Союз онлайн: Есть что сказать

15 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Встречи на Святой Земле: ортодоксальные иудеи. Рассказывает Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж» (Иерусалим). Ведущая Светлана Ладина.

– Каждый человек, который хоть раз бывал на Святой Земле, обращал внимание на людей, выглядящих для нас совершенно непривычно, и безошибочно узнавал в них ортодоксальных иудеев. Именно об этой конфессии, о ее представителях, о соседстве с христианами и мусульманами, о том, чему можно было бы друг у друга поучиться, предложила сегодня поговорить моя постоянная собеседница из Иерусалима Анна Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж». Я честно вам признаюсь, что сама еще не понимаю, куда вырулит наш разговор, но думаю, что будет интересно.

Почему такой выбор мы с Вами делаем на этот раз?

– Дело в том, что паломники всегда неизбежно засыпают вопросами: «Это евреи? А почему они так одеты? А расскажите о них». Времени, если честно, на всё не хватает. У нас, кроме евреев, огромное количество тем: ветхозаветных, новозаветных, по истории Церкви, и мы за неделю про евреев не успеваем рассказать. Но людям интересно, и приходится ограничиваться краткими ответами. И я подумала, что, на самом деле, эта тема для нас, христиан, важна, потому что это богоизбранный народ, тот самый, из которого был по плоти и Господь наш Иисус Христос, и Матерь Божия, и апостолы, и первые христиане, и первые христианские мученики. Поэтому нам очень важно понять, в каком они состоянии сейчас, почему они в таком состоянии. И все-таки есть ли у нас какие-то связи, или история и жизнь разнесла нас уже совершенно по разным полюсам и диалог не возможен? Поэтому я сегодня решила предложить Вам и нашим зрителям подумать и поговорить на тему ортодоксальных евреев.

– Когда мы встречали их на улице, картина, на самом деле, была очень трогательная. Идет папа со множеством детей, мама тут же рядом, но видно, что все дети собраны вокруг отца, и при этом он с ними беседует.

– Да, действительно, жизнь ортодоксальных евреев для нас, христиан, если мы на нее смотрим со стороны (как в данном случае смотрите Вы или приезжающие паломники), выглядит такой идеальной картинкой патриархальной верующей семьи. Дело в том, что они живут вне времени, живут по совершенно другим законам, чем живет современный мир. Еврейские семьи заключают браки, как правило, по договоренности родителей, поэтому там редко бывает чувство до брака. Семьи при этом очень крепкие, у них рождается столько детишек, сколько дает Бог, то есть десять, двенадцать, четырнадцать и т.д. И отец является главой семьи. У нас в православных семьях нередко мать является духовной главой семьи, к великому сожалению. В моей семье, слава Богу, это не так, но часто можно это видеть, да и у меня бывают искушения начальствовать и руководить, нам это свойственно. Еврейские женщины воспитаны совершенно по-другому, поэтому у них главой семьи является отец. Он наиболее верующий, он изучает Тору, основная работа (мы сейчас говорим только об ортодоксальных евреях) – это изучение Торы, то есть Пятикнижия Моисеева, комментариев и устных преданий к Торе – того, что мы называем Талмуд. Государство при этом оплачивает пособие, и не работает ни отец, ни мать. То есть мать рожает детей, а отец изучает Священное Писание. По сути дела, он всю свою жизнь студент, но потом он может быть преподавателем в одной из ешив (ешива – это религиозная школа). Таким образом, вся духовная нагрузка лежит в принципе на отце: он должен учить мальчиков, и он должен воспитывать их в вере. И так было в древности. Что касается девочек, они, конечно, находятся больше в ведении матери, и главное, чему обучаются девочки, даже те из них, которые ходят в школы, – это ведение домашнего хозяйства. Их обучают базово только чтению и письму, насколько это необходимо, опять же, для ведения домашнего хозяйства. А дальше ее цель – это отлично знать, как должен выглядеть еврейский дом, как нужно его содержать, то есть все правила питания, ведения хозяйства по закону Моисееву. Если кому-то интересно, откройте Второзаконие, там 636 заповедей на все случаи жизни. Всё это изучить совершенно невозможно, но они пытаются по сей день это не только изучать, но и исполнять. Таким образом, девочка готовится стать еврейской матерью, родить детей и в строгости их воспитывать.

Надо вам сказать, что живут при этом религиозные евреи совершенно обособленно от нашего государства. У них свои религиозные школы, где мальчики и девочки учатся отдельно и по своей программе. Очень часть они стараются от государства вообще ничего не получать, есть даже такие. У них есть свои богатые общины, например в Англии, в Америке, которые посылают деньги на общину в Иерусалиме. На эти деньги община и живет. Мы видим их стремление отделиться от мира. В Иерусалиме они живут в своих районах по той причине, что они не хотят, чтобы их дети видели накрашенных девиц в шортах, молодых людей с сигаретами и с телефонами. У религиозных евреев нет мобильных телефонов. Я подчеркну, что говорю сейчас об ультраортодоксах, потому что есть разные степени религиозности. У них дома нет телевизоров и компьютеров, и, гуляя по их району, можно нередко увидеть на балконе плакат, на котором написано: «Мы не выгоняем Божие присутствие в нашем доме. В нашем доме нет телевизора и компьютера». Об этом стоит задуматься. Когда такое видишь, сердце подпрыгивает, потому что у нас телевизора нет, но компьютер есть. Думаешь: «Да, надо бы и от этого постепенно отказаться». Но понятно, что для работы Интернет нужен. Они не читают израильские газеты, вместо этого у них на стенах есть пашквили. Наше слово пасквиль, которое означает юмористический, сатирический, высмеивающий кого-то рассказ, на самом деле взято от еврейских деревень, где такие пашквили вывешивались на стенах. Чаще всего они осуждающего характера и призывающие, например, отреагировать соответственным образом на какое-то явление в обществе или в их общине. Надо сказать, что общин очень много.

Современный иудаизм – это раввинский иудаизм. Во многом, к сожалению, он не имеет отношения к тому, что было во времена Господа Иисуса Христа, потому что тогда центром был Иерусалимский храм. Сейчас храма нет, и пришлось практически сначала изобретать, как жить и молиться без него. Соответственно, возникли течения, школы одного раввина, другого, третьего и т.д. До сих пор в иудаизме нет полного единства. Единство в том, что они все живут по закону Моисееву, всё исполняют по Ветхому Завету, но есть разные течения, разные школы, и нередко представители этих школ даже молятся в разных синагогах. Между общинами время от времени возникают конфликты или несогласия в чем-то, и в пашквилях как раз выражаются эти мнения. Иногда это бывает забавно, а иногда наталкивает на мысли нас, христиан. Например, однажды попался пашквиль, где было написано (притом они пишут всегда высоким слогом, библейским языком): «Горе постигло народ Израиля. В такой-то школе детей стали обучать английскому языку». Первая реакция – это улыбка, а с другой стороны, стоит задуматься, потому что, изучив английский язык, дети получают доступ к определенным вещам, к определенным фильмам, материалам, журналам, в которых полезного для души, скажем прямо, ни еврейские, ни христианские дети для себя не найдут. В Советском Союзе мы не знали английского языка, и это в чем-то было лучше. По крайней мере, мы не имели доступа к ряду вещей в определенном возрасте, скажем, до университета.

– Скорее всего, дело не в самом английском, а в общедоступности информации, которая сейчас валом валит. Высокого качества информации там крупинки, а все остальное – это, действительно, сплошное искушение.

– В том-то и дело. А они полностью ограждают своих детей. Конечно, первое, что бросается в глаза, – это их внешний вид, который тоже вызывает восхищение у меня лично. Девочки ходят, как девочки: они не носят брюк, шорт, они в любую погоду носят чулки, которые полностью закрывают ножки. У них всегда закрытая обувь. До замужества девочка может ходить с непокрытой головой, но при этом все должно быть закрыто, и рукавчик ниже локтя. Женщины, когда выходят замуж, должны покрывать голову. Здесь всевозможные вариации: есть восточные школы, которые ходят просто с покрытой головой либо в платке, примерно как мы ходим в храм, только завязывают его назад. Есть француженки, которые наматывают неописуемой красоты тюрбаны из двух-трех платков. Это очень красиво, всегда под тон к одежде, и еще каким-нибудь цветком украшено. Есть женщины, которые ходят с «авоськами» на головах, не знаю, как это назвать. Такая бархатная шапочка, как сетка, которая полностью закрывает волосы. Ее очень удобно надевать и снимать, но в храм так не придешь, это будет выглядеть странно. А некоторые женщины ходят в париках. Здесь есть история, почему они так ходят, в париках и в шляпках. Это выходцы из Европы, ашкеназские евреи, в частности одна из школ Франции, но не восточные французские евреи, а европейские французские евреи. Дело в том, что еврейки всегда были очень красивые и, к сожалению, мужчины нередко обижали женщин, то есть были изнасилования и всякие другие моменты. Евреек всегда было легко отличить, потому что они ходили в платках, а француженки ходили с непокрытой головой. И один из раввинов, это было перед Второй мировой войной, в 30-е годы, придумал способ, чтобы женщины брили наголо волосы, надевали парик и таким образом ничем не отличались от остальных жительниц Парижа, но при этом они уничтожали свою главную женскую привлекательность – волосы. И они это делают до сих пор.

– И в то же время они соблюдали закон, потому что голова была покрыта.

– Да. Представьте себе, ради Господа Бога никто бы из нас не смог такое сделать, а они делают. На самом деле, евреи находятся в очень печальном положении. Они ждали царя, но не приняли Христа, тем не менее когда человек истинно ищет Бога, то нередко он движется в том же направлении, потому что другого направления нет. Направление одно – соединение с Богом, богостяжание, богоподобие, стяжание Духа Святаго, как мы называем. И искренне верующие люди в мусульманстве, в иудаизме, они того же ищут. Только у нас путь прямой – Христос, вот Он, дверь, и прийти к Отцу можно только им, а они идут очень сложными, обходными путями. Очень больно и обидно за них. Им только дать Христа – и все, а для них это камень преткновения, который не всем дается. Конечно, у нас есть коренные евреи, которые приходят ко Христу и принимают Его.

– В первую очередь, это пример Вашего мужа.

– Пример моего мужа – это православие, это меньшинство. У нас есть довольно большая община мессианских евреев-протестантов. То есть они пришли ко Христу, но они не православные, и их можно понять, так как они не знают ни греческого, ни русского языков. Те из них, которые знают русский язык, все равно очень сильно чувствуют себя евреями, израильтянами, поэтому молиться в православном храме по-русски или по-гречески им неудобно. Они не могут принять решение Первого Апостольского Собора о том, что язычников надо принимать в Церковь, не обрезая их. У них этот момент до сознания еще не дошел, поэтому они молятся сами. Они издают очень много книг и бесплатно их раздают, а религиозные евреи беспрерывно пишут про них пашквили, вешают на улицах плакаты с надписями: «Осторожно, в нашем районе появились мессиане, выгоняйте их, не слушайте, они предатели». Это на самом деле большая трагедия, раскол еврейского народа. Но, мне так думается и как апостол говорил, все придет в гармонию, они поймут, придут и найдут Христа, особенно те из них, кто сейчас не жалеют сил, жизни, чтобы жить по закону Моисееву. Я в это верю и надеюсь. Мы так иногда не желаем быть со Христом, как они желают быть с Богом через выполнение закона внешнего, хотя у них намного меньше благодатной помощи, чем у нас. У нас есть причащение Святых Тайн и Дух Святой. А они, по сути дела, перед Стеной стоят… Стена Плача для меня как символ: действительно, лбом в стену упершись, они ждут этого соединения с Богом. Есть те, которые не искренне веруют, а просто образ жизни ведут такой, но те, которые искренне веруют, находят Христа, потому что их усилие очень велико для этого.

– Анна, спасибо Вам большое! Действительно, интереснейший разговор получился. На эту тему не принято говорить, все и так все знают. Но на самом деле, мы и малой толики не знали из того, что Вы рассказали. Уважаемые зрители, я надеюсь, что не только мне, но и вам было интересно, и что-то полезное для себя вы почерпнули.

 

Ведущая и автор программы: Светлана Ладина
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать