Союз онлайн: Есть что сказать

29 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Страстная Пятница. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Милостью Божией мы достигли Святой и Великой Пятницы и снова отправляемся в святой град Иерусалим, где нас ждет гид паломнической службы «Радонеж», наш постоянный проводник Анна Мусан-Леви.

О событиях Великой Пятницы мы слышим уже вечером в четверг, но, строго говоря, это время принадлежит уже пятнице, когда мы находимся на службе Двенадцати Страстных Евангелий. Днем нас ждет чин выноса Плащаницы, а потом ее погребение, когда во всех храмах совершается очень трогательный крестный ход: со свечами мы идем за Плащаницей, которая изображает Тело погребенного Спасителя, и оплакиваем Его вместе с Матерью Божией, Иосифом и Никодимом, женами-мироносицами и апостолом Иоанном Богословом.

Наверняка, в Иерусалиме все то, о чем я сказала, происходит с еще большей пронзительностью, достоверностью и основательностью.

– Да, конечно. В Иерусалиме сохранилось очень много мест–свидетелей крестных Страстей Спасителя. Кроме того, у нас есть особые богослужебные чины, особые крестные ходы, традиции, которые родились еще в V - VII веках специально для паломников, для того, чтобы люди, приезжающие в Иерусалим, могли глубже и реальнее пережить эти события.

У нас все начинается в Гефсимании, с места, где Спаситель молился о чаше. Это место принадлежит католикам, поэтому у нас там не бывает никакой службы или крестного хода, но когда я начинаю думать о Страстной неделе, то первое, что приходит на ум, – это мысль о Гефсиманском саде. Гефсиманский сад на сегодняшний день – это небольшая роща, которая когда-то окружала пресс для выжимки оливкового масла. Отсюда и название «Гефсимания» – на иврите пресс для выжимания масла звучит как «гат шманим». В этом месте есть большой плоский камень, на котором дробили оливки, прежде чем их отжать. Основную часть года это место пустовало, потому что масло выжимают только в январе-феврале. В эту рощу около заброшенного пустующего пресса пришел Спаситель после Тайной Вечери. И воспев, пошли в гору Елеонскую (Мф. 26:30).

Дело в том, что Господь часто бывал на Масличной горе, где в то время были дебри, а рядом шумел большой город. Сейчас на горе живут люди, там множество храмов, а раньше там ничего не было, кроме оливковых деревьев. Если внимательно читать Евангелие от Луки, то мы увидим, что Господь не один раз с учениками ходил на Елеон. По своему обыкновению они пошли туда и после Тайной Вечери, отправились в тихое место, подальше от города – помолиться. Именно там Спаситель, смертельно скорбя, отошел от апостолов на вержение камня и молился о том, чтобы Ему избежать страданий, если это возможно. Мы с вами видим, что Христос полностью переживает все, что переживал бы любой нормальный человек. Господь боится смерти, поэтому мы с вами не одиноки в этом страхе и можем смело говорить об этом Христу, как, впрочем, и обо всем другом, потому что Он это испытал. Его душа смертельно тосковала от страха грядущих страданий и от скорой смерти, которая Его ожидала и о которой Он знал.

Апостолы спали, потому что они были в унынии и не были укреплены Духом Святым. Молиться в такой ситуации они не могли, потому что не имели духовных сил, и спали в пещере. Эта пещера сохранилась до нашего времени, она действительно находится на расстоянии вержения камня, то есть мужчина-воин может добросить камень от одного места до другого. Эта пещера находится на территории монастыря Марии Магдалины, о котором я уже не раз рассказывала.

Интересна маленькая деталь, которую нам дает только Иерусалим: обычно представляется, что Спаситель, чтобы помолиться, отошел от учеников в гору, а на самом деле это не так. Он спустился вниз по склону горы. Видимо, они в этой пещере беседовали, и Господь рассказывал им о грядущих страданиях. Почувствовав страх смерти, Он сказал: «Душа моя скорбит смертельно, Я пойду помолиться». И Он спускается по склону Елеона к Иерусалиму, опускается на колени на этом камне и становится лицом к Иерусалиму, то есть, глядя на Ветхозаветный храм, начинает молиться.

Действительно, сейчас, находясь в этих местах, мы видим Золотые ворота и место Ветхозаветного храма. Дальше, как вы помните, пришел Иуда. Он предал Спасителя воинам, показав Его им. Подошел и поцеловал, приветствуя Его по восточной традиции. У нас до сих пор так зачастую здороваются мужчины – целуют друг друга в щеку. Дальше воины ведут Христа к первосвященнику Анне.

Место дома первосвященника Анны тоже сохранилось до наших дней, оно находится около Сионской горницы, напротив дома апостола Иоанна Богослова. Нам становится понятно, откуда простой рыбак был знаком с архиереями – они были соседями. Конечно, остается тайной, откуда у простого галилейского рыбака был дом в Иерусалиме, но возможно, это наследство, или дом был куплен специально, чтобы там останавливаться во время праздников. По этому поводу можно высказывать разные предположения.

Первосвященник допрашивает Господа и говорит: «Заклинаю Тебя Богом живым, Ты ли Сын Благословенного?», и когда Господь ему открыто отвечает, что это так, то первосвященник раздирает одежды и восклицает: «Повинен в смерти», потому что не было большего богохульства у иудеев, чем назвать себя Сыном Божьим, то есть долгожданным Миссией.

Рано утром в пятницу они Его ведут к Пилату. Это место тоже нам известно, хотя и не сохранилось полностью – это Антониева башня. Она примыкала к стене Ветхозаветного храма. В этой башне, которую построил Ирод Великий и назвал ее в честь императора Марка Антония, постоянно размещался гарнизон римских воинов. Для иудеев, жителей Иерусалима, не было места страшнее, чем эта башня. Там не только избивали, очень жестоко наказывали и судили преступников, в ее подземелье сидело очень много людей, которые буквально издыхали в этих подземных камерах. Попасть туда было очень страшно.

Господа рано утром приводят к Пилату, который жил в Кесарии, у моря, а в Иерусалим приезжал только по необходимости на пасху. Как военный правитель Иерусалима, он был обязан наблюдать за тем, как проходит праздник – не произносятся ли проповеди против императора Рима. Галерея Антониевой башни как раз прилегала к галерее храма. Пилат нехотя выходит, выслушивает разъяренную толпу иудеев, которые говорят, что хотят суда над этим человеком. Он виноват в том, что говорил о разрушении храма иудейского, и в том, что Он называет Себя Сыном Божьим.

Пилат говорит: «Это не преступление, а ваше религиозное дело. Вы Его возьмите и судите по вашему закону». Но иудеям необходимо вынудить Пилата разобраться с Христом, поэтому они говорят, что если он не уладит дело с человеком, называющим себя Царем Иудейским и Сыном Божьим, то он не друг императора Рима, потому что царем и Сыном Божьим может быть только император, кесарь. Тогда Пилат вынужден отдать приказ о наказании Спасителя. Двор, в котором это происходило, тоже сохранился, есть эти страшные камни, на которых Спаситель проливал Свою Кровь за нас. Они находятся на территории католического монастыря, это место называется Лифостротон, там сохранилась мостовая внутреннего двора Антониевой башни. На одном из этих огромных камней мы четко видим выдолбленную игру, которой развлекались древние воины.

Господа избили бичами, а римский бич – это палка, к которой прикреплены шесть кожаных ремней, на каждом из них по свинцовой гирьке с острыми шипами. Это очень страшно, и не было живого места на Господе. Когда Пилат, издеваясь над Христом, выносит смертный приговор, потому что толпа не разжалобилась, увидев окровавленного Спасителя, он отдает Его воинам. У воинов была игра: на полу выдалбливался круг, который расчерчивался на сектора. Около каждого сектора рисовался знак зодиака, означающий какое-то мучение, испытание, которое нужно пройти осужденному на смерть преступнику. Около одного сектора был знак – латинская буква «В» (басилевс, царь). Когда преступника выводили, воины бросали кости, что ему выпадет. Если ему выпадал сектор «В», то его облачали в порфиру, надевали на голову терновый венец (шипы венца были длиной шесть сантиметров), давали в руки трость, кланялись ему, как царю, издеваясь, и могли выполнить какое-то одно желание преступника (дать что-то съесть или выпить), а потом начинали его избивать. Избивали настолько страшно, что часто преступник не доживал до распятия.

Нашего Господа били, об этом нам свидетельствует Туринская плащаница. Его били палкой, кулаками по голове, по лицу, у Господа был сломан нос, и лицо было все опухшее от побоев. То есть к тому моменту, когда Его отводят в тюрьму на несколько часов, пока будет приготовлен Крест для Него, Господь уже был очень сильно травмирован, Его жизнь уже была на грани, а впереди предстояли еще очень тяжелые часы страдания на Кресте.

Темница, в которой содержался Господь, тоже сохранилась, это древняя тюрьма. Мы обычно не ленимся спуститься до самого низа, чтобы посмотреть то место, где сидел Варавва, где содержали и других людей. Это очень страшное место, тесное и низкое. Господь сидел в верхнем отделении, в небольшой камере, где сохранились узы, в которые были вставлены ноги Спасителя. Это две дыры в камне. Внизу ноги связывались веревкой, а руки растягивались от стены к стене. Оттуда Господь пойдет Крестный путем, Он понесет Крест – тяжеленную поперечную балку, от которой на Его плече остались рваные раны, потому что она была совершенно нестроганая, и синяки – она ударяла Его по спине много раз.

На Крестном пути есть место, где Спаситель упал под тяжестью креста, дальше его понесет Симон. На месте, где Спаситель упал, осталась ладонь Господа, отпечатавшаяся на камне. Этот камень был когда-то в мостовой, а в XVII - XIX веках его вделали в стену, и с тех пор мы прикладываемся к нему.

Дальше Крестный путь идет в гору, что очень впечатляет тех, кто хоть раз по нему ходил. Даже нам, здоровым людям, не несущим крест, трудно идти вверх по ступенькам. Обычно мы с паломниками поем, но на этом месте всегда сбивается дыхание, трудно идти. Христос тоже уже не мог нести Свой Крест, Он шел окровавленный, с переломанными ребрами, истекающий кровью, изнемогающий от побоев и ран. Невероятно, что Он дошел, учитывая, что воины окружали Его кольцом, подпихивали, подталкивали, народ улюлюкал и хохотал. В такой ситуации Спаситель не осудил, не обозлился, Он только молился за них и терпел это все ради нас и ради них, чтобы эти злодеи, которые так жестоко Его мучили, были спасены.

Дальше Господь приходит к порогу Судных врат. Это то место, где выходили за вторую городскую стену к Голгофе. Этот порог тоже сохранился. Отец Антонин (Капустин) открыл нам это место, мы можем прикладываться и видеть этот порог. Тот, кто переступал его, терял право на апелляцию, поэтому у нас сохранилось со времен Древнего Рима выражение «Стоять у порога смерти (на пороге жизни и смерти)». До того, как преступник переступил порог, то есть вышел за город, кто-то мог вступиться за него. В случае со Спасителем дело было бы направлено на пересмотр в Рим, но толпа была убеждена, что это обманщик, а не их Бог. Такого Бога они не хотели, поэтому наш Господь переступил этот порог.

Дальше была Голгофа. Теперь мы попадаем на Голгофу по улице, а в древности был прямой проход, это все было в черте одного храма. Сейчас мы входим в Храм Гроба Господня, по лестнице поднимаемся на Голгофу, где произошло распятие Спасителя. Осталось отверстие, где стоял Крест Господа, над этим отверстием есть престол, там бывает Божественная литургия. В пятницу именно туда приходит крестный ход, который идет от Претории, темницы Христовой, до Голгофы. К престолу прислоняется крест, который нес архиерей, и там совершается чтение Евангелия о страданиях Господа на Кресте.

В те времена не было позорнее и страшнее казни, чем смерть на кресте. На четырех точках человек должен был держать свое тело, при этом нужно было дышать, а для того, чтобы дышать, нужна опора, которой не было, потому что гвоздь не опора для веса взрослого человека, как вы понимаете. Два гвоздя на ногах Господа – это было все, на что Он мог опираться, и два гвоздя в руках, для того чтобы брать дыхание. Притом гвозди вбивались не в ладони, как у нас изображается, потому что, когда стали изображать, уже не знали, как распинали. Константин Великий сразу упразднил распятие. Гвозди вбивали в запястья, туда, где находятся нервные узлы, поэтому наш Спаситель держал свое Тело на нервных узлах, на Своих нервных окончаниях – это адская боль. И каждый вдох – это невероятный труд и боль. Это три часа удушья. Я думаю, что больше ничего говорить не нужно, потому что каждый человек может уже представить себе это состояние.

Господь молится и просит, чтобы Отец простил. Когда воины, увидев состояние Господа, хотели дать Ему обезболивающее, то Он отказался. Когда Он сказал, что хочет пить, они дали Ему уксус, и Господь от него, как от нашатыря, пришел в себя и в полном сознании предал дух.

Господь мог вызвать легион ангелов, Он мог в любой момент Божественной волей прекратить распятие, но не сделал этого, потому что Его любовь не могла не совершить того, что должна была совершить. Христос страдает добровольно, в сознании и отдает жизнь за нас.

Вот к таким местам мы прикасаемся в Иерусалиме в эти святые дни и тогда, когда посещаем их.

– Спасибо Вам за это путешествие. Мы не только побывали в тех местах, которые хранятся сейчас, но словно перенеслись почти на две тысячи лет назад. Теперь с полным осознанием событий этого дня будем ожидать Светлого Христова Воскресения.

Анечка, до встречи в Святую Пасху, когда мы сможем приветствовать друг друга жизнеутверждающим и всепобеждающим «Христос Воскресе!»

Уважаемые зрители, спасибо, что эти святые дни вы проводите с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать