Союз онлайн: Четверть часа

3 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ: драки в школе. Гость студии: доктор психологических наук Юлия Токарева. Ведущий Тимофей Обухов.

– Юлия Александровна, драки в школе – одна из актуальных и сложных тем, интересующих телезрителей. Как относиться к дракам и что делать, если они случаются?

– Действительно, тема очень популярная, потому что с приходом ребенка в начальное звено школы начинается, в частности, его знакомство с тем, как ведут себя старшеклассники. А старшеклассники достаточно свободно выясняют свои отношения, могу позволить себе стукнуть кого-то по плечу или отобрать какие-то вещи. И ребенку начальной школы кажется, что это поведение вполне уместно и для него. Можно увидеть, что, подражая старшеклассникам, ребенок начинает вести себя достаточно дерзко, грубо и резко. Но не каждый ребенок, наблюдающий за драками старшеклассников и за выяснением отношений, ведет себя подобным образом. Конечно же, предпосылки для драчливого поведения лежат чуть глубже того, что ребенок видит в школе. Отчасти это начинается либо в детском саду, где ребенок уже проявлял нетерпеливость к сверстникам и дрался, либо эта форма отношений (драк и физического наказания) популярна в семье, и ребенок идет с этим в школу.

– Каковы причины того, что ребенок дерется?

– Одна из основных причин – это привлечение к себе внимания. Ребенок приходит в школу и видит огромную массу детей, ему трудно выделиться – хорошим поведением это не удается. Он ведет себя так, как от него ожидают в школе, и на него не обращают особого внимания, потому что он примерный ребенок. Чтобы заслужить внимание взрослого и одноклассников, он прибегает к драке.

Вторая причина – власть, то есть ребенок хочет занять в классе определенную позицию. Может быть, у него есть лидерские наклонности, и он хочет оказаться чуть более значимым, поэтому в драке он демонстрирует свою силу и власть над другими.

Следующая причина – имеющаяся у ребенка активность, которая в данных конкретных условиях не может найти способов самовыражения. Ребенок активен и деятелен, но условия школы не позволяют эту активность конструктивно реализовать, поэтому он дерется, от этого ему становится физически легче, может быть, он даже заряжается и просыпается. С одной стороны, это деструктивно, а с другой – это необходимость для ребенка, это его возможность быть активным и проявить себя.

Последняя, очень сложная причина – драка для ребенка стала привычкой. Если все дома дерутся, например, в большой многодетной семье, а родители используют физическое наказание, то ребенок считает подобные поступки папы и мамы правильными. Это становится определенной нормой жизни ребенка, и с этим он приходит в класс. Для него в порядке вещей надавать кому-то подзатыльников, что-то отобрать, кого-то обидеть, и слезы одноклассников для него тоже являются вполне нормальным состоянием, потому что он сам практически все время находится либо в состоянии плача, либо в состоянии успокоения самого себя.

– Получается, физические наказания родителей могут привести к тому, что для ребенка будет нормой поведения драчливость и физическое воздействие на одноклассников?

– Да, абсолютно верно.

– Какие ошибки допускают родители, когда становятся свидетелями драки? Как взрослым и учителям вести себя после того, как произошла драка?

– Если мы видим драку как систематическое проявление поведения ребенка, то нужно задуматься о том, что, скорей всего,методы реагирования на драку неверные. Если реакция на поступок ребенка будет правильной, то, вероятнее всего, он его больше не совершит, потому что сделает для себя нужные выводы. Одной из основных ошибок является то, что взрослый наказывает всех детей, участвующих в драке, не разбирается, кто прав, а кто виноват. Тогда зачинщик драки делает для себя вывод о безнаказанности, так как попадет и тому и другому, а если он еще хочет причинить боль обидчику, то для него это будет двойная польза. Вначале он его обидел, а потом еще учитель наказал.Важно разбираться в причине драки, в том, как пытались преодолеть сложившееся положение, нужно научить ребенка правильно выходить из ситуации, не прибегая к физической агрессии и силе.

Вторая ошибка: взрослые настоятельно требуют от слабого ребенка давать сдачи. Ребенок не совсем понимает, как это сделать, и иногда его поведение начинает носить провоцирующий характер. Например, кто-то говорит: «Ты двоечник, ты неумеха!» Данное обвинение можно принять за нападение, следовательно нужно дать сдачи тому, кто тебя обижает, и ребенок начинает драться. Здесь нужно тщательно ребенку объяснить, что такое давать сдачи. И вообще, нет смысла обучать такому поведению, потому что дальше мы будем бороться с его агрессией.

У нас есть очень сложный подростковый период, где ребенок в силу эмоциональности не способен себя проконтролировать. Тому ребенку, который приучен давать сдачи и быть агрессивным, будет еще труднее себя сдержать. Поэтому я не рекомендую родителям учить детей давать сдачи. Лучше всего показать разные варианты того, как защищать себя, отстаивать свою позицию, договариваться друг с другом. Объяснить, что лучше иметь больше друзей, чем врагов, с которыми нужно бороться.

– Какие методы борьбы с драками Вы можете предложить?

– Во-первых, родителям нужно прекратить любое физическое наказание и насилие над ребенком в семье. Нужно понимать, что семья является самым главным примером, поэтому родительское поведение – пример для подражания. Если вы хотите, чтобы ребенок вел себя каким-то образом, то начните с самого себя и ведите себя примерно. Во-вторых, с ребенком-драчуном нужно вести отдельную работу и ни в коем случае не выставлять его на всеобщее обсуждение, потому что причина драк у каждого ребенка своя. Одному ребенку нужно внимание, тогда взрослый должен уделять ему столько внимания, сколько нужно для того, чтобы поддержать его или удовлетворить его потребность в признании. Другой ребенок дерется для того, чтобы показать власть над кем-то, поэтому нужно предоставить ему возможность эту власть проявить в конструктивном русле. Спросите у него совета, как бы он поступил в какой-то ситуации. Даже если он поступил плохо, то можно спросить у него, как его наказать за его поведение, тогда его потребность во власти будет удовлетворена. Если драчун действует по привычке и по-другому он не может, тогда процесс переучивания займет чуть больше времени. Будет правильнее обратиться к психологу или в определенные организации, где работают специалисты, которые обучают детей конструктивным правилам взаимодействия.

– Если запрещать мальчику драться, то он может вырасти мягкотелым. Можно допустить драку мальчиков?

– Действительно, чаще всего мы именно к мальчику предъявляем такую нормативность – синяки украшают мужчину и прочее, а вот девочке драться нельзя. На самом деле, это не совсем конструктивная установка, приводящая ребенка к мысли об обязательности драк. Я думаю, что будет лучше, если мы будем учить мальчиков защищать девочек, нести портфель, помогать справится с какими-то трудными задачами. Может быть, защищать от тех драчунов, которые еще не начали исправляться, и это будет действительно мужественный, мужской поступок.

А если мы говорим о девочке, которая дерется, то, наверное, взывать к тому, что она девочка и драться ей нельзя, будет не совсем правильно, потому что она может почувствовать себя хуже, чем мальчики. Почему мальчикам можно, а мне нет? Лучше попробовать показать путь к дружбе в более добром и внимательном отношении к другим людям. Если ты будешь более доброжелательна и участлива, то у тебя будет более обширная и добрая компания друзей, ты получишь их поддержку, сможешь всегда обратиться за советом и т.д. Даже если появится какой-то враг, то твои друзья будут вместе с тобой, одним только видом смогут смутить этого врага, и он может превратиться в друга или, по крайней мере, перейдет в другой статус и категорию.

Мне кажется, что самое главное правило – чуткое отношение к другому человеку, понимающее и принимающее отношение, умение находить слова убеждения вместо кулаков и драки.

– Юлия Александровна, спасибо за ответы. Наверное, можно закончить передачу словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

Дорогие друзья, если у вас возникают какие-то вопросы к Юлии Александровне, не забывайте, что у вас есть телефон +7(982)628-16-14, по которому вы можете с ней связаться.

 

Ведущий: Тимофей Обухов
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать