Союз онлайн: Есть что сказать

27 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Великая Среда. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Сегодня Святая и Великая Среда. Сегодня жена-грешница помазывает Господа миром и обливает Его ноги слезами, а один из ближайших учеников – Иуда Искариот – предает Спасителя иудейским старейшинам. Сегодня на литургии Преждеосвященных Даров мы в последний раз читаем великопостную молитву Ефрема Сирина. Тему продолжит наш постоянный проводник по Святой Земле Анна Мусан-Леви.

Анечка, здравствуйте!

– Здравствуйте!

– Скажите, пожалуйста, какие места Святой Земли напоминают о событиях Великой Среды?

– Должна вам сказать, что таких мест немного. Дом фарисея, где жена-грешница омыла ноги Спасителя, не сохранился до нашего времени; даже место, где это происходило, очень спорно, как и сама личность женщины. Есть разные варианты объяснений, кем она была, об этом можно читать книги, но рассказывать об этом не так интересно. Поэтому давайте поговорим о местах, связанных с предательством Иуды, тем более что это ключевой момент сегодняшнего дня.

Должна вам признаться, что я не знаю, на каком дереве повесился Иуда и в какой точке Иерусалима он это сделал. Предание этого не сохранило, потому что образ Иуды сильно романтизирован и раздут. Иуда не сделал ничего такого, чего мы с вами не делаем каждый день. Иуда предал Христа, потому что усомнился в том, что это Сын Божий. Если бы он не усомнился в том, что Иисус и есть Спаситель, то он бы никогда в жизни на такое не пошел.

Почему он усомнился? Потому что Спаситель оказался другим, не таким, каким Иуда хотел бы Его видеть. Когда Господь посылает нам испытания (не обязательно страшные болезни), когда наша жизнь идет не совсем так, как бы мы этого хотели, то мы совершенно спокойно отворачиваемся от Господа. Это нередко бывает. Мы пытаемся изменить ситуацию своими силами, пытаемся доказать себе, что это не воля Божия, или открыто перестаем ходить в храм и говорим: «Значит, Бога нет» или: «Я не верю, что Бог может такое сделать». Таким образом, предательство Иуды нам всем очень хорошо знакомо. Просто Иуда предал Христа на распятие в тех исторических обстоятельствах, когда Спаситель был на земле, а мы предаем Его на распятие внутренне, ежедневно.

Личность Иуды – не роковая фигура, которая изменила ход мировой истории. В художественной литературе есть попытки придать Иуде какой-то вес, но эти представления ложные. Как сказал Христос: «Сын Человеческий идет тем путем, которым Он должен идти», поэтому, предал ли Его Иуда или это были бы какие-то другие обстоятельства, неминуемо все пришло бы к этой трагической развязке. Ради этого Он родился и пришел в мир.

Сохранились сведения только о той земле, которую купили на деньги, возвращенные Иудой фарисеям. Помните, он швырнул им обратно тридцать сребреников, раскаявшись в том, что сделал. На эти деньги приобрели землю горшечника. Это склон холма, именуемый Акелдама (скорее всего, арамейское название), там земля красного цвета из-за глины. Это место находится около Западной Стены Иерусалима, на пересечении долины Гееном с Кедронской долиной.

– Это тоже знаковое место, потому что обе долины имеют большую историю и перспективу в вечности.

– Да, если верить пророчествам, то именно там будет явлена огненная река от Престола Агнца, поток любви Божией во время Страшного Суда, который будет уносить души грешников в ад, Мертвое море. Об это нужно рассказать отдельно, потому что это большая и интересная тема.

Акелдама действительно, как написано в Евангелии, использовалась для погребения странников, тех, кто не был родом из Иерусалима, потому что жить на этом месте в то время никто не хотел. Своих гробов у паломников не было, и там для них устроили кладбище. В христианские времена эта традиция продолжалась, и на земле горшечника хоронили паломников, умерших в Иерусалиме.

Есть знаменитое предание, которое, впрочем, не подтверждается никакими древними документами, что святой преподобный Онуфрий Великий бывал в Иерусалиме и несколько лет жил в пещере рядом с кладбищем Акелдама, прежде чем удалился в Египетскую пустыню, что мы знаем из его жития. Онуфрий Великий – это удивительный святой. Именно он, как Мария Египетская, подвизался в пустыне совершенно один и без одежды. Он дал наставление братии, которая потом собралась вокруг него: «Все, кто будет поминать имя мое после моей смерти, кто будет в молитвах обращаться ко мне – не потеряют мзды милости Божией ни в этой жизни, ни в будущей». То есть он обещает быть серьезным ходатаем за нас пред Господом. На этом месте стоит монастырь святого преподобного Онуфрия Великого. Это женский монастырь, он существует с XIX века и принадлежит Иерусалимской Православной Церкви. Там живут три или четыре матушки-гречанки.

Это место и его связь с преподобным Онуфрием Великим настраивает на молитву. Кажется очень логичным, что преподобный мог там жить, потому что в духе пустынников того времени было прийти в такое место, которое связано с предательством Спасителя, и там молиться и приносить покаяние в своих ежедневных изменах и грехах. Этот монастырь нечасто посещается паломниками, сестры его не открывают (об этом надо договариваться заранее), потому что они ограждают свою монашескую жизнь от большого количества народа.

Еще есть Гефсиманский сад – место, где Иуда предал Спасителя. Подробнее о нем мы с вами поговорим завтра. Собственно говоря, это все, что у нас осталось от Иуды. Еще на Святой Земле весной цветет Иудино дерево – это западное название одной из акаций. На нем растут яркие пунцово-сиреневые цветы, которые ассоциируются у нас с Пасхой и Великим постом, потому что они зацветают именно в апреле.

– Очень странно, почему дерево получило именно это имя. Оно ни в чем не виновато. Может быть, имеется в виду другой апостол Иуда, который остался верен Спасителю?

– Нет. Именно Иуда Искариот. Возможно, что он на нем повесился. Паломники регулярно спрашивают, на чем он повесился, но я думаю, что он это сделал скорее на маслине или на сосне, потому что здесь много этих деревьев, а Иудино дерево в то время на Святой Земле не росло.

– Анна, еще одно событие, которое ассоциируется с Великой Средой, – это таинство Соборования, которое последний раз Великим постом совершается именно в этот день.

– В Иерусалимской Патриархии в Великую Среду совершается единственное за весь год таинство Соборования, многие греческие паломники тоже участвуют в нем. Первое соборование проходит у Гроба Господня в два часа дня в храме Воскресения Христова, который находится напротив Кувуклии. А второе соборование – в пять часов вечера в главном храме Патриархии, в храме святых Константина и Елены. Храм маленький, туда приходит множество народа, поэтому стоять там буквально негде.

Соборование здесь проходит не совсем так, как в России. Семикратное помазание условно, обычно для удобства помазывают несколько священников. После того как прочитали семь Евангелий, все подходят помазываться. Греки подходят один раз, а русские, если хотят, могут подойти к священникам семь раз. У греков считается, что семикратное помазание не так важно, а важна сама служба и освящение елея. Поэтому это происходит не так благоговейно, как в российских храмах, когда люди стоят рядами. Здесь просто толпа, которая подходит к священникам, помазывается, а потом начинается давка за маслицем (у нас тоже его берут). Честно вам признаюсь, когда я бываю на греческом соборовании с детками, то нам не всегда удается помазаться семь раз из-за большого количества людей. Но мы берем масло и помазываемся дома, потому что мы русские люди, и для нас это важно.

Соборование – последний шаг Великого поста, шаг к Господу, когда мы просим прощения о забытых грехах и получаем исцеление, а мы все – болящие и духовно, и телесно. Это очень важный завершающий «аккорд» поста. В Великий Четверг и на Пасху у нас все причащаются точно так же, как в России.

– Об этом мы расскажем в следующей программе. Спасибо Вам!

Дорогие друзья, завершить разговор о Великой Среде мне хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста: «Иуда протянул руки к беззаконным; та (женщина) искала оставления грехов, а этот взял сребреники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его».

Спасибо за то, что были с нами. Будем надеяться, наши встречи на Святой Земле в Страстную седмицу продолжатся.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать