Союз онлайн: Есть что сказать

5 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Зависимости. Гость студии: ведущий специалист Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского монах Иоанн (Адливанкин). Часть 2. Ведущая Светлана Ладина.

– Я предлагаю вашему вниманию вторую часть беседы с монахом Иоанном (Адливанкиным), ведущим специалистом Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Батюшка, мы с Вами говорили о разного рода зависимостях, их диагностике и борьбе с ними, чем, в частности, занимается ваш Центр, который имеет в этом уже 16-летний опыт.

– Да, это так. И этот опыт только расширяется, проблем становится все больше, и я должен признаться, что понимание этих проблем все меньше, в том числе и православной аудиторией. У современной молодежи техногенная цивилизация настолько изменила сознание, что к такому человеку требуется особенный подход, и пастырский подход в первую очередь. Но не каждый батюшка знает, как поступать в таких случаях. В прошлый раз мы говорили о проблемах родителей постперестроечного поколения, но когда речь идет о родителях, которые представляют собой церковную или околоцерковную аудиторию, то здесь возникают перегибы и много новых проблем. Кто-то может своего чадушка направить на отчитки. Родители ищут какие-то выходы, и иногда они не совсем адекватны. Это понятно, потому что, наблюдая за тем, как страдает душа твоего чада, естественно, страдаешь вместе с ним. Но часто этот захват настолько тотальный, что с этим очень трудно смириться, и тогда принимаемые меры к такому чадушке выходят даже за рамки того, что рекомендует здравая православная вера и Церковь в целом.

Мы, конечно, работаем в этой области (и с родителями), потому что надо выработать разумный подход к этой теме. Мы ищем духовный подход: должна быть правильно построена исповедь такого чадушки; правильная ориентация родителей тоже играет существенное значение. В принципе, без реальной помощи Божией, без благодати Божией вывести дитя из этой беды невозможно. Когда мы видим перед собой такое семейство, то в первую очередь начинаем изучать состояние родителей, их духовный мир, нравственную ориентацию, здравость в вере и их прошлый путь. И часто обнаруживаем, что в биографии человека есть какие-то непережитые проблемы, из которых он вышел неправильным, неправославным путем.

Мы помогаем такому родителю решить все свои проблемы духовного порядка, чтобы между Богом и человеком (между Церковью и родителем) не было преград. Мы совершенно убеждены в том, что помощь Божия не оставляет никакое кающееся сердце. А когда мы говорим о проблеме игровой зависимости, надо правильно понять, что мы очень часто говорим об утрате дитя. Существуют рамки, после которых начинается уже аномалия, патология.

– Многие, наверное, видели в Интернете видеоролик: бабушка запрещает мальчику играть в компьютер, за которым он и так уже долго сидел, а в ответ не просто истерика, а какая-то совершенно бешеная реакция.

– Да, это очень опасно.

– То есть ребенок не похож на ребенка.

– Да, это правда. Вы знаете, для нас необходимо понять тот комплекс проблем, который сопровождает игру. К примеру, если в этой игре к ребенку (неважно, какого возраста, допустим десятилетнего) привязываются какие-то вещи блудного характера, то это полная катастрофа, потому что блуд, особенно в раннем возрасте, в любой форме, несомненно, открывает душу ребенка для действия демонических сил – это аксиома. В этом случае мы имеем дело не с самой игровой зависимостью, а с более широким и тяжелым комплексом проблем, которые можно понять с точки зрения православного подхода как душепопечение человека. Это очень тяжело решать, потому что мы имеем дело с необузданными страстями в молодой личности.

Более того, когда я наблюдаю за приходящими людьми (это касается не только сферы игры, но и оккультизма, и всего остального), то для себя точно дифференцирую нравственный статус такого человека. С одной стороны, юноша может просто увлечься игрой, но если к этому прибавляется еще негативная интимная сфера, то это совсем другое состояние. Это реальное открытие себя для действия инфернальных, бесовских сил; плюс еще зависимость, которая происходит параллельно по нейротипу на уровне захвата рефлексов и так далее. В такой ситуации очень тяжело.

Еще речь идет об играх агрессивного характера. Представьте себе: ранний блуд, демоны в компьютере, многочасовое сидение с этим, стрелялки, кровь. Я всегда провожу своего рода тест с подростками. Спрашиваю:

– Во сколько лет ты начал играть?

– В десять лет.

– А твой ребенок когда начнет?

– Лет в пять или в семь.

– А ты хотел бы иметь детей?

– Нет, что Вы! Господи, помилуй! Он же меня убьет.

Поверьте мне, не раз я слышал что-то подобное в разных интерпретациях. Дети сами понимают, что это такое. Они знают, что такое беснование, потому что они знают свой характер.

Я часто нахожу такой подход, при котором не стараюсь их воспитывать, а показываю, что понимаю их. Дети знают себя и проецируют это на свое потенциальное дитя. Представьте себе десять часов, проведенные с демонами в аду, с хлестанием крови, с обнаженными натурами демонического вида... Эта графика буквально воспроизводит демонический мир. И ребенок не просто сидит много времени перед этим, а принимает на себя роль одного из героев этого мира и пылает страстью к этим героям.

Если ад и придумал что-то для полного убийства души, то это и есть с виду безобидная эффектная игра.

– Что должно насторожить родителей на том этапе, пока еще не дошло до края? Есть какие-то симптомы?

– Время, затраченное на игру. Потенциал игры, ее специфика. Если мама увидит, что ребенок сидит в чем-то непотребном, представленном на компьютере (там кровь и демоны), то в этом случае время, потраченное на игру, уже не имеет значения. В моем опыте есть дети, которые один раз заглянули в компьютер, попали в игры интимного рода, и больше ребенка нет, его душа убита и захвачена.

– Какова должна быть реакция мамы?

– В этом случае самая категорическая. Я боюсь давать советы, потому что если дам совет забрать компьютер, то начинается страшный скандал до драки, до избиения родителей. Я знаю ужасающие случаи. Но если не оградить ребенка от этой проблемы, то получается тоже плохо. Но по опыту родителей, которые сами с нами делятся, я знаю, что иногда использование всего возможного авторитета, чтобы прекратить участие ребенка в этом демоническом мире, приносит более лучшие плоды, чем некоторое толерантное отношение к этой проблеме. Потому что каждая минута общения ребенка в этом демоническом мире приносит беду его душе, а если туда пристраиваются еще страсти, на которые я довольно ясно намекаю, то это совсем катастрофа.

В основном так и происходит, потому что эта сфера не отделена от соблазнов, юная душа не может от этого уйти, и тогда мы имеем дело с тотально поврежденной личностью. Это глобальная проблема, и мир еще не очень представляет себе, в каком состоянии он находится в этом отношении. Эта проблема захватывает все и вся, и взрослых, и детей. Ее доступность – это доступность ада, который открывается для человека по мановению волшебной палочки.

Я не говорю о других нюансах, которые сопровождают эту тему. Это своего рода субкультура, которая стала глобальной. Она связана со многими вещами, например с музыкальными увлечениями, с современными ритмами, с видео– и аудиопродукцией, с мультфильмами. Это целая культура.

– Я бы даже сказала, с детскими игрушками, потому что сегодня продаются жутковатые куколки с клыками и всем прочим. Я не понимаю, как должен был бы на меня воздействовать мой ребенок, чтобы я ему это купила, если я ему, конечно, зла не желаю. Слава Богу, мои дети уже большие и этого «добра» тогда не было.

– Однажды я провел один добрый тест. Это было в одной семье, где у детей как раз были подобные игрушки. Это чудесная семья, которую я люблю, поэтому я могу об этом рассказать. Я спросил у ребенка, какая у него самая добрая игрушка в доме, ожидая, что ребенок мне принесет плюшевого мишку. Он принес мне дракона из фэнтези. Понятно, что о вкусах не спорят, но это о многом говорит, потому что это и формирует эстетику ребенка.

Наиболее быстрый захват личности и ее поражение у юного дитя происходит даже не в компьютерных играх, а в мультиках жанра аниме. Если говорить о серьезной специфике, то признак влияния на человека со стороны демонических сил в первую очередь открывается в его внешней эстетике, в соматике, в его поведении, жестах. К примеру, в жанре анимэ мы наблюдаем невероятные метаморфозы, происходящие не просто с сознанием человека, а в целом с личностью. Меняется соматика, модель поведения, образ человека, лицо, руки – буквально все, без специальной пластики. Это самое прямое указание на то, что человек открыт для действия определенных сил мира падшей духовности.

У меня была ситуация, когда я определял, чем увлекается ребенок. Я помню, как ко мне пришла девочка, которая выглядела как ведьма. Я спросил, какое у нее имя, намекая на ролевые игры, она говорит: «Валькирия». Интересно, а эти демоны в скандинавском культе под названием «валькирия» – это фантазия? Или были реальные демоны, которые пали вследствие христианской проповеди? Может быть, этот вопрос для кого-то открыт, но для нас он довольно понятен. Пусть это не то имя и значение, но если человек отождествляет себя с соответствующим героем, то он уже дает некоторое право на свою душу.

Многочасовое участие во всей этой культуре и является современным институтом воспитания подрастающего поколения.

– Спасибо Вам, я надеюсь на продолжение нашей беседы, потому что тема важнейшая, и в третьей части я хочу задать вопрос, что делать, как этого избежать, и поговорить о профилактике и способах лечения.

Уважаемые зрители, будет третья часть нашей беседы с отцом Иоанном. Оставайтесь с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать