Союз онлайн: Есть что сказать

18 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Гость студии: митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Часть 1. Ведущая: Светлана Ладина.

Архиерей, имеющий воинское звание «капитан запаса», который прыгал с парашютом, ходил на подводной лодке подо льдами и своими руками строил защитные дамбы во время наводнения. Архиерей, который разбирается в физике и медицине, поскольку в своей доцерковной жизни заведовал лабораторией медицинской кибернетики Всесоюзного научного центра хирургии, а также кандидат психологических наук. Кроме того, владыка входит в состав ректоров России, готовит миссионеров для просвещения китайцев и ведет личный блог в сети Интернет.

У нас в гостях митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

- Ваше Высокопреосвященство, прежде всего, позвольте сердечно поблагодарить Вас за этот визит и поздравить с тремя приближающимися датами: 23-й годовщиной Вашей монашеской хиротонии - в апреле, 17-й годовщиной архиерейской хиротонии - 29 марта и с днем рождения - 25 марта.

- Спасибо.

- 23 года назад Вы приняли монашеский постриг с именем Игнатия в честь святителя Игнатия (Брянчанинова). Насколько я знаю, именно этот святой в свое время открыл Вам путь к Богу. Наверняка за это время ваша духовная связь еще более укрепилась, святитель как-то по-особому открылся Вам?

- Мое вхождение в Церковь началось с того, что владыка Хризостом, который впоследствии постриг и рукоположил меня в Свято-Духовом Вильнюсском монастыре, подарил мне Библию. В то время - начало перестройки, 1988 год - это было огромной редкостью, невозможно было достать ее, тем более это было юбилейное издание, посвященное 1000-летию Крещения Руси.

Библию я начал читать, будучи хорошо информированным о том, что это такое. Люди, которые знали Библию, каким-то образом изучали ее, говорили мне, насколько она глубока, хороша и увлекательна. Именно с таким ожиданием я и приступил к чтению - и Библия мне... не понравилась: ни завязки, ни развязки, ни фабулы, ни сюжета. Спаситель Христос, Который сейчас для меня является всем и вся, описывается таким образом: пошел, сказал, сделал - и ни внутренних переживаний, ни душевных коллизий, что было в изобилии представлено на страницах книг русской литературы. Как для человека, интересующегося психологией, для меня это было очень важно, но ничего подобного в Библии я не встретил.

Когда я пришел к владыке во второй раз, то был намерен поблагодарить его за Библию и сказать «до свидания», чтобы больше никогда не встречаться. Видимо, владыка это понял и преподнес мне книгу - IV том сочинений святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», сказав при этом: «Я вижу Вас интересует психология, тогда почитайте это». Поблагодарив, я взял ее и поехал домой, сев в полупустой автобус, раскрыл книгу на первой попавшейся странице – и тут же все мое существо, вся моя индивидуальность осознала, что автор книги - тот человек, который мне нужен. Любое его слово было мне понятно, любая мысль его до меня доходила - здесь было то, что называется внутренним созвучием. Через святителя я пришел к Евангелию, он привел меня к нему, открыв, что за внешней простотой скрывается такая глубина, которой я даже не мог предположить. Далее он раскрыл мне, что Евангелие не старается сформировать у человека какое-то определенное мировоззрение, но дает ему самому прийти к этому. Оно требует глубокой творческой, внутренней работы над собой, с тем чтобы с Божией помощью, помощью святых, духовных наставников (моим наставником был отец Иоанн Крестьянкин) прийти к Самому Богу. Господь никого не заставляет и не принуждает, но Он дает такую возможность. Евангелие дает такую возможность, и святитель мне помог в этом.

Святитель всегда рядом со мной, и это, наверное, началось с момента пострига, который совершался поздно ночью в главном соборе монастыря, когда я окончательно удостоверился, что буду носить имя святителя Игнатия. Владыка говорил мне, что это возможно, но для испытания он мог сказать одно, а потом резко изменить свое решение, чтобы смирить человека. Тем не менее, эти слова он исполнил и дал мне имя в честь святителя Игнатия. Как принято, после пострига меня оставили одного в огромном монастырском храме: у меня были Псалтирь и акафист святителю Игнатию. Тишина, темнота, лишь одна свеча у меня в руках - и мне захотелось почитать акафист святителю. Положив книгу на аналой и осенив себя крестным знамением, я начал читать первый тропарь - и вдруг осознал, что святитель находится здесь. Конечно, я понимал, что если подниму глаза от текста, никого не увижу, но было абсолютно реальное ощущение, что он находился впереди, чуть-чуть справа, огромный, смотрел на меня и ничего не говорил. Мне было очень хорошо, и я продолжал читать. С тех пор это ощущение - более яркое и отчетливое или менее - всегда со мной: святитель всегда рядом, и мне этого достаточно.

- Вы являлись духовным чадом архимандрита Иоанна Крестьянкина. Как произошла Ваша встреча со старцем, как строились отношения, чему он учил Вас в первую очередь?

- Мне хочется верить, что я был его духовным чадом. Батюшка Иоанн находился в Псково-Печерском монастыре, я в монастыре в Вильнюссе: до Пскова было 12 часов езды на поезде и еще около часа на автобусе до Печор. Когда мне было необходимо получить ответ на очень важные события своей жизни, я ездил к нему, обычно же отправлял письма, на которые батюшка сразу отвечал.

Об отце Иоанне я узнал от одной монахини, когда уже был в монастыре и владыка благословил меня готовиться к монашеству. Однажды мы с братией ездили на монастырское поле копать картошку, и вот на обратном пути ко мне подсела монахиня матушка Архелая и спросила, есть ли у меня духовный отец. Я ответил, что пока нет, и она рассказала об одном замечательном человеке, старце (тогда я еще не знал, кто такие старцы) Иоанне. На меня это не произвело особого впечатления, но потом я опять услышал рассказ о встрече с ним от одного из наших братьев. Когда он приехал к нему, батюшка Иоанн шел по Псково-Печерскому монастырю в сопровождении большого числа монахов и мирян, и наш брат Нестор, будучи уже иеромонахом, спросил, как ему проводить свою монашескую жизнь. Он надеялся, что отец Иоанн остановится и все ему расскажет, а он лишь взглянул и сказал: «Ну что тебе сказать? Смирения нет, послушания нет» - и пошел дальше. Как рассказывал отец Нестор (так звали брата), когда он услышал это, то немного растерялся, а когда ехал, вдруг понял, что именно это ему и нужно было: ведь у него были и Евангелие, и творения святых отцов, а отец Иоанн назвал ему то, чего у него не было. Такой лаконизм и предельная сосредоточенность мысли запали мне в душу, и я поехал к нему.

Первое впечатление от встречи с отцом Иоанном у меня было, мягко говоря, растерянное. Надо сказать, что всякий раз, когда я приезжал, он обязательно принимал меня, даже несмотря на то, что в последнее время часто не вставал с кровати и общался через записочки. Но он поднимался с кровати и шел в комнату приемов, почему-то всегда принимая меня, хотя я был еще послушником.

Представьте: маленькая белая комната, в ней большой красный угол с прекрасными древними иконами, от которых веет батюшкиной молитвой, вдруг быстрые шажки - и заходит маленький старичок в белом подряснике, весь светлый. На меня внимания не обратил, протопал к красному углу и начал читать тропарь Корнилию Псково-Печерскому, потом Вильнюсским мученикам, которые были моими покровителями - все наизусть. Когда все это закончил, повернулся ко мне: «Ну давай поговорим». Помазал меня маслом из Иерусалима, что было тогда большой редкостью, дал попить святой воды, а затем оттянул воротник моего подрясника и всю эту ледяную воду вылил туда. Я сижу, как мокрая курица, боясь вдохнуть, чтобы холодный подрясник не прилип к груди - и какая-то напряженность, напыщенность, заранее подготовленные речи - все сразу ушло, и началась нормальная беседа.

Мы всегда беседовали о многом, и каждый раз батюшка готовил мне пачку книг, говоря «Ты книжная душа». В то время книги были большой редкостью, но все издательства и авторы отправляли ему один экземпляр на благословение, их-то он мне и дарил. Сам я человек не очень эмоциональный, не привык к внешнему выражению любви, но всякий раз когда я приходил к отцу Иоанну, он применял ко мне это внешнее проявление любви: и поцелует, и близко посадит, и молоком напоит. Думаю, он прекрасно видел, чего мне не хватает и пытался разбудить во мне это – умение и внешне проявлять свою любовь.

Многое можно рассказывать об этом чудесном человеке, который, надеюсь, молится сейчас перед Престолом Божиим.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать