Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Я предлагаю вашему вниманию вторую часть беседы с монахом Иоанном (Адливанкиным), ведущим специалистом Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Батюшка, мы с Вами говорили о разного рода зависимостях, их диагностике и борьбе с ними, чем, в частности, занимается ваш Центр, который имеет в этом уже 16-летний опыт.
– Да, это так. И этот опыт только расширяется, проблем становится все больше, и я должен признаться, что понимание этих проблем все меньше, в том числе и православной аудиторией. У современной молодежи техногенная цивилизация настолько изменила сознание, что к такому человеку требуется особенный подход, и пастырский подход в первую очередь. Но не каждый батюшка знает, как поступать в таких случаях. В прошлый раз мы говорили о проблемах родителей постперестроечного поколения, но когда речь идет о родителях, которые представляют собой церковную или околоцерковную аудиторию, то здесь возникают перегибы и много новых проблем. Кто-то может своего чадушка направить на отчитки. Родители ищут какие-то выходы, и иногда они не совсем адекватны. Это понятно, потому что, наблюдая за тем, как страдает душа твоего чада, естественно, страдаешь вместе с ним. Но часто этот захват настолько тотальный, что с этим очень трудно смириться, и тогда принимаемые меры к такому чадушке выходят даже за рамки того, что рекомендует здравая православная вера и Церковь в целом.
Мы, конечно, работаем в этой области (и с родителями), потому что надо выработать разумный подход к этой теме. Мы ищем духовный подход: должна быть правильно построена исповедь такого чадушки; правильная ориентация родителей тоже играет существенное значение. В принципе, без реальной помощи Божией, без благодати Божией вывести дитя из этой беды невозможно. Когда мы видим перед собой такое семейство, то в первую очередь начинаем изучать состояние родителей, их духовный мир, нравственную ориентацию, здравость в вере и их прошлый путь. И часто обнаруживаем, что в биографии человека есть какие-то непережитые проблемы, из которых он вышел неправильным, неправославным путем.
Мы помогаем такому родителю решить все свои проблемы духовного порядка, чтобы между Богом и человеком (между Церковью и родителем) не было преград. Мы совершенно убеждены в том, что помощь Божия не оставляет никакое кающееся сердце. А когда мы говорим о проблеме игровой зависимости, надо правильно понять, что мы очень часто говорим об утрате дитя. Существуют рамки, после которых начинается уже аномалия, патология.
– Многие, наверное, видели в Интернете видеоролик: бабушка запрещает мальчику играть в компьютер, за которым он и так уже долго сидел, а в ответ не просто истерика, а какая-то совершенно бешеная реакция.
– Да, это очень опасно.
– То есть ребенок не похож на ребенка.
– Да, это правда. Вы знаете, для нас необходимо понять тот комплекс проблем, который сопровождает игру. К примеру, если в этой игре к ребенку (неважно, какого возраста, допустим десятилетнего) привязываются какие-то вещи блудного характера, то это полная катастрофа, потому что блуд, особенно в раннем возрасте, в любой форме, несомненно, открывает душу ребенка для действия демонических сил – это аксиома. В этом случае мы имеем дело не с самой игровой зависимостью, а с более широким и тяжелым комплексом проблем, которые можно понять с точки зрения православного подхода как душепопечение человека. Это очень тяжело решать, потому что мы имеем дело с необузданными страстями в молодой личности.
Более того, когда я наблюдаю за приходящими людьми (это касается не только сферы игры, но и оккультизма, и всего остального), то для себя точно дифференцирую нравственный статус такого человека. С одной стороны, юноша может просто увлечься игрой, но если к этому прибавляется еще негативная интимная сфера, то это совсем другое состояние. Это реальное открытие себя для действия инфернальных, бесовских сил; плюс еще зависимость, которая происходит параллельно по нейротипу на уровне захвата рефлексов и так далее. В такой ситуации очень тяжело.
Еще речь идет об играх агрессивного характера. Представьте себе: ранний блуд, демоны в компьютере, многочасовое сидение с этим, стрелялки, кровь. Я всегда провожу своего рода тест с подростками. Спрашиваю:
– Во сколько лет ты начал играть?
– В десять лет.
– А твой ребенок когда начнет?
– Лет в пять или в семь.
– А ты хотел бы иметь детей?
– Нет, что Вы! Господи, помилуй! Он же меня убьет.
Поверьте мне, не раз я слышал что-то подобное в разных интерпретациях. Дети сами понимают, что это такое. Они знают, что такое беснование, потому что они знают свой характер.
Я часто нахожу такой подход, при котором не стараюсь их воспитывать, а показываю, что понимаю их. Дети знают себя и проецируют это на свое потенциальное дитя. Представьте себе десять часов, проведенные с демонами в аду, с хлестанием крови, с обнаженными натурами демонического вида... Эта графика буквально воспроизводит демонический мир. И ребенок не просто сидит много времени перед этим, а принимает на себя роль одного из героев этого мира и пылает страстью к этим героям.
Если ад и придумал что-то для полного убийства души, то это и есть с виду безобидная эффектная игра.
– Что должно насторожить родителей на том этапе, пока еще не дошло до края? Есть какие-то симптомы?
– Время, затраченное на игру. Потенциал игры, ее специфика. Если мама увидит, что ребенок сидит в чем-то непотребном, представленном на компьютере (там кровь и демоны), то в этом случае время, потраченное на игру, уже не имеет значения. В моем опыте есть дети, которые один раз заглянули в компьютер, попали в игры интимного рода, и больше ребенка нет, его душа убита и захвачена.
– Какова должна быть реакция мамы?
– В этом случае самая категорическая. Я боюсь давать советы, потому что если дам совет забрать компьютер, то начинается страшный скандал до драки, до избиения родителей. Я знаю ужасающие случаи. Но если не оградить ребенка от этой проблемы, то получается тоже плохо. Но по опыту родителей, которые сами с нами делятся, я знаю, что иногда использование всего возможного авторитета, чтобы прекратить участие ребенка в этом демоническом мире, приносит более лучшие плоды, чем некоторое толерантное отношение к этой проблеме. Потому что каждая минута общения ребенка в этом демоническом мире приносит беду его душе, а если туда пристраиваются еще страсти, на которые я довольно ясно намекаю, то это совсем катастрофа.
В основном так и происходит, потому что эта сфера не отделена от соблазнов, юная душа не может от этого уйти, и тогда мы имеем дело с тотально поврежденной личностью. Это глобальная проблема, и мир еще не очень представляет себе, в каком состоянии он находится в этом отношении. Эта проблема захватывает все и вся, и взрослых, и детей. Ее доступность – это доступность ада, который открывается для человека по мановению волшебной палочки.
Я не говорю о других нюансах, которые сопровождают эту тему. Это своего рода субкультура, которая стала глобальной. Она связана со многими вещами, например с музыкальными увлечениями, с современными ритмами, с видео– и аудиопродукцией, с мультфильмами. Это целая культура.
– Я бы даже сказала, с детскими игрушками, потому что сегодня продаются жутковатые куколки с клыками и всем прочим. Я не понимаю, как должен был бы на меня воздействовать мой ребенок, чтобы я ему это купила, если я ему, конечно, зла не желаю. Слава Богу, мои дети уже большие и этого «добра» тогда не было.
– Однажды я провел один добрый тест. Это было в одной семье, где у детей как раз были подобные игрушки. Это чудесная семья, которую я люблю, поэтому я могу об этом рассказать. Я спросил у ребенка, какая у него самая добрая игрушка в доме, ожидая, что ребенок мне принесет плюшевого мишку. Он принес мне дракона из фэнтези. Понятно, что о вкусах не спорят, но это о многом говорит, потому что это и формирует эстетику ребенка.
Наиболее быстрый захват личности и ее поражение у юного дитя происходит даже не в компьютерных играх, а в мультиках жанра аниме. Если говорить о серьезной специфике, то признак влияния на человека со стороны демонических сил в первую очередь открывается в его внешней эстетике, в соматике, в его поведении, жестах. К примеру, в жанре анимэ мы наблюдаем невероятные метаморфозы, происходящие не просто с сознанием человека, а в целом с личностью. Меняется соматика, модель поведения, образ человека, лицо, руки – буквально все, без специальной пластики. Это самое прямое указание на то, что человек открыт для действия определенных сил мира падшей духовности.
У меня была ситуация, когда я определял, чем увлекается ребенок. Я помню, как ко мне пришла девочка, которая выглядела как ведьма. Я спросил, какое у нее имя, намекая на ролевые игры, она говорит: «Валькирия». Интересно, а эти демоны в скандинавском культе под названием «валькирия» – это фантазия? Или были реальные демоны, которые пали вследствие христианской проповеди? Может быть, этот вопрос для кого-то открыт, но для нас он довольно понятен. Пусть это не то имя и значение, но если человек отождествляет себя с соответствующим героем, то он уже дает некоторое право на свою душу.
Многочасовое участие во всей этой культуре и является современным институтом воспитания подрастающего поколения.
– Спасибо Вам, я надеюсь на продолжение нашей беседы, потому что тема важнейшая, и в третьей части я хочу задать вопрос, что делать, как этого избежать, и поговорить о профилактике и способах лечения.
Уважаемые зрители, будет третья часть нашей беседы с отцом Иоанном. Оставайтесь с нами!
Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Мысли о прекрасном. Художник Сергей Труханов. Часть 1
Благие вести. 18 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!