Союз онлайн. Четверть часа

28 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Пройти по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме, увидеть места, где страдал, умер и Воскрес Сын Божий, посетить придел Адама в Храме Гроба Господня - в нашем проекте "Святая Земля в словах и жестах" (экскурсии с сурдопереводом). Рассказывает гид паломнической службы "Радонеж" Рафаил Мусан-Леви. Сурдопереводчик Николай Соколов.
Ведущий Дмитрий Бродовиков.

Ведущий Тимофей Обухов:

– Пройти по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме, увидеть места, где страдал, умер и воскрес Сын Божий, посетить придел Адама в Храме Гроба Господня – в нашем проекте «Святая Земля в словах и жестах» (экскурсии с сурдопереводом. Сурдопереводчик Николай Соколов).

Сегодня попразднство Воздвижения Креста Господня, а вообще это двунадесятое торжество длится вплоть до 4 октября, когда совершается отдание праздника. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», – звучит в эти дни в храмах, словно в преддверии Пасхи. Мы вновь вспоминаем события почти двухтысячелетней давности, когда за нас и нашего ради спасения принял мученическую смерть Богочеловек Иисус Христос.

 На Страстной седмице, предшествующей Светлому Христову Воскресению, совершается служба Двенадцати Евангелий: читаются главы, повествующие о страданиях и смерти Господа Иисуса Христа – от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия.

Пройти по крестному пути Спасителя в Иерусалиме, своими глазами увидеть, где страдал, умер и воскрес Сын Божий, и услышать свидетельства Евангелия об этих событиях приглашают нас авторы цикла «Святая Земля в словах и жестах» – проект адресован всем нашим зрителям, но в особенности глухим и слабослышащим людям. Мы побываем сегодня в темнице Христа – небольшой пещере, где в одной из одиночных камер с каменными колодками был заключен Спаситель.

Видеосюжет.

Рафаил Мусан-Леви, гид паломнической службы «Радонеж»:

– Чтобы немножко вспомнить все, что было, батюшка будет читать нам Евангелие, которое обычно читают во время службы Двенадцати Евангелий. Держите кресты, у кого есть. После Евангельского чтения мы начнем петь «Кресту Твоему», те, кто на языках знаков, тоже, это поможет вам сосредоточиться, и будем идти вместе по этой же дороге, не торопясь.

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, —

да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это или другие сказали тебе о Мне?

Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,

и говорили: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по ланитам.

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины.

Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, — противник кесарю.

Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

Тогда наконец он предал Его им на распятие.

Ведущий Тимофей Обухов:

– Все выпуски цикла «Святая Земля в словах и жестах» вы можете увидеть в нашем эфире, работа над ними продолжается, и всего предполагается двенадцать частей; они будут выложены и на нашем сайте в разделе «Союз онлайн».

Те, кому довелось побывать в Иерусалиме, обязательно посещают Храм Воскресения Христова, более распространенное его название – Храм Гроба Господня. Он состоит из нескольких приделов, устроенных на месте разных евангельских событий и вокруг сохранившихся святынь. У самого входа в храм – Камень Помазания, на нем тело Господа, снятого с Креста, помазывали миром и благовониями и оплакивали.

Голгофа – место, где совершалось распятие. Приделы Обретения Животворящего Креста, Разделения Риз Господних, Лонгина Сотника и другие – и главное место, куда в первую очередь устремляются паломники, кувуклия Гроба Господня: пещера, где Христос был похоронен и воскрес. Христа называют новым Адамом: первозданный ветхий Адам не сумел пройти путь, предназначенный ему свыше, – путь любви, самоотвержения и послушания Богу. Все это исполнил новый Адам – Сын Божий, ставший Человеком и своим подвигом открывший людям врата в жизнь вечную – в жизнь с Богом.

Продолжая наше телевизионное паломничество, предлагаю вам посетить придел Адама в Храме Гроба Господня.

Видеосюжет.

Рафаил Мусан-Леви:

– Мы стоим на месте, где, согласно с очень древним преданием, находился череп Адама. Некоторые даже считают, что земля, которую Творец использовал для создания первого человека, была именно отсюда. И неслучайно, что здесь был распят второй Адам, то есть наш Спаситель.

Мы стоим под Голгофой, перед нами придел Адама. Через стекло мы видим оригинал Голгофской скалы, над нами место распятия – Голгофа. Во время распятия Честная Кровь Господа нашего лилась по трещинам, которые образовались во время землетрясения, что, согласно Евангелию, произошло во время распятия. Капля крови Господа упала на череп Адама и омыла его первородный грех. Таким образом Господь Своей искупительной смертью избавил человеческий род от привязанности к смерти. Это не значит, что добровольно мы не можем грешить: мы знаем, что уже две тысячи лет после искупительной Жертвы Господа люди и совершают грехи, и умирают. Люди иногда не понимают, как это можно совместить: люди грешат и умирают, а мы все равно радуемся и говорим, что Господь победил ад и дьявола. Он победил и дал нам возможность тоже победить смерть, но мы не всегда это делаем. Поэтому здесь очень много зависит и от воли Божьей, и от нашей собственной воли.

Имя Адам не очень распространено на Руси, но оно есть в святцах. У белорусов и поляков довольно часто встречаются и Адамы, и Евы – у них это принято, и у нас, в принципе, никто не запрещает. Но это единственный известный мне храм в честь Адама – я не знаю никаких соборов или приходов во имя Адама, это единственный известный мне в православном мире придел его в честь (если кто-то знает еще о каких-то приделах в его честь, пожалуйста, сообщите мне, мне будет очень интересно об этом узнать).

Я знаю, что есть очень древние русские канты об Адаме. Хотя почитания Адама в Русской Церкви нет, но мы знаем, что в XVI–XVII веках русские люди очень, очень идентифицировались с Адамом. Потому что Адам – это человек, который получил все блага, был создан Богом, но он плакал, потому что за свои грехи потерял блаженство. Есть даже такой древний кант: «Раю, мой раю, прекрасный мой раю». И среди русских святых Силуан Афонский часто обращался к Адаму. Он считал, что это пример для любого человека, который живет церковной жизнью, кается и все-таки совершает грехи, потому что мы все совершаем грехи. В этом смысле мы все похожи на Адама.

Господь дал нам Святое Крещение, через которое снимаются все грехи, – тем не менее мы опять, как Адам в раю, оскверняем свое состояние чистоты и совершаем грехи, так что Адам для нас – пример покаяния человека, знавшего Бога лицом к Лицу, который потом потерял это.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать