резьба из оливкового дерева. В каждом христианском доме на Святой Земле есть вифлеемские вертепы из оливкового дерева, это обязательное украшение к Рождеству. У кого-то они большие, у кого-то маленькие, но это наш местный вифлеемский промысел. Также, примерно с XVII века, начинают резать из перламутра, хотя его, естественно, привозят со Средиземного моря (в Вифлееме моря нет), но это становится ремеслом. Из перламутра вырезают обложки для Евангелий, иконы, оклады и вертепы.
Серьезные изменения произошли в Вифлееме с 90-х годов XX века – он стал очень быстро расти. Причина этого, конечно, паломники. Огромное количество паломников и туристов приезжают в город. Беспрерывно строятся новые отели, возникают новые жилые кварталы, то есть город постоянно растет. Здания по-прежнему обкладывают иерусалимским белым камнем, который добывают неподалеку от Вифлеема, в каменоломне между Вифлеемом и Хевроном. Город по-прежнему на холме, он легкий, светлый, высоких зданий пока еще мало. Благодаря этому остается ощущение Рождества и сказки, особенно если прогуляешься по старой части Вифлеема.
– Анечка, наверное, мы перенесем это во вторую часть нашей программы. Я Вас сердечно благодарю за очень интересный рассказ от своего имени и от имени наших зрителей.
Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!