Союз онлайн: Есть что сказать

2 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Встречи на Святой Земле: улица Пророков. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Ведущая Светлана Ладина.

– И снова нас ждет встреча со Святой Землей. Мы продолжаем путешествие по улицам Иерусалима. Напомню, началось оно на улице с двойным именем: название Эмек Рефаим напоминает о том, что когда-то в этом самом месте жили древние исполины рефаимы, а название Мошава  Германит отсылает к истории немецкого поселения на Святой Земле. Ну а теперь нас ждет улица Пророков – одна из самых старых улиц Иерусалима, расположенных вне стен Старого города. Она возникла из смешения архитектуры, одежды и стилей жизни – утверждает путеводитель по Израилю. Впрочем, мы с вами не так уж нуждаемся в путеводителе, потому что у нас есть наш постоянный проводник по Святой Земле Анна Мусан-Леви, и посетить улицу Пророков мы сейчас сможем вместе с ней.

Анечка, мы очень рады новой встрече с Вами. Улица Пророков – так ее презентует путеводитель по Израилю, еще там приводятся другие ее названия: улица Больницы, улица Консулов; и, кроме того, говорится, что она находится на границе Старого и Нового города. Давайте мы проверим эти сведения и послушаем, о чем Вы хотели нам рассказать!

– Это одна из тех улиц, по которой никогда не устанешь гулять, несмотря на то что сейчас, к сожалению, улица Пророков страдает от новостроек. Иерусалим застраивается с бешеной скоростью, у нас очень дорогая земля, и поэтому в центре стараются строить огромные башни с элитными квартирами, недоступными для обычного израильтянина. К сожалению, улица Пророков постепенно «уходит», она сейчас очень запружена машинами – больше, чем раньше. Несмотря на все это, несмотря на то что практически не реставрируют и не поддерживают старинные дома неописуемой красоты, все равно, гуляя по ней, невозможно устать, тебе это никогда не надоест.

Можете себе представить, что каждый дом, двор и буквально каждое здание переносят в другую эпоху, другую страну и совершенно поражают чувства и воображение какими-то необыкновенными архитектурными деталями, намеками, запахами, то есть буквально в одной улице – целый пласт истории Западного Иерусалима. Однако улица Пророков имеет, естественно, более древние корни, как и многие улицы в нашем городе, но начнем с самого начала, с истоков – собственно, с места, откуда улица Пророков начинается. А начинается она с Дамасских ворот. Те, кто смотрел наши передачи о воротах Иерусалима, наверное, помнят, что Дамасские ворота единственные из ворот города, стоящие на своем историческом месте, то есть они были там же во времена Христа. Так вот, эта улица начинается оттуда и идет полтора километра вверх до площади Давидка. Эта площадь имеет отношение уже к более современной истории Израиля, к 1967 году, когда при помощи орудия под названием «Давидка» (наш аналог «Катюши») израильтяне одержали победу.

Эта улица начинает свою историю в глубокой древности, в V веке там были первые захоронения. Есть дивная мозаика, которую нашли совершенно случайно. Как у нас это всегда бывает, строили новый дом – снесли старый и в фундаменте нашли армянскую мозаику V века, на которой написана просьба помянуть всех армян, здесь упокоенных, то есть там была армянская гробница, а возможно – и церковь, часовня. Кроме того, на этой улице есть захоронения XIII – XIV веков, есть гробница, в которой покоится один из воинов Саладина, воин был достаточно известным и прославленным в боях, поэтому у него мощная гробница. Ходят даже легенды, что в этой гробнице на самом деле похоронены ветхозаветные пророки, но это, конечно, не более чем народная байка.

Улица начинает заселяться в XIX веке, когда Старый город расширяется. Старый город был чудовищно перенаселен в то время, часто вспыхивали эпидемии, заразные болезни, и люди стали выходить за стены. Первые здания, которые были построены на улице Навиим, это больницы. Они первыми «вышли» из Старого города, поскольку антисанитария была страшная и больницы нуждались в пространстве, в новом месте. Больницы в то время строили всевозможные миссии, это и русская духовная миссия в первую очередь, немецкая и итальянская миссии. Очень интересна англиканская миссия, которая ставила своей задачей – ни много ни мало – не только лечить евреев, но обращать их в христианство. Здание миссионерского госпиталя существует до сих пор, и там сейчас размещается международная Англиканская школа – самое мое любимое место в Иерусалиме, потому что там учатся мои дети, в таком историческом месте. Это единственная англоязычная христианская школа, хотя их две на самом деле, но такая сильная одна. Этот госпиталь существовал более ста лет, а потом, в 1967 году, был обращен в школу.

Кроме того, на этой улице начинают селиться богатые люди, получается этакая Рублевка XIX века. Как известно, богатым тоже не нравилось в тесном, душном Старом городе, и они начинают строить свои особнячки на этой улице. В то время она не называлась улицей Пророков, ее называли или Задней улицей, потому что она шла сзади улицы Яффо, или Больничной улицей. На ней начинают строить дома крупные банкиры, знаменитый архитектор Конрад Шик построил множество красивейших зданий в Иерусалиме, до сих пор украшающих Западный Иерусалим. Кроме того, на этой улице начинают селиться всевозможные консульства (опять же немецкое и американское консульства там находились), появляются гостиницы. В частности, там была одна из гостиниц русской духовной миссии, так называемый Вениаминовский приют, кроме того, была знаменитая гостиница «Каминиц», в то время это был пятизвездочный отель. В народе это здание известно печальной историей. В 1898 году в Иерусалим прибыл Теодор Герцль (отец -основатель сионизма и вдохновитель народа по возвращению на землю обетованную), чтобы повидаться с кайзером Вильгельмом австрийским (который тоже в это время приехал в Иерусалим) и попросить у него поддержки в сионистском движении, то есть в движении возвращения евреев на родину. Герцль был тяжело болен и хотел проехать на повозке до отеля, но приближенные из его свиты сказали, что все-таки он отец-основатель сионизма и не может нарушать субботу (а это происходило в субботу), ему пришлось идти пешком. Он пришел к этому пятизвездочному отелю, а хозяин сказал, что, к сожалению, мест нет, все занято свитой императора Вильгельма, и Герцлю поставили кровать в коридоре. Так он провел первую ночь в Иерусалиме. Об этом все, конечно, знают, и здание это известно до сих пор, хотя сейчас там не гостиница, а жилой дом, если я не ошибаюсь.

Кроме того, улица Навиим знаменита своими переулками, это целая эпоха. Прежде всего это знаменитая улица Эфиопия, которая когда-то называлась Абиссинской улицей, потому что это грамотное название эфиопов, так как они жители Абиссинии и приехали сюда из Африки. Абиссинцы (эфиопы) вообще всегда жили в Иерусалиме, это были монахи, они жили в V и VI веках, также среди них были семейные люди. Они жили в Старом городе, но в XIX веке их стали очень сильно обижать, притеснять, и они мечтали выйти за стены. И вот одна эфиопская царица того времени покупает землю как раз рядом с нынешней улицей Навиим. Там строится эфиопская церковь и эфиопский квартал. И еще, конечно же, эфиопское консульство, и с того времени Эфиопия имеет официальное представительство в Иерусалиме. Те, кто немного знает историю, может быть, слышали, что Эфиопия в 1935 году была захвачена итальянскими фашистами Муссолини, последний король Эфиопии вынужден был бежать, находился в изгнании и какое-то время жил в Иерусалиме, в эфиопском консульстве. На эфиопском консульстве очень красивый лев, это царский герб Эфиопии, а король ни много ни мало потомок царя Соломона и царицы Савской. Эфиопы в это верят, и я верю, потому что он очень похож, достаточно на него посмотреть: царственный орлиный взор, ну просто потомок царя Соломона. Эфиопы живут здесь до сих пор. Эфиопы – христиане, но в 80-е годы XX века к нам приехало очень много эфиопов-евреев, так называемые фалаши. Это эфиопы, которые относят себя к иудаизму, многие из них ходят в синагогу и храм, потому что у них все перепутано. А главное, эфиопы-христиане мечтали вернуться в Израиль, приехать на Святую Землю, это движение начиналось уже в XIX веке, и когда появился у них свой район за стенами Старого города, эфиопы стали приезжать жить туда из Абиссинии. Приехав сюда, они обнаруживают, что здесь надо быть евреями, они принимают как бы иудаизм, но при этом можно видеть, как они снимают кипу и в воскресенье идут в храм, потому что они на самом-то деле христиане. Это очень интересно.

Эфиопы – это народ, который очень свято хранит традиции, они живут абсолютно в своем мире. Даже в автобусе, когда ты едешь рядом с эфиопской женщиной, от нее невероятно пахнет Африкой, какими-то специями и травами, только им одним известными. Они говорят между собой на эфиопском языке. На домах в Эфиопском квартале до сих пор надписи по-эфиопски. У них есть свои кафе и ресторанчики, даже недалеко от улицы Яффо есть один. Можно видеть иногда, как приходит солдат-эфиоп с оружием, такой израильтянин, сидит и есть эфиопскую еду, а в глазах у него бескрайняя тоска по Африке, по родине, это видно и очень чувствуется. Но между тем они горячо и преданно любят Святую Землю, и если служат в армии, то служат с желанием защищать Израиль, Сион, Иерусалим, то есть это очень интересные люди. Мы с вами в прошлый раз говорили о немцах, которые из любви к Святой Земле приехали сюда и терпели здесь много, точно так же и эфиопы. Здесь их не любят все евреи. Здесь есть, скажем, неприязнь между отдельными этническими группами, и к эфиопам отношение так себе, то есть могут обидеть. Когда израильтяне что-то между собой обсуждают, говорят обидно про них: «Ну, эти эфиопы…»

Эфиопская церковь отличается круглым алтарем. Это очень интересно. Поясню для тех, кто не знает: эфиопы не православные, они, как армяне и сиряне, монофизиты, то есть они не приняли IV Вселенский Собор о двух природах Христа. Но они ходят в наши храмы, в Троицкий собор иногда заходят, в Горненский монастырь на праздники, однако их, конечно же, не причащают.

Кроме того, к улице Пророков примыкают улицы пророка Соломона, пророка Иезекииля и пророка Иеремии, на которых живут религиозные евреи. Они стали там селиться тоже в конце XIX века, это в основном выходцы из Сирии, Ирака, с Кавказа. Мусульмане потеснили их в начале XX века, выгнали, и сейчас там живут самые разные религиозные люди из разных мест, но это строго религиозные районы. Так что на улице Пророков можно увидеть европейских деток, бегущих в свои иностранные школы, эфиопов в белоснежных одеждах, евреев в черных сюртуках и лисьих шапках, и кого только там не найдешь!

Вот такая удивительная улица – как пророчество, наверное, о будущем каком-то единстве Израиля. Кстати, название улицы Пророков дали ей англичане в 1924 году.

– Скажите, пожалуйста, с чем же это было связано все-таки? С той легендой, что там гробница с телами пророков, или с чем-то еще?

– Вы знаете, это название дал военный губернатор Иерусалима по фамилии Сторрз, он был фанатом Святой Земли, очень эрудированным человеком и большим эстетом. Я думаю, что все же его название отражало просто связь с Ветхим Заветом Иерусалима, говорят, что он имел в виду пророков мусульманских, христианских и иудейских, потому что в то время и сейчас на улице Пророков живут и те, и другие, и третьи.

– Спасибо Вам большое за этот чудесный рассказ, за это увлекательное путешествие. Мы будем надеяться, что наши путешествия по Святой Земле милостью Божией продолжатся.

Спасибо за то, что были с нами!

 

Ведущая и автор программы Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать