Союз онлайн: Есть что сказать

24 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: равноапостольная царица Елена. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– Мы продолжаем цикл встреч на Святой Земле. Сегодня будем говорить о великой женщине, святой равноапостольной царице Елене, чьи деяния напрямую связаны с сохранением в Иерусалиме величайших христианских святынь. Я думаю, что слова великий, величайший еще не раз прозвучат в моей беседе с гидом паломнической службы «Радонеж» Анной Мусан-Леви, которая является нашим постоянным проводником по Иерусалиму.

Анна, очень радостно Вас снова приветствовать в эфире, и мы готовы слушать Ваш рассказ о святой царице Елене.

– Да, сейчас мы говорим «великая, святая», и это действительно так. Хотя если рассматривать жизнь вообще любого царя, который канонизирован, всегда есть большой вопрос. Быть царем нелегко. И цари, и царицы часто в жизни совершали разные поступки, вплоть до убийства, развязывали войны и т.д. Что же касается святых равноапостольных Константина и Елены, то здесь плоды их деятельности настолько очевидно божественные, благодатные, боговдохновенные, что уже на второй план отодвигаются какие-то ошибки, возможно, не совсем хорошие поступки царя Константина как императора и как политика. Потому что тому, что сделали они, нет аналогов в мире, то есть такое дело просто не могло быть осуществлено без явной помощи Духа Святого и без воли Божией.

Царица Елена – удивительный человек, она не была знатного рода, а была дочерью трактирщика из малюсенькой деревушки. Неподалеку от Стамбула была такая деревушка, которая называлась Дрепан. Она помогала отцу: отец угощал постояльцев, а Елена присматривала за их лошадьми. Однажды к трактиру подъехала группа римских офицеров. Елена, как обычно, вышла задать корм лошадям, и один из офицеров обратил на нее внимание (она была красивой девушкой). Они полюбили друг друга, и в скором времени она вышла за него замуж. Этот офицер был не кто иной, как Констанций Хлор, будущий правитель Западной Римской империи. Однако он не сразу стал правителем. Поначалу он сделал хорошую военную карьеру, и впоследствии, когда он был уже правителем Британии и Галлии и встал вопрос о его возможном продвижении, ему пришлось очень дорого заплатить за эту честь. Потому что тогдашний император Западной Римской империи вынудил его жениться на своей падчерице Феодоре и развестись, соответственно, с Еленой. К этому времени у них уже был сын Константин – тогда он был еще отроком. Констанций не имел выбора, потому что если бы он отказался, то его не было бы в живых. И Елену отправляют в роскошный загородный дворец, где она проведет многие годы практически в одиночестве. А ее сын Константин поступает при дворе императора Восточной империи на воспитание. Это было сделано умышленно для его изоляции, чтобы у него не было никаких шансов занять впоследствии престол на Западе или на Востоке. Таким образом, Елена разлучена с сыном, и есть серьезные основания полагать, что именно в этот период она пришла ко Христу. Мы не знаем, как это произошло, поведал ли ей кто-то или было какое-то божественное откровение, но однозначно, что она становится христианкой.

Отец Константина уже умирает. Его очень любили, он был очень скромным человеком, настолько скромным, что, будучи императором Западной Римской империи, он брал серебряную посуду взаймы у своих подчиненных – для того чтобы на пирах украшать стол как подобало императору. То есть он был совершенно нестяжателен. В Галлии его почитали наравне с богами. Когда он умирает, он, естественно, желает видеть сына. Константин бежит из дворца, потому что его не отпускают попрощаться с отцом, прибывает к отцу, и армия единогласно провозглашает его новым правителем Западной Римской империи. Дальше начинается целый ряд политических интриг, войн, и в конечном итоге Константин становится правителем обеих империй – Восточной и Западной, объединяет их. Первое, что он делает, вызывает свою мать из дворца той провинции, где она жила, и коронует ее императрицей – вместе с собой.

Начинается новая эпоха, новая эра. Для того чтобы нам ее оценить, достаточно просто прийти в православный храм. Все, что мы видим вокруг (особенно это касается, конечно, древнерусских храмов и наших византийских), это все удивительное священное пространство: иконы, сама архитектура храма, облачение священников, богослужение, пение, – все это было создано в Византийской империи. То есть в христианской империи царя Константина. Кстати, царь Константин сам свою империю не называл Византийской, это название дали позже западные историки по имени города Византия, куда Константин перенес столицу из Рима. Буквально все, что окружает нас в православном храме, все, что составляет понятие «православие» на сегодня: православная иконопись, культура, песнопения, – все это зародилось в Византийской империи. Стоит только себе представить, что до царя Константина как таковой христианской культуры не было, была языческая культура! А христиане молились каждый по-своему. Каждая община в Сирии, Египте и здесь у нас молилась каким-то своим способом. Не было единой литургии, единых песнопений, даже молитв. Таким образом, внешне христианство никаким образом не выражалось. Если мы посмотрим на римские катакомбы, то увидим примитивные изображения корабля, якоря, рыбы, оранты (это молящаяся фигура) – и, собственно, все. Однако Церковь наша не устояла бы, если бы не обрела некую внешнюю форму, потому что мы не можем существовать только в духовном. Мы состоим из души и тела, и это одно целое, соответственно и Церковь должна иметь внешнее достойное проявление. Благодаря тому что царь Константин создает Византийскую империю, христианство становится государственной религией в огромном количестве регионов. И получается, что художники, музыканты оказываются перед новой задачей церковного христианского творчества, они начинают создавать те каноны, по которым теперь, собственно говоря, творят современные иконописцы и по которым мы живем.

Для того чтобы понять, как они творили, нужно побывать на Святой Земле. Не удивляйтесь! Дело все в том, что сама Святая Земля, которую создала для нас эта удивительная женщина, царица Елена, является таким же точно священным пространством, как и храм. Дело в том, что открытие царицей Еленой святых мест не только важно нам тем, что она сохранила эти места, что они не пропали, не были разрушены, застроены, но и тем, что святые места, Святая Земля (это понятие возникло именно в IV веке, вместе с царицей Еленой) – это огромная живая икона. Внутри ее удивительным образом существуют и разные географические точки, то есть храмы, камни, раскопки, святыни, и люди. Потому что Святая Земля создавалась прежде всего для нас с вами. Как только царица Елена, приехав сюда в 80-летнем возрасте, обретает Крест Христов и Гроб Господень, закладывает десятки храмов (она объехала всю Святую Землю, расспрашивала местное население, часто его подкупая, определила точки важнейших евангельских событий, заложила храмы), сразу же Иерусалим превращается в город паломников. Очевидцы IV века говорят нам, что паломников в Иерусалиме временами бывало больше, чем местных жителей.

Таким образом, все иерусалимцы и сам Иерусалим живут ради паломников. Не ради того, чтобы зарабатывать деньги на паломниках, разумеется, а ради того, чтобы просвещать их и вести ко Христу. На Святой Земле создаются особые богослужения двунадесятых праздников, рождаются особые традиции, которых нет ни в одной стране мира. Ради того, чтобы помочь христианам глубже понять события, сильнее прочувствовать, пережить их (а тогда очень многие христиане были новообращенными, потому что империя стала только-только христианской). Когда мы читаем свидетельства паломников того времени, видим, что так оно и было. В Страстную Субботу женщины буквально рыдали, рвали на себе волосы, одежды на камне помазания и т.д. На Крещение Господне люди действительно ликовали и громко славили Бога, окунаясь в реку Иордан. Сейчас мы не выражаем уже так свои эмоции, но тогда это было именно так. Таким образом, Святая Земля являлась мощнейшей проповедью христианства, чем и является до сих пор. Потому что, наверное, нет ощущения сильнее, чем пережить евангельское событие на том месте, где оно было. И здесь, конечно же, действует Дух Святой, потому что это не только игра нашего воображения, наше творчество, это еще и благодать, которую люди неизменно чувствуют на святых местах. Я могу сказать по себе: даже когда приходишь неподготовленным и с какими-то тяжелыми мыслями на сердце (что-нибудь случилось в группе, всякое бывает, да и сами приходим, когда искушения – иногда и молитвы Богу нет) – но у тебя слезы градом, и сердце раскрывается. Не ты здесь действуешь, это Господь, Дух Святой на святых местах постоянно присутствует – и очень сильно. Господь здесь действительно близко. Если бы не было царицы Елены, не было бы этого чуда.

Кроме того, святые места привлекли сюда монахов-отшельников. Все монашество V – VI веков, которое было у нас здесь, возникало от святых мест. Приходил паломник помолиться на святом месте, впечатлялся, решался остаться здесь, и постепенно появлялись такие святые, как Феодосий Великий, Савва Освященный, Герасим Иорданский и т.д. Это люди, которые пришли поклониться Животворящему Кресту, сердце их откликнулось, и они остались здесь навсегда. И что еще интересно заметить, они селились в пещерах, которые уже были освящены к тому времени каким-то священным преданием. Например, Феодосий Великий поселился в пещере, где волхвы останавливались, когда иным путем возвращались в свою страну. Герасим Иорданский поселился в пещере, где ночевало Святое семейство во время бегства в Египет. Блаженный Иероним в Вифлееме – около Вифлеемской пещеры Рождества Христова. Таким образом, на святых местах возникали монастыри. А что означает возникали монастыри? Значит там селились подвижники, святые люди, которые не только молились, но еще и составляли песнопения. Многие не знают, а на самом деле большинство песнопений, которые вы слышите в храме на богослужениях, были написаны здесь, в лавре Саввы Освященного. В лавре жил Иоанн Дамаскин и его племянник Стефан Савваит, два великих гимнографа, которые составили большую часть наших богослужебных текстов, стихир, канонов и т.д. И, конечно же, это Андрей Критский, который тоже жил в лавре Саввы Освященного. Таким образом, Савва Освященный составил устав монашеского жития, по которому живут монастыри практически всего мира. Кроме того, художники-иконописцы приезжали сюда поклониться святым местам и вдохновлялись нашей природой. Нередко паломники, которые любят византийскую иконопись, говорят: «У вас цвета как на византийской иконе». Я отвечаю: «Потому что эти иконы писали люди, которые приезжали сюда в IV – V веках, они хотели видеть обстановку, в которой происходили евангельские события, и переносили эти цвета, эти ландшафты на иконы». Иконопись рождалась здесь, поэтому такое сходство цветов, та же охра, то же золото, тот же красно-коричневый тон глины, которая у нас есть.

Мы сейчас взором окинули большой исторический период, но то, что сделала царица Елена, это уникально, она подарила нам вечную проповедь, вечное утверждение в вере в Святую Землю.

– Анна, я в который раз от всего сердца Вас благодарю. В который раз мы слышим абсолютно живой, теплый и достоверный рассказ о том, о чем должны были знать, но чего не знали. И в который раз святые предстают перед нами живыми людьми и формируется теплое к ним отношение, что очень ценно. Потому что когда мы говорим святая равноапостольная царица Елена или святой равноапостольный император Константин, за этим, к сожалению, зачастую нет понимания того, чем велики эти люди перед Богом и что они сделали для нас. Спасибо Вам!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать