Союз онлайн: Есть что сказать

26 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Великий Вторник. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Сегодня Святой и Великий Вторник. Вместе с Церковью мы с вами следуем за Христом в Иерусалимский храм, слышим обличение книжников и фарисеев, слышим притчи о десяти девах, о талантах и о Страшном суде. Слышим слова: «Вы знаете, что скоро Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие». У нас на связи Иерусалим. Наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви продолжит тему.

События Великого Вторника ведут нас в Иерусалимский храм, где Господь предпринимает очень решительные действия, которые вызывают много вопросов.

– Да, действительно, нам часто кажется: зачем же было так жестоко поступать с торговцами в храме? У нас в храмах тоже продают свечи, иконы, и никто этих людей не выгоняет, плохим это не считается.

– На самом деле эти обвинения часто можно слышать: «Видите, Господь изгнал торговцев из храма, а у вас в православных церквях торгуют!»

– Да. Для того чтобы это понять, нужно рассказать о том, что представлял собой ветхозаветный храм и что за торговля была там развернута. Ветхозаветный храм – это не просто одно здание, как мы себе представляем. Само здание храма, где находился Ковчег с Заветом, было как раз небольшим. Это было прямоугольное здание, окруженное дворами, в которых стояли верующие. Был отдельно мужской, женский двор и двор для прозелитов, притом они отделялись воротами и стенами. Женщины не видели, как совершаются жертвоприношения, это видели только мужчины, которые стояли в мужском дворе около жертвенника. То есть территория храма занимала достаточно большую площадь. Кроме того, в храме были другие помещения и здания. Например, по всему периметру вокруг дворов шла галерея, через которую были входы в помещения, где жили ветхозаветные священники. Там же размещались ткаческая и швейная мастерские, где шилось облачение, и пекарня. То есть это было что-то наподобие нашего монастыря.

Кроме того, вход в храм пролегал через специальные ворота: через туннель человек попадал в некий форум, где продавались жертвенные животные, что было необходимо. Именно в этом помещении, кроме жертвенных животных, стали обменивать валюту, что тоже было верно, ведь в храм иногда приходили чужеземцы, и для того, чтобы внести жертву в казну храма, нужно было поменять свои деньги на шекели, которые ходили в Палестине. Кроме этого, там стали проводиться торговые переговоры, заключались сделки. Это было похоже на нашу биржу, поэтому действия Христа можно понять. Вчера мы говорили о действиях Господа со смоковницей, так и здесь Он предстает как Пророк. Он утрированно показывает несоответствие подобного рода деятельности с храмом. «Храм Мой домом молитвы наречется», – говорит Господь.

Если посмотреть на то, что у нас продается в храмах (обычно принимают записки и продают свечи), то это, конечно, несопоставимо. В старые времена, в моем детстве, не было такой роскоши, как отдельная церковная лавка. Иконы или церковную литературу продавали в храмах, но недавно появилась возможность вынести все за пределы храмов. Я уже не говорю о том, что там доллары на рубли никто не меняет и бизнес-переговоры не ведет.

– Вообще что касается вопроса торговли в храмах, то я знаю приходы, где нет возможности вынести церковную лавку за пределы храма, но тогда четко соблюдается благоговейное отношение к богослужению. Например, во время Евхаристического канона и других важных моментов богослужения лавка закрывается, никто не продает свечки, для этого есть другое время. А что касается бизнес-переговоров в храме, то, к сожалению, это про нас. Когда в храме во время службы видимым образом ничего не проходит, то начинаются разговоры между прихожанами, они делятся новостями и разговаривают, вместо того чтобы собранно и сосредоточенно молиться перед тем, как выходит Господь и мы Его в себя принимаем. А что еще про нас?

– Про нас, конечно, притча о десяти девах.

– Это, кстати, одна из самых непонятных притч, которые мы слышим от Господа.

– Действительно, Христос, Который учил отдавать последнее своему ближнему (даже саму жизнь отдать за других) и Сам дает нам в этом пример, вдруг показывает ситуацию, когда поделиться невозможно. Для того чтобы понять этот момент, нужно обратиться к языку образов, потому что здесь не имеется в виду обыкновенное оливковое масло, которое было налито в светильники этих дев. Здесь так же, как с солью, когда Господь говорит: «Вы есть соль земли. Если соль потеряет свое свойство, чем можно ее осолить? Ее высыпают вон в мусор». Точно так же и масло, но имеются в виду добрые дела, которые человек накапливает. Даже не столько добрые дела, а определенные качества души, которые христианин развивает в себе: вера, доверие Богу во всех ситуациях, любовь, милосердие к близким и т.д. Это то, что является тем маслом, на котором может гореть наша душа к Богу. Если человек злой, жадный, завистливый, ленивый, материалист, то его душа к Богу не горит, это очевидно.

Соответственно, есть вещи, которые ты не можешь передать другому человеку, не можешь ими поделиться, их надо запасти, как благоразумные девы запасли масло. А неразумные не взяли его достаточно, они были ленивыми… Соответственно, все это опять имеет отношение к нашему духовному состоянию, с которым мы заканчиваем Великий пост. Что мы приобрели за последнее время? Запаслись ли мы маслом на весь год, чтобы наша душа и сердце горели к Богу в остальные дни?

– Удивительно, у меня никогда не возникала эта параллель, а сейчас она совершенно ясно возникла. Не знаю, насколько я права, но помните у Андерсена в «Огниве»: солдат попадает в первый зал, там видит медяки и набирает полные карманы? В следующем зале – серебро. А чтобы набрать серебро, надо выбросить медяшки. А в следующем зале – золото. Приходится выбрасывать серебро, только тогда он может положить золото в карманы.

Наверное, так же и с маслом. Мало того что его надо дать, его надо еще суметь принять, а если карманы полны медяков и другого «добра», которое мы в душу набиваем, то, конечно, места там может просто не оказаться.

– Да, совершенно верно.

– Давайте поговорим о притче о талантах.

– Эта причта одна из любимых у археологов, потому что, во-первых, здесь речь идет о деньгах того времени, что очень интересно, а во-вторых, упоминается вполне конкретное историческое лицо, вернее, Господь намекает нам на царя, которого очень хорошо помнили и знали Его слушатели. Притча начинается с того, что некий царь пошел принять царство, но люди говорили: «Не хотим, чтобы он царствовал над нами». И остаются слуги с врученным им серебром, которое они должны употребить на пользу, при том что царь явно нелюбимый. Здесь Господь обостряет и усиливает для нас эффект слов, напоминая людям о царе Архелае, который был старшим сыном Ирода Великого. Это тот самый Архелай, который воцарился после смерти Ирода, когда Спаситель уже находился в Египте. Помните? Иосиф, узнав, что Архелай царствует, решает не возвращаться в Иерусалим. Когда хоронили Ирода, народ устроил праздник, потому что Ирода очень не любили, а Архелай подумал, что это может перерасти в бунт. Он вызывает римских солдат, и Иерусалим заливается кровью. Дальше Архелай продолжает творить такие же дела, как и его отец, он тоже женится на жене брата, которого убивает для этого… Как и Ирод Великий, Архелай тоже прослыл жестоким и несправедливым царем.

Поэтому притча усиливается тем, что это не просто добрый, хороший царь дал монетки и велел их приумножить, а царь, которого ненавидели. И когда Архелай поехал в Рим утверждаться у римского императора на царствование, повез ему богатые подарки, то вслед за ним отправились фарисеи и саддукеи с просьбой не утверждать его. Действительно, император, внимательно разобрав дело, понизил Архелая до этнарха, то есть до народного правителя.

Именно поэтому, когда Пилат допрашивает Христа, иудеи говорят: «По закону нашему Он должен умереть, но ты знаешь, нам не должно убить никого». Имеется в виду, что их лишили права выносить смертный приговор. Это произошло именно из-за Архелая в тот момент.

Так что притча о талантах – это тоже крайность. Даже если нечестивый царь, давший тебе таланты, велел их приумножить, то тем более мы должны быть верными рабами нашему Господу – доброму, милосердному и любящему нас больше родной матери.

– Анечка, спасибо! Притча о Страшном суде, думаю, в особом толковании не нуждается. Там все очень понятно, иди и исполняй.

Дорогие друзья, спасибо вам за то, что вы проводите это святое и великое время с нами.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать