Союз онлайн: Есть что сказать

22 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: Лазарева cуббота. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая - Светлана Ладина.

– Сегодня местом нашего паломничества станет Вифания, согласно Евангелию находившаяся стадиях в пятнадцати от Иерусалима. Это место жительства Лазаря, который там же, в своем родном селении в Вифании, умер и был воскрешен Господом, и место жительства его сестер Марфы и Марии. О Лазаревой субботе подробно нам расскажет гид паломнической службы «Радонеж», наш постоянный проводник по Святой Земле Анна Мусан-Леви.

Бывает, что Лазарева суббота и Вербное воскресенье воспринимаются как дни, когда наконец-то можно есть рыбную икру и рыбу, но на самом деле у этих дней гораздо более глубокий смысл. Хотелось бы, чтобы с Вашей помощью он был раскрыт.

– Для живущих на Святой Земле тема икры не так актуальна. Конечно, в русских магазинах у нас она есть, но она дороговата, и в нашем климате все это уходит на второй план. Для меня Лазарева суббота в большей степени – это день Марфы, Марии и Лазаря. Хотя, конечно, главный здесь Господь, Который воскресил Лазаря, но ведь Марфа, Мария и Лазарь сподобились этого. Об этом я бы хотела поговорить, потому что без наших определенных качеств не происходят чудеса, о которых мы читаем в Евангелии.

Они жили действительно в Вифании. Само название «Вифания» для того, кто знает иврит, уже очень о многом говорит. Вифания – это искаженное «бейт ония» (дом бедности). Так называлось это селение, поскольку в нем жили, по всей вероятности, люди, для которых жить в многолюдном и шумном Иерусалиме было очень дорого. Скорее всего, Марфа, Мария и Лазарь были сиротами, детьми хороших родителей, уважаемых в обществе, возможно богатых когда-то или среднего достатка, но очень благочестивых. Именно поэтому когда в этой малюсенькой деревушке на краю Иудейской пустыни, находящейся по ту сторону Елеона, в семье умирает Лазарь, многие иудеи пришли плакать с его сестрами, потому что их семью, скорее всего, знали.

Есть предание (правда, я не нашла ему серьезных обоснований), что они были детьми первосвященника, который рано умер. Может быть… Так или иначе, их семья была известной. У Марфы и Марии умирает брат. Трагизм этой ситуации в том, что Марфа и Мария были не замужем, потому что, если бы они были замужем, то не жили бы в одном доме с Лазарем, а жили в домах своих мужей. Кроме того, и Лазарь был не женат, потому что если бы он был женат, то его жена «гоняла» бы Марфу и Марию, а не Марфа бы попрекала Марию тем, что она слушает Господа, а ее оставила одну хлопотать об угощении.

Марфа и Мария остаются незамужними бедными девушками, у которых теперь нет мужчины в доме, нет старшего брата. Это очень большая беда и опасное по тем временам положение, поэтому многие иудеи приходят утешить этих хороших девушек. И вот приходит Господь. Марфа подбегает к Нему со словами: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Христос еще не вошел в селение, Он только остановился при дороге, и она бежит к Нему навстречу со словами детской, абсолютно стопроцентной веры. Господь говорит ей, что брат воскреснет, а Марфа Ему отвечает, подтверждая второй раз свою веру: «Верую, что воскреснет, в последний день, когда будет воскресение умерших». Господь ей говорит: «Я – Воскресение и Жизнь, кто верит в Меня – не умрет. Веришь ли этому?» И в третий раз она подтверждает свою веру и говорит: «Верую, Господи, что Ты Сын Божий, грядущий в мир».

Должна вам сказать, что мы эти слова читаем с радостью и привычным ощущением, потому что привыкли Господа называть Спасителем. Однако для иудейской девушки Марфы это было очень сильным исповеданием веры, потому что по иудейскому закону назвать человека Мессией, Сыном Божиим – богохульство и святотатство. Нужно быть на сто процентов уверенной в этом. Даже саддукеи и фарисеи не были уверены, они спорили – приходит из Галилеи Пророк или нет, Он это или не Он. Даже накануне распятия Господа первосвященник будет кричать: «Заклинаю Тебя Богом Живым, Ты ли Сын Благословенного?» И когда Христос прямо ему скажет: «Ты говоришь, что Я», он ответит: «Повинен смерти». А Марфа, простая, бедная девушка, смело исповедует, не сомневается и не боится произносить такие слова Учителю, земному человеку. Следом прибегает Мария с теми же словами веры: «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш». И тогда Христос идет и воскрешает Лазаря.

Дети часто спрашивают: «Мама, почему сейчас нет таких чудес, какие были в Евангелии? Почему не воскрешают мертвых? Почему не прозревают слепорожденные?» Потому что у нас нет веры, а у них она была, причем такая вера, которая могла двигать горы. Поэтому Христос мог творить такие чудеса. Лазарь встает из гроба через четыре дня, когда уже тело начало разлагаться и пошли естественные процессы, но Господь волен их прекратить и вернуть Лазарю жизнь.

Поэтому Вифания для людей, живущих на Святой Земле, связана с личностями Марфы, Марии и Лазаря. Мы имеем святые места, которые от них остались. Они являются для нас стимулом к нашей вере, потому что на Святой Земле можно увидеть и убедиться, что это истина, что Христос воскресил Лазаря.

Христиане с IV века почитают гробницу Лазаря. Царица Елена построила там великолепный храм, в котором вход в гробницу Лазаря был сделан через храм, было очень удобно. Но в XVI веке мусульмане между входом в храм и самой гробницей Лазаря врезали мечеть. В результате был сделан другой вход в гроб Лазаря, которым мы сейчас пользуемся с верхней части холма. Мы с паломниками сначала спускаемся по очень длинной, неудобной лестнице XVI века, которая находится не в лучшем состоянии, хотя мусульмане берут по два доллара за вход. Я обычно говорю: «На поддержание провала, чтобы меньше проваливался», так как лестницу они почему-то не ремонтируют на эти собранные средства.

Спускаясь туда, мы попадаем на уровень пола времен IV века, а дальше три ступеньки – и мы внутри той самой пещеры, где лежал Лазарь и откуда он вышел. Конечно, это непередаваемое ощущение. Один батюшка у нас в группе как-то сказал: «Мы с вами уже во гробе. Видите? Совсем не страшно». Действительно, там не страшно.

– Потому что это гроб, где есть Христос. Он тоже находился рядом с этим местом.

– Кроме того, остался камень, на котором сидел Спаситель, и раскопки древней дороги, по которой Он шел в Вифанию. Раскопки дороги находятся на территории Вифанской школы для девочек. О ней мы обязательно сделаем отдельную передачу, потому что это очень веселый и длинный рассказ.

– У нас как-то раз была в эфире мать-настоятельница Вифанской школы. Это было просто чудо чудесное. Так что я с удовольствием с Вами об этом поговорю, но вернемся к святому Лазарю.

– Остался камень, на котором сидел Господь, когда беседовал с Марфой и Марией. Этот камень находится на территории православного греческого монастыря Марфы, Марии и Лазаря, в двух шагах от Вифанской школы. Мы с паломниками посещаем эти места и прикладываемся к камню Беседы.

– У меня есть некое уточнение для наших зрителей, которые, может быть, не видели одну из наших предыдущих программ, где объяснялось происхождение имени Марфа. Правильно оно звучит как Мар т а.

Еще у меня вопрос: мы в Евангелии видим блудницу, которая умывает слезами ноги Христа и вытирает волосами главы своей, и Господь говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Может возникнуть путаница, потому что Мария был та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Это не один и тот же человек?

– Нет. В Евангелии от Иоанна очень точно написано, что девушка, которая помазала ноги Господа драгоценным миром и подготовила Его к погребению, была та самая Мария, сестра Лазаря. Об этом четко сказано. А та, которая слезами омыла и волосами отерла, – это жена-грешница, совершенно неизвестная нам, потому что про нее ничего больше в Евангелии не сказано, кроме того, что она сделала. Еще обратите внимание, когда сестра Лазаря Мария разбивает сосуд с этим драгоценным миром, которое было куплено, вероятно, на последние деньги, то некоторые ученики возмутились и сказали: «Зачем такая трата? Лучше было бы это нищим отдать». Если бы Марфа и Мария были очень богатыми, то они и бедным дали бы денег, а этот поступок доказывает ту мысль, с которой мы начали: семья эта была бедной и жила в очень стесненных обстоятельствах. Но они сподобились называться друзьями Господа, потому что сказано в Евангелии: «Христос любил Марию, Марфу и Лазаря». Дай Бог нам сподобиться такого, чтобы нас Господь так любил!

– Если можно, еще несколько слов о судьбе Лазаря после его воскрешения…

– Лазарь стал святителем, первым епископом на Кипре. Он там и похоронен впоследствии, когда дожил до своей второй смерти. Частичка его мощей находится у нас в монастыре Марфы, Марии и Лазаря в Вифании. Сестры этого монастыря все киприотки, их шестеро, то есть у этого монастыря такая традиция, что там служат только киприотки. Одна из сестер русская гречанка, она русскоговорящая. Еще там есть дивная матушка игуменья Евпраксия, которая уже 60 лет живет в этом монастыре.

Вообще это необыкновенно гостеприимное, теплое место, как будто там есть дух Марфы и Марии. Дух их любви и сердечности, когда они принимали Христа. Всякий раз, приходя в Иерусалим, Он жил только у них; так и нас сестры всегда принимают с большой любовью.

– Спасибо Вам за этот рассказ!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Записала Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать