Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Очень интересная судьба у нашего телевизионного проекта. В рамках выпусков «Есть что сказать» образуются уже циклы передач: так, например, есть цикл «Встречи на Святой Земле», и формируется цикл рассказов о буднях воинских священников. Вот эти рассказы мы сейчас и продолжим встречей с помощником командира 28-й отдельной мотострелковой бригады по работе с верующими военнослужащими, отцом Владимиром Первушиным.
Батюшка, здравствуйте, благословите!
– Здравствуйте, благословение Господне на вас, братья и сестры!
– В августе и сентябре проходили военные учения «Центр-2015». Как военный священник Вы тоже принимали в них участие. Расскажите, пожалуйста, какова была Ваша роль в этом процессе?
– Учения были итоговыми, то есть своего рода экзаменом. Бойцы проходили проверку знаний – чему они научились за время службы – и достойно выдержали ее. Причем участвовали в этих учениях не только наши соединения, но и соединения других армий, про которые я говорить не буду, потому что это не входит в рамки нашей передачи.
– Это военная тайна! Понятно, что бойцы сдавали экзамен, а Вы?
– Мы тоже, потому что мы являемся неотъемлемой частью вооруженных сил Российской Федерации. Есть воспитательный отдел, определенные задачи которого лежат на плечах военных священников, от этого никуда не уйти.
– Получается, что наряду с учебными боями находилось место и богослужениям. Вы и таинства совершали? Как это все происходило?
– Да, более того, даже Божественная литургия в поле проходила. Мы поставили вместе два КамАЗа, откинули у них борта и на таком импровизированном возвышении провели литургию. В богослужении приняло участие 150 человек. Все было вполне прилично и красиво.
– Я всегда задаю этот вопрос (и, наверное, обязана его задавать): эти 150 человек сами выразили желание участвовать в богослужении, или им командиры сказали: «Так, сейчас все на службу!» – и все ответили: «Есть!» – и пошли молиться?
– Это же армия, там всё по распорядку. Если бы все делали так, как хочется, то это была бы не армия:все бы спали, бездельничали и неизвестно чем занимались. Всё по распорядку: кому надо было заступать в наряд – заступили в наряд; кто находился в свободной смене, пошли на службу и т.д.
– А там были мусульмане, буддисты или иудеи?
– Мусульман там не было, потому что в тот день у них была отдельная служба:специально позвали муфтия Челябинской области, и был отслужен намаз с их духовным лидером. Мы никого не обошли: для всех нуждающихся организовали всё по их религиозным потребностям. Во всяком случае, для тех, кто об этом заявлял, а среди них были только православные и мусульмане.
– На литургии присутствовало 150 человек, а сколько было причастников?
– Причастников и исповедников было сто человек. Исповедовались они в этот же день, а накануне мы, разумеется, сказали, чтобы они соответственно готовились. Это очень хороший показатель.
– Я понимаю, что можно на службу прийти по приказу, но как по приказу прийти на исповедь– это мне сложно представить.
– Абсолютно невозможно, чтобы человек пришел и по приказу раскрыл свою душу.
– Я понимаю, что сейчас батюшки уже прижились в армии, и армия уже более благосклонно относится к их присутствию. Но, наверное, все равно каждый раз ситуация зависит от людей, которые в ней участвуют. Какое ощущение было у Вас? Вы были там востребованы, или Вам говорили: «Батюшка, постойте в сторонке, отойдите, не мешайте»? Или, наоборот, было интересно, что это за человек такой в рясе и с крестом?
– В сторонке постоять не удавалось. Пока я там находился, все время была какая-то необходимость: в беседе, исповеди или еще в чем-то. Если потребность есть, то от этого никуда не денешься. У нас большинство военнослужащих верующие, поэтому неизбежно есть необходимость в священнике.
– И сейчас можно, положа руку на сердце, сказать, что большинство наших военнослужащих – верующие?
– Конечно. Другой вопрос, в каком состоянии их вера. Но это уже богословский вопрос – к профессорам богословия, а не к священникам. Мы воспринимаем всех одинаково, не нам судить. Если человек обратился к нам, значит он нуждается в нашей помощи, естественно, мы ему помогаем. Если человек хочет кушать, то не важно, какие погоны он носит: он одинаково хочет кушать. Точно так же есть потребности у души, поэтому люди обращаются вне зависимости от звания.
– Расскажите, пожалуйста (конечно не раскрывая военных тайн), было ли что-то из военных действий, что Вас особо поразило?Может быть, какая-то техника или действия военных, так что Вы сказали: «Ух ты, как они теперь могут»?Конечно, если это не тайна и можно рассказывать.
– Вопросы вооружения я, конечно, не буду раскрывать, ну, а тайна всегда есть: каждый день Господь чем-нибудь удивляет! Посылает какую-нибудь встречу, которой ты удивляешься, и открываешь для себя новое в человеке вообще. Потому что человек – это всегда загадка, всегда тайна. Человек – это образ Божий, поэтому всегда открывается какой-то новой стороной, и этому не перестаешь удивляться. Все время что-нибудь такое посылается. И в эти дни учений, конечно, тоже не обошлось без таких сюрпризов.
– Бывают ли такие ситуации, когда молодой человек тяжело адаптируется в армейском коллективе и обращается за помощью именно к Вам? И что в этой ситуации Вы можете сделать? На что у Вас хватает полномочий?
– Так бывает нередко: человек с заниженными адаптивными возможностями не может ужиться в коллективе, когда человек обидчив, ему тоже трудно. Это неизбежно, когда ему тяжело от того, что в армейском коллективе резкая речь. Конечно, такой человек не знает, как ему жить в этом психологическом диссонансе,при этом он не всегда откроется психологу. Но священнику откроется всегда, потому что священник на то и называется «отец», если мы, конечно, говорим про верующего человека, а неверующих – единицы.
Когда мы проводим какую-то беседу в аудитории, то я прошу поднять руки вначале православных, потом мусульман, затем военнослужащих иного вероисповедания, деноминаций. Но таких почему-то не бывает, или они не хотят руку поднимать, возможно, стесняются.Какая бы у тебя вера ни была, веры нельзя стесняться. А потом я прошу поднять руку атеистов, и всегда примерно из ста человек двое-трое поднимают руки. Таким образом я вывожу среднюю статистику по подразделениям по всей части.
Конечно, такие люди вряд ли ко мне обратятся: они не видят в этом необходимости. Хотя, с другой стороны, они могли бы это сделать, потому что у нас есть закон «О свободе совести», который защищает тайну исповеди. Даже такие люди могут под видом исповеди обратиться к священнику с расчетом, что священник дальше, чем место, где лежит Евангелие и крест, этот разговор никуда не унесет – сейчас я рассуждаю с точки зрения атеиста.
– И для атеиста может наступить в жизни какой-то критический момент, когда он понимает, что Бог ему нужен. А некий представитель Бога (скажем так)– это как раз тот самый батюшка, который живет в части.
– Дело в том, что в критические моменты все мы перестаем быть атеистами. Настает такой момент, когда нам нужен неограниченный ресурс в нашей психике, и религия – это единственная область, в которой этот ресурс не ограничен. Как безграничен Бог, так безгранична и наша душа – это психология религии. Естественно, когда наступают кризисные моменты, мы вспоминаем про Бога. И армия – как раз то место, в котором удобнее всего про Бога вспомнить.
– И в котором немало кризисных моментов... Как раз про кризисные моменты и хочу задать вопрос. Если Вы понимаете, что человеку трудно при каких-то объективных причинах, – то есть это не его субъективные обиды, а ситуация, в которой его действительно обижают, «прессуют», – что Вы можете сделать, помимо того, чтобы постараться изменить его восприятие ситуации? Священник может внешне повлиять на ситуацию? Вы все-таки помощник командира.
– Я могу наблюдать за человеком: есть ли у него какая-то рефлексия, то есть отвечает ли он на слова, которые я обращаю к нему, размышляет ли над вопросами, которые задаю, и есть ли какой-то диалог. Если нет никакого диалога, то я настоятельно рекомендую ему обратиться к психологу. Слава Богу, пока не было таких случаев, чтобы человек находился в такой безнадежной ситуации и я направлял бы его к специалистам в области даже не психологии, а психиатрии. Пока мы могли при помощи диалога как-то выходить из положения.
– А если он не виноват, а его все обижают?
– Тогда он не один – нас двое. Я с ним, и у меня тоже есть с чем прийти и чем помочь. И я всегда об этом напоминаю, намекаю, говорю: давай придем, соберемся вместе... У меня была ситуация в учебном подразделении, где командир роты любил всегда именно так решать проблемы: хотите подраться – деритесь, и надевал всем боксерские перчатки. Вот и я так же говорю: давайте придем, разберемся, если хотим подраться. Я могу выступить в качестве судьи, могу и сам перчатки надеть, если придется. Но я не могу быть равнодушным к судьбе человека, который ко мне обратился. Если он вверил свою душу мне на попечение, как я могу его оставить? Я вникну в его ситуацию, пройду ее вместе с ним.
– Батюшка, спасибо огромное. Очень радостно знать, что теперь есть не только отцы-командиры, но и отцы-священники, которые вместе с солдатами несут служение и помогают им. Я думаю, что многие родители с облегчением вздохнули, слушая Ваши слова. Спасибо!
Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 10 мая 2024 года
Православный словарь. Нравственный идеал
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 10 мая 2024
Благая часть. 10 мая 2024
Читаем Добротолюбие
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!