Союз онлайн: Есть что сказать

25 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Великий Понедельник. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Сегодня Святой и Великий Понедельник, первый день Страстной седмицы. Каждый день этой недели, которая предшествует Светлому Христову Воскресению, носит название «Святой» и «Великий» в соответствии со значимостью событий, которые произошли в Палестине почти две тысячи лет тому назад. В Великий Понедельник Церковь вспоминает бесплодную смоковницу как символ души, окруженной Божией заботой и любовью, но так и не принесшей плодов покаяния и добродетели. Тему продолжит наш постоянный проводник по Святой Земле, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

Первый вопрос, который я задам от имени многих зрителей и от своего лично: смоковница – как иначе называется это дерево? С чем нам, живущим в России, ее ассоциировать?

– Смоковница это инжир, дерево, которое хорошо нам известно. В детстве сухими плодами инжира мы лечили кашель, заваривая их в молоке. Еще его называют фиговое дерево, а в старину смоквы называли «винные ягоды», потому что они имеют способность бродить, как и виноград.

– Одно открытие мы уже сделали. А я вот очень хотела бы, чтобы сегодня прозвучало и второе открытие. Человек, который впервые читает Евангелие (думаю, сейчас многие вспомнят свое первое прочтение), иногда, доходя до этого места, испытывает некоторое смущение, а то и возмущение. Было не время собирания ягод, а Господь проклял несчастное дерево. Чем оно виновато? Не было плодов, но было еще не время. Как объясняется этот момент?

– Дело все в том, что для того, чтобы понимать слова Христа, многие Его притчи и действия, очень важно хорошо знать Ветхий Завет, потому что Христос очень часто говорит и действует как Пророк, в стиле и духе ветхозаветных пророков. А они нередко вели себя странно с точки зрения обыкновенного мирского разума и нередко прибегали к своего рода юродству. Как, например, пророк Иеремия, когда хотел убедить жителей Иерусалима в том, что будет Вавилонский плен, взял кирпич и разыграл перед ними пантомиму, как будут строить вокруг города крепостной вал, как враги будут захватывать город и т.д.

Поэтому действия Спасителя со смоковницей нужно прежде всего начинать рассматривать именно с этой точки зрения, а не пытаться найти нелепые объяснения, которые встречаются на просторах Интернета. Даже паломники иногда спрашивают: «Правда ли, что на смоковнице плоды появляются весной, раньше листьев и поэтому это дерево должно было приносить плоды?» Дело в том, что смоковница, как и любое нормальное дерево, приносит плоды после листьев и цветения. Однако у смоковницы есть два вида плодов – мужские и женские. Мужские – это завязи, которые действительно появляются весной, в них живут особые осы, которые потом будут вылетать и опылять женские плоды. А едят именно женские плоды, которые созревают к сентябрю.

Спаситель прекрасно знал, что в апреле на смоковнице съедобных плодов нет и быть не может. Соответственно, Господь говорил все совершенно с другими целями, а не потому, что Ему захотелось есть и Он не нашел плодов. Его привлекла смоковница обилием листьев, это действительно было несколько необычным, потому что в апреле, как правило, смоковницы стоят еще либо голые, либо с маленькими первыми листочками. Господа привлекло это дерево, и Он решил на его примере сказать ученикам страшные и серьезные вещи. Он решил пророчествовать им о судьбе Иерусалима и всех, кто не принял слово Божие. Он подошел к смоковнице, покрытой листьями. «Значит на тебе должны быть и плоды, а плодов нет», – говорит Спаситель. Смоковница, покрытая листьями, – символ Ветхого Завета, то есть символ народа, который внешне выглядит абсолютно правильно. Это все можно применить и к нам, потому что и мы как христиане нередко внешне выглядим очень хорошо и благочестиво и все подозревают, что у нас есть большие духовные плоды, а их как раз нет. Смоковница дает именно этот образ.

Господь, подойдя и не увидев на ней плодов, говорит: «Да не будет от тебя плода вовек». В данном случае Он обращается к дереву как к народу, потому что знает, что не пройдет и нескольких дней, как народ будет кричать «Распни Его!» и откажется от возможности приносить духовные плоды, то есть плоды покаяния, милости, веры, любви – плоды Духа Святого. Поэтому образ смоковницы мы находим не только в этой притче. Мы находим его раньше у Луки, когда рассказывается о том, как человек в винограднике посадил смоковницу, потом пришел хозяин и говорит: «Третий год прихожу к ней и плода не обретаю, давай ее срубим и бросим в огонь». А работник виноградника говорит: «Господин мой, потерпи еще, я ее окопаю, буду окучивать и поливать. Может быть, она еще принесет плод». Три года Христос проповедует иудеям, три года Он окучивает эту смоковницу (а тому, что образ иудейского народа – это смоковница, мы находим очень много подтверждений у пророков). У Иезекииля и Иеремии много раз образ иудейского народа представлен в виде смоковницы, приносящей сладкий, благодатный плод – послушание Богу, исполнение Закона.

А здесь Господь показывает, что Он три года эту смоковницу всячески обрабатывал, но плода она не принесла, поэтому будет брошена в вечный огонь. То есть Святая Церковь в этом случае применяет образ исключительно к нам, христианам. Не для того, чтобы мы осудили иудеев, а для того, чтобы посмотрели на себя, какой плод мы принесли к концу Великого поста. Мы украсились «листьями», мы читали молитву Ефрема Сирина, клали поклоны, рыбу и мясо не ели, а плод принесли? Или мы стоим, как эта смоковница, в нарядных листьях, а плодов на нас нет, мы пустые пред Богом? Поэтому эту притчу нужно понимать именно так.

Насчет того, что смоковницу жаль, это действительно верно. В данном случае ни в чем не повинное дерево страдает, потому что оно находится в падшем мире. Как говорил Макарий Великий: «Когда дьявол берет в плен человека, попадают в плен и животные, растения и деревья. Как если царь берет в плен другого царя, то в плен попадают и все его подданные». Поэтому бессловесные твари, растения и деревья страдают за нас.

Есть очень интересная английская поэма XI века, которая называется «Видение креста». В ней неизвестному автору (возможно, это был кто-то из святых) представляется, как крестное древо разговаривает с нами: «Я росло когда-то в лесу, посреди цветов и лугов. И вот пришли и срубили меня. И отнесли не в хорошее место, а на гору, где будет позорная казнь. И подвели Того, Кого хотели распинать, а мне хотелось поклониться Ему до земли, согнуться перед Ним, потому что это был Сам Бог, Творец мой. Но я вынуждено было по Его приказу стоять и держать Его на себе». Так человек описывает отношения между Богом, человеком и неживой природой. Я думаю, что то же можно применить и к смоковнице, потому что Господь дал ей раньше времени засохнуть, увянуть, чтобы она была нам в назидание.

Здесь есть еще один момент, о котором я бы хотела сказать. Засушивая смоковницу, Спаситель первый и единственный раз творит зло (в нашем понимании), ведь Господь никогда, как читаем в Евангелии, не делает ничего подобного. Он всегда творит добро: исцеляет, воскрешает, если не считать один случай со свиньями – это исключение, здесь снова Христос уничтожает, а не воскрешает. Он делает это для того, чтобы предостеречь учеников, чтобы они увидели, что и это Он может. Значит когда Он будет страдать на кресте, чтобы они страдания уразумели как вольные, чтобы знали: если бы Он только захотел, мог бы разрушить Голгофу, крест и поразить воинов слепотой или сном. Он этого не делает, не потому, что не может, а по Своей воле. И еще для того, чтобы ученики и все мы видели, что Господь может и наказать. Господь есть Любовь, но когда мы не приносим плода и упорствуем в этом, то не дай Бог впасть в руки Бога Живого. Я думаю, что так можно рассматривать притчу о смоковнице.

– Анечка, спасибо Вам большое за эти пояснения! Мы будем надеяться, что Господь благословит наш план – каждый день Страстной седмицы выходить в эфир и говорить о тех событиях, которые Церковь с этим днем ассоциирует, на которые она обращает наше внимание.

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать